Блоги / Александр Донецкий. Словарный Запас

Соло на клавиатуре: Скобари и варяги

30.03.2011 11:03|ПсковКомментариев: 87

На последней встрече с журналистами «без галстуков» (лично я был в футболке) губернатор Андрей Турчак в очередной раз, - уж не помню, по какому поводу, - вставил в свою речь концептуальное словцо варяг (1).

Упоминание всуе этих самых «пришельцев», к коим сам питерский уроженец Турчак и относится, высвечивает как бы некий комплекс, навеянный сугубо псковскими фобиями. Живя на Псковщине, нельзя не заразиться, не попасть под мощное внушение скрытой или явной идиосинкразии (2), так или иначе свойственной местным жителям вне зависимости от уровня их образования или социального статуса. Болезненная реакция части населения на пресловутых варягов, причем как так называемой «элиты», так и «плебса» есть самобытный и трудно объяснимый феномен, с которым еще предстоит разобраться научному сообществу и художникам. Я же сейчас предлагаю лишь наметки темы, ее предварительную заявку на будущее, поскольку убежден, что «варяжский фактор» и «варяжский вопрос» еще долго будут определять самобытность псковского бытия.

Фобии псковичей возникли не на пустом месте.

Псков

Илья Глазунов. «Внуки Гостомысла. Рюрик, Синеус, Трувор»

Скобарь (3) - как житель пограничья, угрюм и недоверчив. Он вечно сидит на своем пне у болота, с опаской и с подозрением вглядываясь вдаль, во все четыре стороны света: на запад, на восток, на юг, и даже на север. Отовсюду жди напасти и подлога. От тевтонцев, ливонцев, шведов, ляхов, татар и московитов. Никому нет доверия, и лучше всего укрыться в своем темном хронотопе (4), за высокими и крепкими стенами, приготовив нежданным гостям химическое оружие собственного производства страшной убийственной силы – огромные чаны кипящих фекалий.

Суровый, неулыбчивый менталитет скобаря складывался веками в ситуации перманентной опасности и постоянной готовности к отпору. Какие такие варяги? Кал им на головы, секир им башка!

Поразительно, но подобные настроения оказались живучи и заразны настолько, что цепляют и захватывают всякого, кто задержится в заповедном ландшафте с вылезшими, будто из-под земли, древними стенами и башнями хотя бы года на три-четыре. И по причине того, что нынешний губернатор не природный скобарь, он всегда готов как бы к упреку, немому или высказанному вслух: мол, понаехали тут всякие, даром, что питерские, и несчастных скобарей теперь прессуют. Сами, понимаешь ли, дела свои ловко обделывают, устраивают конкурсы да аукционы, проводят Всероссийские Масленицы, оперы в Псковском Кремле, Изборские юбилеи, а скобари от злобы и обиды никак в себя прийти не могут.

Подобная мифология довольно широко распространена на родине вечно зеленых помидоров, и пусть термин варяг здесь не что иное, как концепт (5), употребляемый в довольно узком политологическом значении, преимущественно в пропагандистских целях, недоверие к власти, в которой на руководящих постах преобладает приезжий из столиц управленческий элемент, глубоко сидит в интуициях населения.

Помню, как-то, накануне первой Всероссийской Масленицы, я зашел в парикмахерскую постричься. И в ходе легкого, ни к чему не обязывающего трёпа с парикмахершей, она задала мне вдруг вопрос с подковыкой:

- Как вы к Масленице относитесь? Пойдете туда?

- Ну, да. – Говорю. – Пойду, погляжу, погуляю. А что?

- А я вот нет. Не пойду принципиально! – Твердо ответила мастерица ножниц и расчески. – Там же все питерские устраивают. Наших бизнесменов не пускают. Это ж бизнес: распилы, откаты.

Вот так вот и прямо заявила, и не было в ее голосе никаких сомнений.

Помнится, я подивился такой осведомленности, а главное, какой-то иррациональной принципиальности и местному патриотизму обычной, в общем-то, женщины пролетарского происхождения, явно не озабоченной проблемами сложных взаимоотношений здешней «элиты» с питерскими назначенцами.

Это удивительно еще и потому, что истинных, коренных скобарей на Псковщине осталось не так много. Согласно социологическому исследованию, проведенному в Пскове в конце 90-х годов, доля родившихся в Пскове горожан составляет 40%, соответственно приезжих – 60%. Сейчас, по оценкам экспертов, это соотношение не в пользу коренных псковичей стало еще разительней: 30% на 70%.

Примерно такая же картина наблюдается и в районных центрах. В 2008-м году, еще до кризиса, Центр социального проектирования «Возрождение» провел исследования в шести малых городах Псковщины, так вот: в Гдове коренные жители составили 40%, в Дно – 54%, в Невеле – 50%, в Опочке – 31%, в Порхове – 41%, в Печорах – 26%. Остальные, получается, - варяги.

Когда псковичи «соображают на троих», то только один из них скобарь, два других, согласно статистике, варяги.

Иначе говоря, «варяжский вопрос» на Псковщине касается не только исключительно власти, расширяясь на всю среду обитания. А в некоторых сферах бытия варяги составляют абсолютное большинство. Скажем, артисты старшего и среднего поколения в Псковском театре – все сплошь «варяги», а здешних режиссеров не сушествует в природе. В «Союзе художников» местных живописцев – раз два и обчелся. Что уж говорить о таких профессиях, как врачи или военные?

Но «варяги» в бытовой ипостаси никого особо не волнуют, все-таки Псковщина, при всех издержках российского федерализма, пока неотъемлемая часть России, и скобари – не отдельный этнос. Пусть и гремучая смесь потомков кривичей с чудью белоглазой, но не какие-то там кураты (6), а чистокровные русские, в большинстве своем, люди.    

Все мы, разумеется, помним по учебникам отечественной истории провиденциальную формулу из «Повести временных лет»: «Земля наша велика и обильна, а наряда (то бишь, порядка, управления – авт.) в ней нет. Приходите княжить и володети нами». – С такими словами, если верить летописцу Нестору, обратились к варягам из заморского, предположительно – датского, племени Русь новгородцы. «И пришли, и сели, - повествует далее летописец, - старший, Рюрик, - в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

Обычно фраза про обильную землю, в которой нет наряда, цитируется применительно к людям, которые не способны наладить собственную (производственную, общественную, культурную и т. д.) жизнь, и надеются на помощь извне, сообщает нам Интернет-энциклопедия «Известные выражения»; сами местные жители, де, раздираемые имущественными и духовными дрязгами, не способны ни к какой форме порядка, сиречь, государственного устройства, и им требуется призыв внешней силы, дабы организовать плебс, примирить бояр и установить какую-никакую властную вертикаль, чтобы на земле мирных хлебопашцев настал покой, а в городах расцвели ремесла и торговля. И пусть многие современные историки считают легенду о призвании варягов весьма сомнительным артефактом, для нас важно то, что в этом мифическом эпизоде варяги выступают в однозначно позитивной роли неких устроителей, носителями высшей гармонии и порядка, тогда как местные жители предстают в виде инертной массы, устремленной к хаосу и распаду.

Местные, таким образом, - лохи, а варяги - молодцы.

Замечу, что и в советские времена практически все партийные руководители были приезжими, но подобная кадровая политика была в порядке вещей, и не воспринималась как что-то враждебное. Скобари мигрировали в соседнюю Прибалтику, в Ленинград и Москву, жители других регионов приезжали по обязательному в те годы распределению. Нечто подобное происходило и на руководящих постах. Советские люди жили в единой стране, где все решала и за все отвечала «партия – наш рулевой», и по поводу варягов разрешалось только мило пошутить. Не исключаю, что какие-то конфликты на бытовом уровне и случались с сакраментальным восклицанием: «Понаехали тут!»; возможно, что и сами приехавшие чувствовали себя на Псковщине инородными телами, долго не могли прижиться и, наконец, уезжали, но фактором политической жизни варяги тогда не были, но это что касается диахронии (7).

После распада Советского Союза, в синхронии (8), с утверждением демократических институтов, прежде всего – выборов, ситуация кардинально изменилась, и слово варяг тут же обрело дополнительные коннотации (9).

В политическом лексиконе Псковщины, внезапно обретшем необычайную подвижность и взрывоопасность, слово варяг зафиксировалось на негативном значении «чужак», буквально:  пришлый человек, обычно – представитель власти, «понаехавший из столиц», чтобы унижать, гнобить и пользовать несчастных скобарей.

Кто запустил в активный оборот «варяга» именно с этим отвратным пучком значений, сейчас выяснить практически невозможно, если только сам автор, томимый гордыней, не признается в авторстве. Однако у меня имеются основания подозревать, что оценочные смыслы в его специфической интерпретации как «чужого и чуждого представителя власти» обрели жизнь на философической кухне природного скобаря Льва Шлосберга, семья которого, кстати говоря, живет в Пскове вот уже дольше века.

Псков

Виктор Васнецов. «Варяги» 1909 г.

Реанимация негативного смысла слова варяг была обусловлена резким обострением политической войны в середине 90-х и жестким неприятием команды ЛДПР, когда слова «варяги», «захватчики», «оккупанты» практически превратились в синонимы.

Термин прочно утвердился в словаре политической журналистики, породив любопытную дихотомию (10): «скобари – варяги», и начиная с 1996-го года, когда на престол взошел представитель ЛДПР Евгений Михайлов, до первых двух-трех лет нового тысячелетия, дихотомия эта упорно сохраняла свою актуальность.

Трудно представить себе нечто подобное где-нибудь на юге России или в Сибири, поскольку там, в принципе, все жители так или иначе пришлые, сваренные в одном этническом «бульоне».

А вот в «исконно русских» регионах, где жива генетическая память о «Руси изначальной», а, значит, и фантазмы (11) о неком «коренном» народе,  внедрение и раскрутка концепта «варяги» (в его новом, подчеркнуто отрицательном, оценочном смысле) произошли на удивление быстро и легко, что свидетельствовало прежде всего о тектонических сдвигах в массовом сознании: населению, с растоптанной государственной идентичностью (12) – «советский», оказалось мало национальной идентичности – «русский». Срочно потребовалась и дополнительная, местная, региональная, идентичность, - «псковский», «скобарь».

Этого трагического ощущения не могли не почувствовать и не осознать наиболее проницательные носители либеральной идеи. Вводя в свои тексты и устные выступления концепт варягов, сиречь, врагов, они опирались на древние архетипы и генетическую память скобарей, воспринимающих всякого чужого, как скрытую или явную угрозу, и это был, разумеется, актуальный момент острой политической борьбы и прямо на глазах возникающей идеологии местного сепаратизма (13).

Из варягов усердно лепили жупел (14), которым пугали наивных скобарей, несмышленых женщин и маленьких детей. Программная статья Льва Шлосберга «Прихожение Гавунаса на Псков» с более чем прозрачной аллюзией на летописную «Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков» является яркой иллюстрацией того беспрецедентного накала, который характеризовал тогда столкновение политических кланов, местных и пришлого. Борьба за электорат в лихие 90-ые протекала в весьма жестких и причудливых формах, и оппозиция «скобари VS варяги» обильно использовалась как в пропаганде, так и в контрпропаганде.

Избранный на пост губернатора в 1996-м году Евгений Михайлов, хотя и был уроженцем Великих Лук, в Пскове и окрестностях в качестве «своего» никогда не воспринимался.

Во-первых, Великие Луки – самодостаточный и отдельный регион в составе Псковщины, нечто вроде «псковского Ольстера», чуждый и оппозиционный анклав, не зря его называют «южной столицей» области. Строго говоря, великолучане - не скобари.

Во-вторых, сам Михайлов давно жил в Москве, и поэтому считался москвичом.

И, в-третьих, вместе с Михайловым на Псковщину свалилась разношерстная команда, и уж эти люди точно были варяги, поскольку, десантировавшись в Пскове, принялись с энтузиазмом оттирать и выдавливать местных с теплых, насиженных мест, захватывать бизнесы и скудные ресурсы, ломать и корежить здешнюю идентичность.

Уже фамилии многих варягов вызывали оторопь и внушали страх и трепет: Гавунас, Поберий, Биговчий, Елфимов, и др. Ну, а уж об их темных ликах и повадках и говорить нечего. Все эти гоголевские персонажи, от Хлестакова до Чичикова с Ноздревым, сильно выделялись на тусклом фоне апатичных нахмуренных скобарей с банальными фамилиями, вынужденных подтирать дерьмо за циничными и бесшабашными ребятами, убежденными, что нельзя упускать внезапно представившийся чудесный шанс схватить Бога за бороду. Кто-то сел на «Псковпищепром», кто-то в «Псковскую типографию», но большинство варягов из ЛДПР медитировало в «Желтом доме» на Некрасова, 23, постепенно обрастая жирком и недвижимостью.

Парадокс, но за четыре года патлатый губернатор преобразился до неузнаваемости, замирился с местными «боярами», и из варяга незаметно, постепенно, подспудно, но верно превратился в самого настоящего скобаря.

Схожее случилось и со следующим варягом – Михаилом Кузнецовым, который из «незваного гостя, хуже татарина» за 10 лет в псковской политике мутировал в представлениях скобарей в «своего парня». Большинство представителей псковской элиты без проблем встроились в его команду, признав его полноправным лидером местного «тейпа».

Вчерашние варяги вписывались в ландшафт.

Опытным путем было установлено, что срок метаморфозы, превращения из варяга в скобаря составляет примерно три года плюс минус личные качества правителя, как-то: природное обаяние, умение складно глаголить, с усердием позиционируя себя «плоть от плоти» Земли Псковской.

Таким образом, в последней избирательной битве летом и осенью 2004-го года участвовали не два варяга, Михайлов и Кузнецов, и не варяг со скобарем, а два, вернее, три (учитывая мэра Пскова Михаила Хоронена) вполне себе полноценных скобаря. И Хоронен по праву рождения имел явные преимущества. Однако результат оказался непредсказуемым: Михайлов на последних метрах предвыборной гонки вытолкнул Хоронена с финишной дорожки, и другой натурализовавшийся скобарь, Кузнецов стал победителем, показав соперникам ядреный кукиш.

Вот это по-нашему, то есть по-скобарски!

«Посажение» президентом на псковский престол Андрея Турчака и приезд в Псков питерской команды сподвижников, как уже догадался проницательный читатель, вернуло понятие варяг в актуальный лексикон политологов и журналистов, заодно воскресив в общественно-политическом дискурсе (15) и его дихотомического оппонента – скобаря.

Здесь необходимо подчеркнуть, что пресловутый скобарь в данном казусе – такой же идеологический концепт, как и варяг, часть общего объема одного целого понятия: псковичи, русские, граждане России.

Однако у скобаря более противоречивая культурная семантика (16).

Кто такие собственно скобари?

Для начала скобари есть самоназвание жителей Псковской области, имеющее отношение к их региональной идентичности, в отличие от новгородцев, тверичей, петербуржцев, туляков, смолян, москвичей и т. д.

О самоназвании скобари в фольклоре существует легенда о Петре Великом, который, приехав в Псков возводить фортификационные сооружения накануне Северной войны, якобы был поражен отменным качеством скоб, которые ковали местные кузнецы. «Так быть вам скобарями!» - Провозгласил царь, откуда и пошло наименование жителей губернии.

Понятно, что легенда о Петре I - пример так называемой ложной (народной) этимологии (17). На самом деле слово скобарь является диалектным аналогом понятия пскович, псковский, «скобской», и до 30-х годов 20-го века в словарях это слово не фиксировалось.

Другое значение слова скобарь не очень приятно для записных патриотов Псковщины, поскольку полностью совпадает со значением слова «жлоб». Именно в этом уничижительном значении слово «скобари» употребляется жителями других регионов России. Свое «триумфальное» распространение по территории страны слово начало, по-видимому, еще из Ленинграда, куда с начала 60-х стали активно и массово выезжать на работу и ПМЖ жители Псковской области, по преимуществу крестьяне, на большие стройки и промышленные предприятия.

Интересно свидетельство питерского писателя Валерия Попова в его книге из серии ЖЗЛ «Довлатов». Эту историю Попов датирует 1971-м годом. Итак, Довлатов и Попов, встретившись на Невском проспекте, являются в квартиру бывшей жены Довлатова Аси Пекуровской на улице Жуковского. Годовалая дочь Довлатова Маша находится в манеже, а бывшая жена болеет.

Довлатов был неприветлив и хмур и даже демонстративно не снимал пальто, фиксирует Попов, который не снимал пальто за компанию. «Пришли и сидят. А девочка стоит в манежике и смотрит. – Свидетельствует Попов. – Приходит врач. Раздевается в прихожей, вскользь взглянув на нас, сидящих на кухне, проходит в комнату, о чем-то разговаривает с Асей. Уходит. Возвращается Ася. Прикрывая ладонью простуженное горло, смеется: «Знаете, что врач сказал? «Сочувствую вам – у меня соседи – такие же скобари!» Сергей мрачно усмехается». Валерий Попов. Довлатов. М., «Молодая гвардия», 2010.

Из всего этого винегрета следует один вывод: скобарь в качестве концепта явление амбивалентное (18), объемное, живое, содержащее в себе как плюсы, так и минусы, тогда как варяг в качестве концепта почти однозначен.

Варяг – принципиально плоское понятие, узкий термин, варягом быть дурно, вот и всё. Единственное, что может сделать варяг, это поскорее перестать им быть, перейти в иное качество, и превратиться в... да, в скобаря, что неизменно и происходило с выше охарактеризованными «варягами».

Если от сухой теории наконец перейти к живой практике повседневности, а именно к политическому контексту и реальным ситуациям, то здесь актуален один вопрос: «Так ли страшны варяги, как их малюют доморощенные политтехнологи, чеканящие свой общественный капитал на навязчивом противопоставлении варягов скобарям?»

Псков

Николай Рерих. «Заморские гости». 1901 г.

Последние лет пятнадцать, а то и больше, если считать Владислава Туманова, «заброшенного» на Псковщину аж с Урала, показали с пугающей наглядностью, что при существующей властной вертикали альтернативы варягам у Псковщины, просто нет. Если даже в либеральные 90-ые и в начале нулевых псковичи умудрялись избирать себе не скобарей, а исключительно варягов, что здесь можно сказать о сегодняшних кремлевских нравах, когда высшее руководство страны делает ставку на ротацию в регионах преимущественно «федеральных кадров»?

В чем причины ущербности представителей местной «элиты»?

Отвечая на этот вопрос, можно выдвинуть несколько версий, как фантастических, так и сугубо утилитарных:

  1. Пятьсот лет назад с насильственным присоединением Псковской республики к Московскому княжеству и депортацией из Пскова сотен знатных и родовитых семей ментальности края был нанесен непоправимый удар, и с тех пор псковичи так и не оправились от потрясения. Как емко выразился кинорежиссер Андрей Кончаловский:  «Два города пытались стать свободными - Псков и Новгород, но им отрезали... яйца».
  2. Геополитическое положение Псковской области было таково, что она долгое время находилась между трех центров притяжения людских ресурсов: между Москвой, Прибалтикой и северной столицей, которые «отсасывали» из региона наиболее креативно мыслящих, пассионарных и склонных к риску индивидуумов. Талантливой, творческой и уважающей себя «элите» просто-напросто было не из кого расти.
  3. Региональная «элита» Псковщины не способна к консолидации, она разобщена и не умеет договориться. Ее морально-этические качества ущербны, а уровень общей харизмы не дотягивает до тех кандидатов, которых способна предложить Москва или Петербург.
  4. Я не случайно пишу слово «элита» в кавычках. А может, ее в Пскове и вовсе нет? В силу экономической неразвитости и слабости региона скобари просто не способны породить политическую «элиту». Потому что настоящая элита независима и самодостаточна, а, как показала новейшая история, только очередной варяг садится на псковский престол, так сразу же представители ублюдочной «элиты» бросаются к трону целовать ботинки варяга в надежде не на кнут, а на пряники.

При этом скобари и здесь проявляют свою двойственность. Всеми фибрами стремясь быть поближе к властным кабинетам, они удивительно последовательны в своих эмоциональных реакциях: чтобы варяги не делали, чем бы не занимались, какие бы программы и проекты не предлагали, исключительно всё и вся подвергается огульной и подчас необоснованной критике.

И то не эдак, и это им, скобарям, не так.

Туманова ругали за любовь к княгине Ольге. Михайлова – за развитие водочного производства. Кузнецова – за стремление к бездефицитному бюджету. Турчака костерят за Всероссийскую Масленицу. И т. д. и т. п. Само собой, примеры этих «поводов к критике» можно множить и множить.

Прямо как в брутальной скобарской пословице: «Кто у свекрови обоср...ся? Невестка!». Кто у скобаря не прав и виновен во всем? Варяг. Любые аргументы «за», какие-то скромные попытки объяснить цели и задачи, желание взглянуть на «варяжский фактор» с какой-то иной, например, компромиссной стороны,  сразу целиком отметаются, как априори негодные или корыстные.

В свете вышеизложенного интересен вопрос: а что произойдет в ближайшие годы с Андреем Турчаком? Неужели и он, спустя еще годик с небольшим, подпадет под одуряющее обаяние псковской земли, ее сонной, болотистой, затягивающей в омут атмосферы, и мутирует, как люди Икс, в нововоплощенного скобаря?

Позволю высказать спорную гипотезу, что как раз с Турчаком подобной метаморфозы случиться не должно. И вот почему. Турчак – не просто варяг, а варяг в кубе, «варяг как функция», карьерный чиновник, стремительно движущийся вверх, к рубиновым звездам Московского Кремля, на комфортабельном лифте, изготовленном в одном из цехов питерского холдинга «Ленинец». Бронированная кабина этого лифта должна защитить губернатора от гипноза скобарской Фата-морганы. И сколь бы долго Турчак не задержался на Псковщине, - еще на год, два или на три года, - завтра, по зову партии или президентскому призыву, он может очутиться где-угодно; там, где потребуются его умения и таланты – на работе в администрации президента, на «подъеме» еще одного убитого, депрессивного региона, в непрерывном и кропотливом движении на самый верх, во властные эмпиреи. 

Другое дело, что в своем движении Турчак вполне способен использовать оный лифт и в качестве грузоподъемника для вверенного ему президентом региона. Те депутаты и чиновники, что «просекли» фишку, давно подкрались поближе к телу и сноровисто «вылизывают» в надежде на гешефт. 

Что же остается простым скобарям?

Позволю себе циничную мысль.

Расслабиться и извлечь если не удовольствие, то максимальную выгоду. Уж коли нам на роду суждено жить при варягах, то давайте, друзья-скобари, требовать с пришельцев своего кусочка «манны небесной».  Чел обещал модернизацию областной системы здравоохранения? Обещал. Построить псковское «Сколково» в скобарской деревне Моглино обещал? Обещал. Устроить масштабный Изборский юбилей с реставрацией театра, благоустройством Изборска и модернизацией Псковского музея-заповедник обещал?..

Так пусть делает!

Если до Турчака скобари жили, словно древляне, без ледового дворца, аквапарка, приличного футбольного стадиона, театра, и - прости Господи! - команды КВН высшей лиги, то при нем должны заполучить «недоданное».

Процесс «оскобаривания» неизбежен, он изменил менталитет предыдущих варягов, выбравших Псковскую область на жительство. Произойдет он, вероятно, и с нынешними, ежели они экстренно не вырвутся из загадочного псковского хронотопа.

Скобари, повторюсь, явление амбивалентное, и наряду с лезущим в глаза жлобством, завистью и злобой, им – на другой чаше экзистенциальных весов - присущи и крайне привлекательные качества: простодушие, вера в людей, умение радоваться мелочам, искренне любить свой скудный, но живописный край.

Это значит, что и всякий «варяг», словно герой фильма «Аватар», способен  залезть в здешнее тело, ментально и физически срастись с новым для себя организмом, а вместе с ним и с заповедной ойкуменой, как на волшебной Пандоре, извлечь из обретенной самобытности только лучшие свойства.

Саша Донецкий.

От редакции ПЛН: Не в полной мере разделяя мнение автора, мы посчитали необходимым опубликовать данный текст и рассчитываем на его обсуждение. Мы предлагаем всем, кто хотел бы высказаться по  обозначенной теме, не ограничиваться комментариями в форуме, а прислать свои размышления в адрес редакции. Наиболее интересные письма мы готовы опубликовать на сайте ПЛН.

Примечания и термины:

1) Варя́г - так называли на Руси выходцев из Скандинавии, др.-русск. варягъ (с IX в.)., «телохранитель, воин из наемной стражи византийских  императоров»; арабск. varank (X – XI вв.); сюда же русск. варя́га, варя́жа «корзинщик, коробейник», владим., также «пройдоха, босяк, прощелыга»; укр. варя́г «борец, крепкий, рослый человек»; др.-русск. Варяжьское море «Балтийское море».

Заимств. из др.-сканд. váringr, væringr, от vár  - «верность, порука, обет», т. е. «союзники, члены корпорации». (Этимологический словарь Макса Фасмера: Онлайн версия).

ВАРЯГИ (от др.-сканд. vaeringjar), в русских источниках - скандинавы, полулегендарные князья (Рюрик, Синеус, Трувор и др.), наемные дружинники русских князей 9-11 вв. и купцы, торговавшие на пути «из варяг в греки». (Большой энциклопедический словарь).

Варяги [варяги] мн. 1) Древнерусское название норманнов, выходцев из Скандинавии, совершавших в IX-XI вв. походы во многие страны Европы с целью грабежа и торговли, а также служивших в качестве наемных воинов. 2) перен. разг. Люди, приглашенные со стороны, из другого коллектива, учреждения и т.п. обычно с оттенком шутливости. (Современный толковый словарь русского языка Т. Ф. Ефремовой).

Варяги - варягов, ед. варяг, варяга, м. Название норманского племени, из среды которого, по летописному рассказу, происходили первые русские князья (истор.). Призвание варягов. || перен. Иностранцы, пользующиеся такими политическими или экономическими преимуществами, которые ведут к умалению прав коренных жителей (устар. ирон.). (Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова).

2) Идиосинкразия - (от греч. ídios — своеобразный, особый, необычный и sýnkrasis — смешение), болезненная реакция, возникающая у отдельных людей на раздражители, которые у большинства других не вызывают подобных явлений. (Большая Советская Энциклопедия).

3) Скобарь (ско-ба́рь). Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение. Значение: разг. житель города Пскова и Псковской области. Скобарь с колом страшнее танка (псковская поговорка). Синонимы: псковитянин, пскович. Гипероним: русский. (Викисловарь).

Скобарь – жадный. (Словарь воровского жаргона). Жадина, деревенщина, крестьянин, единоличник. (Словарь синонимов русского языка).

Цитата: «Псковичи скобарями себя называют. Но многие не знают, что такое скобарь. Однажды спросил я человека: «Что такое скобарь?». И он ответил, что это нация. На самом деле скобарь - это гордость!».

Вопрос: «Называете ли Вы себя скобарями?» - задавался нами при проведении двух общеобластных социологических опросов - в 2002 и 2003 годах. Эти опросы дали очень близкие результаты. Так, примерно половина жителей Псковской области доста­точно часто использует самоназвание «скобарь», а треть - не ис­пользует его совсем (остальные употребляют это слово крайне редко или затруднились с ответом на этот вопрос). В частности, данным региональным самоназванием пользуется около 60% уро­женцев Псковской области и четверть тех, кто родился за преде­лами области. Интересно, что скобарями называют себя от 5% до 10% жителей соседних с Псковской областью районов Ленин­градской, Новгородской, Тверской и Смоленской областей. Сре­ди них особенно выделяются Солецкий район Новгородской об­ласти и Торопецкий район Тверской области, ранее входившие в состав Псковской губернии.

Основной массив респондентов, назвавших себя скобарями, проживает в средней части Псковской области, которую можно назвать «псковским культурным ядром». Культурный ареал с максимальным использованием данного регионального самоназвания (до 80% и более от коренного населения) протянулся с се­веро-запада (от Пскова, где скобарями называет себя около 70% местных уроженцев) до Опочки на юго-западе и до Порхова и Дно на северо-востоке области».

Из книги А. Г. Манакова «На стыке цивилизаций: этнокультурная география запада России и стран Балтии». Псков. 2004. (Сайт «Псковская держава. Краеведческий архив).

4) Хронотоп - введенное в эстетику и теорию литературы Михаилом  Бахтиным понятие (ранее оно употреблялось в математическом естествознании и биологии), подчеркивающее неразрывную слитность в структуре образа пространственных и временных характеристик (дословный перевод с греч.: «время – пространство»). Различным жанровым и историческим хронотопам посвящено исследование  Бахтина «Формы времени и хронотопа в романе» (1937—38), характеристика хронотопа занимает большое место в книгах Бахтина о Ф. Рабле и Ф. М. Достоевском. (Гуманитарный словарь).

5) Концепт - (лат. conceptus - понятие)  - содержание понятия, его смысловая наполненность в отвлечении от конкретно-языковой формы его выражения. Карнап поместил концепт между языковыми высказываниями и соответствующими им денотатами. В научном знании определенным образом упорядоченный и иерархизированный минимум концептов образует концептуальную схему, а нахождение требуемых концептов и установление их связи между собой образует суть концептуализации. Концепты функционируют внутри сформированной концептуальной схемы в режиме понимания-объяснения. Каждый концепт занимает свое четко обозначенное и обоснованное место на том или ином уровне концептуальной схемы. (Новейший философский словарь).

6) Курат - эстонец, пренебрежит.-неуважит. Употребляется не в присутствии эстонцев. Пример текста: «Тыву, этот курат из Тарту, глаз на мою телку положил, козел!». Происхождение: От эст. курат - чёрт. (Словарь сленгов неформалов).

7) Диахрония - (от dia - сквозь, через и chronos - время) буквально«сквозь время». Временная последовательность различных рядов событий и процессов, вплетенных в общий исторический их поток наподобие «прядей». (Новейший философский словарь).

8) Синхрония - (от syn - вместе и chronos - время) буквально: совремённость.(Там же). Еще: Синхрония - (от греч. synchronos – одновременный) существование, совпадение во времени элементов какой-либо системы; методисследования отношений между элементами в лингвистике, других гуманитарных и социальных науках (противопоставляется диахронии). (Энциклопедический словарь).

9) Коннота́ция (позднелатинское connotatio, от лат. con (con) — вместе и noto — отмечаю, обозначаю) — сопутствующее значение языковой единицы, слова. Коннотация включает дополнительные семантические или стилистические элементы, устойчиво связанные с основным значением в сознании носителей языка. Коннотация предназначена для выражения эмоциональных или оценочных оттенков высказывания и отображает культурные традиции общества. Коннотации представляют собой разновидность прагматической информации, отражающей не сами предметы и явления, а определённое отношение к ним. Например, слово «лиса» имеет коннотации «хитрость», «коварство»; «петух» — «задиристость»; «пилить» — «монотонность»; «ветер» — «непостоянство», «быстрота». Коннотации синонимовмогут различаться: например, «осёл» (коннотация — «упрямство») и «ишак» (коннотация — «способный долго работать»). (Википедия).

10) Дихотомия - (от греч, dicha и tome - рассечение на две части)  — деление объема понятия на две взаимоисключающие части, пол­ностью исчерпывающие объем делимого понятия. Основанием дихотомического деления объема понятия служит наличие отсутствие видообразуюшего признака. Например, объем понятия «человек» можно разделить на два взаимоисключающих класса: «мужчины» и «не-мужчины». Понятия «мужчины» и «не-мужчины» являются противоречащими друг другу, поэтому их объемы не пересекаются. Дихотомия обычно используется как вспомогательный прием при установлении клас­сификации. (Новейший философский словарь).

11) Фантазм - воображаемый сценарий, в котором исполняется то или иное желание. (Библиотека Он-лайн).

12) Идентичность (лат. identifico отождествление) - осознание личностью своей принадлежности к определенной группе, своего статуса и роли. В разной степени артикулированное, остро и интенсивно переживаемое индивидом, группой, социумом чувство их принадлежности к «своему» миру: самоотождествление с определенной социокультурной средой, ее нормами и ценностями; весьма высокая потребность в одобрении своих действий самой личности (группы) со стороны такой среды и ее авторитетов; чувство неотъемлемой принадлежности к генетическим, историко-культурным, духовным корням этой среды; ощущение и осознание неразрывной связи своего собственного будущего с перспективами этой среды. (Словари-Он-лайн).

13) Сепарати́зм (фр. séparatismeот лат. separatus — отдельный) — стремления к отделению, обособлению, движение за отделение части государства и создание нового государственного образования или за предоставление части страны автономии. (Википедия).

14) Жупел - 1) в христианских религиозных представлениях горящая cepa, смола, якобы уготованная для наказания грешников в аду. 2) В переносном смысле — нечто пугающее, внушающее ужас, страх; пугало. (Большая советская энциклопедия).

15) Дискурс (фр. discours, от лат. discursus — рассуждение, довод) — одно из сложных и трудно поддающихся определению понятий современной лингвистики, семиотики и философии, получившее широкое распространение в англо- и особенно франкоязычных культурах. Значение слова - речь, выступление, рассуждение. В русском языке, как и во многих европейских, этому слову нет эквивалента. Оно переводится как дискурс, дискурсия, речь, слово, текст, рассуждение. Дискурс как сходен, так и отличен от языка и речи. С речью его сближает то, что он также является процессом и деятельностью. Однако в отличие от речи дискурс предполагает систему, он обладает свойством целостности, имеет внутреннюю организацию, форму, к нему применимы понятия вида, жанра и стиля. Свойство системности сближает дискурс с языком. Язык является универсальной абстрактной микросистемой, тогда как дискурс - конкретной мини-системой. Дискурс – это речь, наделенная социокультурным измерением, или язык, преобразованный говорящим субъектом и включенный в конкретный социокультурный контекст. Типология дискурса включает религиозный, политический, литературный, философский и другие дискурсивные жанры. Мы в подобных случаях обычно используем понятие языка, считая, что каждая область культуры имеет свой язык: литературный, филос. научный и т.д. (Философия: Энциклопедический словарь).

16) Культурная семантика – специфическая проблемная область науки о культуре, занимающаяся изучением культурных объектов с точки зрения выражаемого ими смысла, значения. Культурные объекты любого рода (системные и несистемные, универсальные и специфичные, униформные и многообразные и т.д.) рассматриваются в культурной семантике как средства трансляции культурно-значимой информации, реализующейся в процессах означения (закрепления этой информации - смысла за каким-либо объектом, который выступает как знак - коммуникативный аналог, заместитель данной информации) и понимания (осмысления, реконструкции информации, транслируемой с помощью того или иного знака). (С. Левит. Культурология. XX век. Энциклопедия).

17) Ложная этимология - объяснение происхождения слов, не соответствующее их действительной истории. В отличие от научной этимологии, Л. э. основывается не на законах развития языка, а на случайном сходстве слов (например, «деревня» — «дерево», хотя «деревня» обозначало первоначально «очищенное от леса место для нивы»). Коллективная Л. э. (народная этимология) отражает стремление говорящих к максимальной семантической мотивированности языковых знаков. Этимология (греч. etymología, от étymon — истинное значение слова, этимон и lógos — слово, учение), отрасль языкознания, исследующая происхождение слов, их первоначальную структуру и семантические связи. Термин введён античными философами более 2 тыс. лет назад. (cultinfo.ru | Культура в Вологодской области).

18) Амбивалентность (от лат. ambo — оба и valentia — сила), двойственность чувственного переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект вызывает к себе у человека одновременно два противоположных чувства, например удовольствия и неудовольствия, любви и ненависти, симпатии и антипатии. Обычно одно из амбивалентных чувств вытесняется (как правило, бессознательно) и маскируется другим. Амбивалентность коренится в неоднозначности отношения человека к окружающему, в противоречивости системы ценностей. Термин «амбивалентность» предложен швейцарским психологом Э. Блейлером. (Большая Российская Энциклопедия).

 

 
опрос
Каково ваше отношение к традиции купания в проруби во время праздника Крещения Господня?
В опросе приняло участие 194 человека
Лента новостей
Последние новости