Сегодня: Понедельник, 24 Апреля    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
Выставка «Строй-Дом» Как правильно сушить детскую обувь? Консультирование в Пскове За деталями для подвески - в «Глэдис» Мой Псков Присадки для топлива Венедиктов Псков-ЭКСПО Лучшая интерьерная печать в Пскове День открытых дверей ФВТЭ Тест на протест



Старый новый русский

13.01.2011 13:46 ПЛН, Псков

Отечественное телевидение поддерживает странную традицию отмечать дореволюционный Новый год повтором протухших новогодних концертов. Соотечественники, между тем, упрямо вскрывают припасенные бутылки шампанского, кто-то даже готовит по такому случаю оливье и мимозу. Не столь буйно, как две недели назад (хотя, кто как), но россияне отдают дань «неофициальному» Новому году по старому стилю.

Так или иначе последний аккорд новогодних празднеств, обычно стартующих в России накануне Рождества по григорианскому календарю, Новый год по календарю юлианскому завершает зимнюю эпопею в ночь с 13-го на 14-е января. Все. Мы сделали это. Пережили как минимум три недели зимнего безумия.

Старый новый год - зримый символ пребывания нации сразу в двух временных измерениях: старом и новом. Упорное нежелание Русской Православной Церкви перейти на всемирное летоисчисление провоцирует у русских людей, во-первых, комплекс нарочитой «особости», во-вторых, скажем так, экзистенциальной обособленности: «здесь вам не тут». Уже сам оксюморон «старый новый» уникален, являясь порождением жизни в двух летоисчислениях сразу, в двух системах координат. В связи с чем у русских удивительные отношения со временем: хочешь - не хочешь, но у нас два Рождества Христовых и два Новых года.

И, как следствие, странные отношения с Истиной. Проблема на уровне диссертации по философии.

Что считать настоящим, подлинным Рождеством? Ту ночь, что отмечает весь мир, или ту, которую чтим мы. Чтим как-то понарошку, не по-настоящему, как некий светлый бонус после пьянки и обжорства. Если первое Рождество является как новость, то второе Рождество как дежавю.

Псков

В идеале и по церковному канону для православного христианина Рождеству Христову предшествует пост. Однако, как всем нам хорошо известно, идеалу и предписаниям церкви следуют считанные единицы. Большинство русских предается откровенному раблезианству и безудержному паганизму, то бишь чему-то вроде современной модификации языческих мистерий. Дионисийские культы не ушли в глубь веков, а причудливым образом возродились в традиции трехнедельного российского новогоднего карнавала.

Россия, как бы не старались православные PR-конторы, остается глубоко языческой страной со своим специфическим языческим укладом и неискоренимыми суевериями. Специально подчеркну: не атеистической, а именно языческой, то есть с многобожием, многочисленными ересями и верой, что, поплевав через плечо, можно избежать какой-нибудь напасти. При этом авторитет родной церкви традиционно сохраняется в виде своего рода «альтернативного» отдела по культуре или развлечения.

В рождественскую ночь с 6-го на 7-ое я побывал в Троицком соборе. Так вот,  люди воцерковленные явно потерялись среди тех, кто зашел в церковь как на спектакль: поглазеть и составить впечатление.

По городу ходили слухи, что на рождественскую службу в кафедральный храм прибудет САМ. То бишь губернатор Андрей Турчак.

Поэтому или нет, но начало богослужение задержали чуть ли не на час.

Молодые люди в стихарях и без оных полчаса бегали по собору с ковриками, то стелили их у колонны недалеко от иконостаса, то сворачивали и уносили куда-то в закрома храма. Эта суета продолжалась примерно с полчаса. Народ слегка недоумевал.

Наконец явился глава Пскова Иван Цецерский с товарищем, и служба началась. Глас молитвы затягивал в сакральное, хор очаровывал слух. Многие верующие впали в молитвенный транс, что, собственно, и требуется от молящихся, но многие псковичи так и продолжали просто глазеть, хаотически передвигаться по храму и обмениваясь репликами.

Тут в непосредственной близости от меня случился весьма примечательный диалог, который подтвердил все мои досужие догадки.

У иконы Николая-чудотворца стояли две пожилые женщины. Одна, в мужской шапке-ушанке, рассматривала древний иконостас, а другая вставляла свечу в медный подсвечник. Мимо семенила старушка, которая, по-видимому, прислуживает в соборе, так сказать, по хозяйству.

Увидев женщину в шапке, старушка громко спросила:

- Вы женщина или мужчина?

И затем:

- Если мужчина, то шапку нужно снять!

И побежала дальше по своим хозяйственным надобностям.

Женщина в шапке слегка опешила от произошедшего, а потом обратилась к ближним своим с такой филиппикой:

- Вот чем отличается православная церковь, так это тем, что здесь полно таких вот придурков! - она явно апеллировала к мнению тех, кто стоял рядом и стал невольным свидетелем разыгравшейся сценки. - В другом храме стоишь, и никто тебя не трогает, но здесь...

(Женщина, вероятно, имела в виду другие христианские конфессии: католиков или протестантов. Я же вспомнил, что у католиков и протестантов во время богослужения можно удобно устроиться на скамейке, а не стоять три часа подряд на своих двоих).

- Пойдем отсюда, чтобы эти рожи не видеть! - обратилась женщина в ушанке к своей подружке, схватила ее за рукав, и увела восвояси.

Подчеркну, что, по сути, бестактная старушка из Троицкого собора и женщина в шапке - представительницы одного поколения, но в каких разных временах (= мирах) они живут! Никакой диалог между ними, в принципе, невозможен.

Условно их можно разделить на «старых» и «новых» русских (никакого отношения к «новым русским» из забытых ныне анекдотов это разделение, понятное дело, не имеет).

Не выставляя никаких оценок и грубо говоря, «старые русские» - это все те, кто находится в тени григорианского календаря, в его мощной охранительной традиции, со всем невероятным запасом мыслительных и поведенческих привычек: нетерпимостью, косностью, раболепствием, чинопочитанием, ограниченностью и т. д.

«Новые русские» - те, кто открыт для любых новаций, и кому претит этот грубый запретительный концлагерь, в котором продолжают кичиться своей сермяжной уникальностью апологеты пресловутой Традиции.

На верхотуре, неподалеку от одной из колонн, стоял молодой служка в золотом одеянии и снимал рождественское богослужение на видеокамеру, что свидетельствовало о том, что достижения технического прогресса церковникам совсем не чужды. Чего, однако, нельзя сказать об общей картине (= концепции) мира. Мир остается для «старых русских» чуждым и чужим пространством, злобным и воинственным чудищем, которому необходимо противостоять, в том числе и по части календаря.

Саша ДОНЕЦКИЙ

Источник: Псковская Лента Новостей





 

Какой оценки заслуживает работа псковских муниципальных чиновников, ответственных за состояние городского хозяйства?












Loading...


Голосование

Какой оценки заслуживает работа псковских муниципальных чиновников, ответственных за состояние городского хозяйства?












Календарь

«« 2017 г.
«« апрель
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30