Новости партнеров
Блоги / Александр Донецкий

Нам любые дороги дороги

04.04.2011 09:35|ПсковКомментариев: 60

Если Бог хочет наказать человека, то лишает его ума, превращает в клинического идиота, и каким-то мистическим образом эта старая аксиома связана с провиденциальной сентенцией Гоголя про две беды России – дураков и дороги, потому что, когда Бог захотел наказать Россию, то обильно наградил ее недоумками и напрочь лишил дорог.

Авторство Гоголя, кстати, сомнительно, поскольку, кроме него, знаменитый афоризм кому только не приписывают: историку Карамзину, поэту Вяземскому, сатирику Салтыкову-Щедрину и даже российскому императору Николаю I, который якобы и произнес его в сердцах после того, как прочитал книжку Маркиза де Кюстина «Россия в 1839-м году».

В императорском оригинале фраза прозвучала якобы так: «Бл...дь! Да в России всего две беды – дураки и плохие дороги», - что мало расходится с гоголевским вариантом, однако междометие на букву «б», выкрикиваемое всяким автолюбителем, наскочившим на дорожную колдобину, придает царской версии необходимую достоверность. Что недавно косвенно подтвердил и известный сатирик Семен Альтов, который вслед за откровениями о псковских дорогах другого сатирика Михаила Задорнова высказался о связи живого великорусского языка с повседневными реалиями: «Одна из причин живучести мата - наш российский быт. Ехал я тут в Псков, дорога разбитая, по такой ехать без мата невозможно, потому что тряска, колдобины навевают вполне определенные словосочетания».

Даже губернатор Андрей Турчак недавно «завернул»: мол, глядя на псковские дороги, у него самого «сердце кровью обливается», и это притом, что начинал он свое губернаторство как раз с пафосных обещаний отремонтировать местные дороги, дескать, подождите, скобари, постепенно все исправим и помчимся, словно по накатанному автобану, не хуже, чем в Германии.

Это я слегка, понятно, преувеличиваю, но все же близко к первоисточнику, посыл, то бишь мессидж, был именно таким: подождите, еще год-два, и вы своих сирых да убогих дорог не узнаете, о чем и позаботится питерская фирма «Буер». Многие автомобилисты, кстати, поверили обещаниям и даже публично благодарили губернатора Турчака за качественный ремонт дорог. Да получили (вместе с ним) метафизическими граблями по лбу. По неискушенности или, наоборот, от излишней самоуверенности на эти русские грабли наступают многие власть предержащие. Кто не помнит печально знаменитых «Дорог «Единой России», не избежавших общей участи - превратиться в объект «ямочного ремонта»?   

Бытие, как полагают материалисты, определяет сознание, или в данном казусе, - родную речь, хотя, что чего определяет, вопрос дискуссионный и даже философский, и как раз в случае с дорогами, призадумавшись, недолго заделаться идеалистом, поскольку русские дороги демонстрируют с пугающей наглядностью, что вовсе не бытие определяет сознание, а наоборот: сознание - бытие.

Можно вспомнить мощеные камнем дороги Римской Империи, счастливо дожившие до наших дней вместе с Колизеем и виадуками. Нашим дорожникам до рабов Рима, как рыбаку на надувной лодке из Псковского озера до Антарктиды. Дорожники в принципе оправдываться за качество не привыкли, но, когда их все-таки вынуждают, валят все на коварный климат. Но, поскольку рядом с Псковщиной находится не Антарктида, где дорог в принципе нет, а все-таки соседняя Эстонщина, выводы напрашиваются сами. Если в ныне полноправной стране Евросоюза дороги разительно отличаются от тающих по весне, словно шоколад, псковских «хайвэев», значит, опытным путем установлено, что в наших широтах и нашем климате вполне можно строить дороги на уровне мировых стандартов, что великолепно подтверждается и в странах Скандинавии, и в северной Канаде, и на Аляске.

Стало быть, либо Бог скобарям ума не дал, либо обделил совестью.

Мы не будем сейчас углубляться в популярную и неиссякаемую тему о том, что строить дороги из рук вон плохо, с заранее рассчитанным разрушительным эффектом, неким людям в России очень выгодно, и пока эта чиновничья лавочка не прикрыта, мало что изменится, и «чайники» на колесах будут ездить с глупыми наклейками, направленными в экзистенциальную пустоту: «Я плачу налоги - где дороги?» Из вопроса можно выкинуть слово «налоги», а ударение в слове «плачу» перенести на первый слог, и смысл абсолютно не изменится. Плачь не плачь, а подвеску все равно менять.

Дороги есть русский фантазм, поэтому лично меня здесь интересует исключительно политический и социо-культурный, так сказать, аспекты нашего концептуального бездорожья: а, может, у России такой особый путь - оставаться вечно без путей-дорожек?

Ведь и в самом деле, если никаких дорог нет, а одни направления, то и с пути никогда не собьешься. Куда не двинулся, везде - верный и крутой маршрут: по долинам и по взгорьям, через чащу, сквозь бурелом, сшибая бампером стволы деревьев и натыкаясь на коряги.

Пушкин, «наше все», как единственный, эксклюзивный пророк в своем Отечестве, предсказал в седьмой главе «Евгения Онегина», что более или менее приличные дороги у нас появятся предположительно только через пятьсот лет: «Лет чрез пятьсот дороги верно / У нас изменятся безмерно: / Шоссе Россию здесь и тут, / Соединив, пересекут...» Так что можно быть уверенным: если в России когда-нибудь и можно будет ездить без сакральной матерщины, то точно не в этой жизни. Двести лет канули, а дороги как таяли вместе со снегом, так и тают, обнажая по весне фантастическую картину живописных дыр и рытвин, по которым передвигаться удобней на боевой машине пехоты, нежели на изделиях отечественного или зарубежного автопрома.

Триста лет, - да и те в качестве смелой гипотезы, - которые, по Пушкину, остались «ответственным лицам» на то, чтобы зарыть в землю бесчисленные миллиарды рублей, вдохновят на подвиги еще не одного вороватого дорожника в финансовой спайке с премудрым чиновником. И поделать с этим конфиденциальным сношением, пусть хоть вся прокуратура вдруг выпрыгнет из форменных штанов с лампасами, судя по всему, пока ничего нельзя. И когда спустя 300 «пушкинских» лет сеть шоссе объединит Россию, это будет значить, что наши потомки заживут-зажируют уже в какой-то иной стране, не в той, в которой обитаем нынче все мы.

Начать со строительства дорог возрождение страны пробовал не только отъявленный нацист Адольф Гитлер, но и - почти параллельно – убежденный демократ 32-й президент США Франклин Рузвельт. И в Германии, и в США эти глобальные нацпроекты удались.

У нас – нет, во-первых, потому что глобально и не пробовали, а, во-вторых, никто и не рассчитывал здесь на удачу. То, что немцу или американцу хорошо, русскому – п…ц, не в значении смерти, а в том специфическом смысле, который вмещает в себя и шок, и недоумение, и злобу, и ярость. Того политтехнолога «Единой России», что придумал «пиариться» на ямочном латании асфальта, партийным бонзам следовало бы расстрелять как провокатора. Потому что на самом деле он подсунул «партии власти» мины замедленного действия. И эти мины уже взорвались, достаточно проехаться на автомобиле по маршруту «Псков – Пушкинские Горы», чтобы убедиться в этом факте.

В ближайшие месяцы эти «мины» будут ежедневно взрываться в миллионах черепных коробок автомобилистов и их пассажиров злостью и одним сакраментальным вопросом: доколе? С каждым ухабом и с каждой колдобиной и без того зыбкое доверие к болтунам в партийных приемных будет таять, как тает сейчас грязный рыхлый снег под апрельским дождем.

Принципиально, что дорога – это то место, заложниками и жертвами которого являются все без исключения, то есть и народ, и власть предержащие, и те, кто эту дорогу строил. Никто не уйдет от национального проклятия и позора.

Только большинство, матерясь на очередном ухабе, клянет и проклинает, а избранные, напевая про себя веселую песенку из мультфильма «Бременские музыканты» - «Нам любые дороги дороги», подсчитывают личную прибыль.

Возвращаясь к оптимистическому пророчеству Пушкина, есть смысл задаться вопросом: «А что же он все-таки, вольно или не вольно, имел в виду, когда вставил в свой гениальный роман в стихах несколько строчек про шоссе?»

Если подходить к ответу из логики наших дней, то ответ может быть только одним: превосходные дороги в России означали бы, что в государстве такого феномена как коррупция не существует в природе, правители честны, строители добросовестны и технически грамотны, а народ счастлив и благоденствует.

Учитывая темпы нынешней депопуляции (посмотрите данные последней переписи населения) я делаю вывод, что Пушкин, упоминая свои шоссе, на самом деле говорил не о русских, а каком-то другом народе. Скорее всего, об американском.

А что? Эта версия отнюдь не выглядит фантастической. Лет эдак через двести растущему американскому этносу экстренно потребуется жизненное пространство. Тогда как коренных русских станет настолько мало, что они не смогут удержать территорию, а если еще и передерутся друг с другом, то американцы поступят так же, как сейчас с Ливией, нанесут тысячу бомбовых ударов и введут войска.

Установив свой новый, американский порядок, они начнут глобальную кампанию по переселению своего народа на историческую Родину, откуда есть пошла великая «индоевропейская» нация. Образуют на месте нынешних губерний – Соединенные Штаты России.

И начнут, как водится, с дорог.

И всё у них получится. Ментальность-то другая, а сознание, как учат идеалисты, определяет бытие. Какая-то часть чудом оставшихся, не вымерших и не разбомбленных русских, успешно ассимилируется, заговорив по-английски, а какая-то, совсем малая, сохранится в резервациях (по типу индейских в США) под Изборском или в Святых Горах. Эти ряженые скобари будут доживать свои дни за дармовой самогонкой, плетением ритуальных лаптей для хлебания щей и задушевной игрой на балалайках, чтобы показать новоявленным гражданам «нашей Раши» и туристам, как убога и печальна была прежняя Россия со своим неизбывным бездорожьем.

P.S. При чтении оного текста рекомендуется саундтрек группы «AC|DC» - бессмертный гимн гедонизма Highway to Hell, своим названием вроде бы намекающий на «благие намерения, которыми выстлана дорога в Ад», а на самом деле передающий оптимистический и агрессивный характер англосаксов, всегда готовых захватывать и осваивать океанские глубины и части пространства.

Саша Донецкий

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 262 человека
Лента новостей