Сегодня: Пятница, 15 Декабря    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
Топ-3 зимней обуви Что купить к Новому году и где отметить - 2018 идей Доверие клиентов TeleTrade Европа Плюс бьет рекорды «Псковские Коммунальные Системы» получили Благодарность от замминистра энергетики РФ Лучшая интерьерная печать в Пскове



Соло на клавиатуре: Омбудсмен Всея Руси

25.04.2011 12:01 ПЛН, Псков

Жрец Фемиды

Детского омбудсмена Павла Астахова я видел только по телевизору. Преимущественно фоном или в режиме заппинга, бывало, нажмешь в сотый раз на кнопку дистанционного пульта, и на экране вспыхнет смазливое лицо адвоката-телеведущего. Признаюсь, его личность не вызывала у меня ничего, кроме иронической улыбки или смутных подозрений: острые ушки телеперсонажа, его невнятная для меня, простого смертного, темная речь, сама манера говорить, с каким-то едва уловимым изъяном в произношении, навевали художнические ассоциации о реальном существовании носферату, этих Призраков Ночи, чему сильно посодействовали два российских блокбастера нулевых «Ночной» и - в особенности - «Дневной дозор», где на тусовке в гостинице «Космос» собирается весь цвет отечественного шоу-бизнеса и политический бомонд. Где-то в декорациях зала вполне мог затеряться среди блистательной артистической богемы и обаятельный адвокат Астахов с супругой.

Псков

Как-то, переключая каналы и в очередной раз наткнувшись в телевизоре на Астахова, я даже спросил у своей тогдашней подруги: что она думает об этом человеке?

- Знаешь, он как будто один из героев фильма «Интервью с вампиром», - ответила она. - Что-то есть в нем такое инфернальное, этот серый, неживой, цвет лица, восковая лощеность, будто он только что вышел из Музея мадам Тюссо.

- Ага, - и я опять осознал, во-первых, что у дураков мысли сходятся, а, во-вторых, что все-таки что-то такое, явно мистическое в облике популярного адвоката прочувствовал, «съинтуичил», раз уж не один заметил странные эффекты внешности яркого представителя масс-медиа. И да-да, наличествует, есть, присутствует в Астахове какая-то тайна, нечто далеко не плоское, не однозначное, все-таки он адвокат, представитель специфической профессии, избранной касты,  вызывающей даже в плебсе самую сложную гамму чувств, от подобострастия и поклонения до открытого отвращения и гнева.

Адвокат - жрец Фемиды, ее зрение, ее глаза, чуть ли не Великий Посвященный, во всяком случае, для большинства народа - адвокаты, особенно успешные, некто вроде небожителей, способных спасти в непростых жизненных ситуациях столкновения с уголовным кодексом.

Адвокаты - чародеи, в которых веришь до последнего, попав в житейский переплет или криминальную беду. И не важно, что в подавляющем большинстве случаев наши адвокаты, получив свой гонорар, с треском проигрывают судебные процессы. Зато имеется Павел Астахов, который процессов не проигрывает в принципе. Пусть в реальности это совсем не так. Но вера в чародея и волшебника - это своего рода архетип. То есть таковой волшебный адвокат как конструкция массового сознания обязательно должен существовать в мире четырех измерений. И вот появляется гламурный Астахов и как бы персонифицирует собой эту иррациональную веру в чудо и всемогущество великого правоведа.

Здесь напомню для непосвященных, что слово «гламур» - этимологически связано со словом «чары», «волшебство», и то обычное значение, которое мы сейчас, не задумываясь, употребляем: «гламурный», то есть очаровательный, привлекательный, манящий, на самом деле уходит в темные века средневековья, в эпоху алхимии и чернокнижников.   

В телепередаче «Час суда», как говорят, участвуют актеры провинциальных театров (лично я знал одного такого, уехавшего из нашего областного театра кукол), которые изображают из себя потерпевших или потенциальных преступников. Ну, а Павел Астахов исполняет партию своего рода юридического Гуру, учит, образовывает и вершит Высшую Справедливость. Ясно, что это такая телевизионная игра, разводка, рассчитанная на профанов, в лучшем случае - ликбез, но важно, что в этой телеигре ни адвокат, ни, тем более, судья, не имеют права на судебную ошибку. Правосудие здесь неизменно торжествует, наглядно доказывая триумф Добра над Злом.

Так вот, используя телевизор, Астахов, по определению позитивный персонаж, полностью оправдал ожидания населения о существовании неподкупных, справедливых и, главное, кристально честных адвокатов, чего в жизни, разумеется, - нет, или встречается крайне редко, в виде того самого исключения из непреложного правила, аксиомы.

Воплотив в телекартинке сей светлый образ, персонифицировав и обналичив миф, Павел Астахов стал очень привлекательной фигурой для всякого рода политтехнологов, и, после успешной раскрутки на телевидении, у Астахова, по моему мнению, оставался один путь - в большую российскую политику, обслуживать интересы элиты и власть предержащих; на что он ожидаемо и подписался, с неизменным успехом.

Из адвокатов в омбудсмены

Кто такой, прости Господи, омбудсмен?

Омбудсмен, если перевести с варварского на русский, всего-навсего -правозащитник. Где-нибудь в Дании или Нидерландах подобные энтузиасты, добровольно защищающие сирых да убогих, в том числе - детей, подчас передвигаются по улицам городов на велосипедах или в общественном транспорте, при этом они активно сотрудничают с правозащитными организациями и разнообразными СМИ.

Псков

В России, с ее вечным подражанием так называемым цивилизованным странам, а, проще говоря, дурацким «обезьяньичьем», благие намеренья по обычаю превращаются даже не в шоссе в Ад, а в какой-то феерический цирк с элитными клоунами. Причем за наши, налогоплательщиков, денежки.

Ну, кто такой Астахов, если отбросить всю доморощенную мистику, навеянную Голливудом? Ну, успешный адвокат, богатый человек, светский лев, любимец женщин. Ну, якобы писатель, автор множества справочных изданий по правовым проблемам и даже одного художественного романа - «Рейдер». Но главное на сегодня - он гламурный персонаж, человек-телевизор, со смазливой внешностью и неизменно правильными словесными формулировками. Носит костюмы в стиле «метросексуал», и, как Ален Делон, не пьёт одеколон. Пьет «двойной бурбон».

Любопытно, однако, что этот светский персонаж и политик (с лета 2007-го лидер общественного движения «За Путина!») окончил в 1991-м году Высшую школу КГБ СССР, потом, спустя десять лет получил диплом Университета Питтсбурга, - оригинальное сочетание, да? - и стал доктором юридических наук.

Реальная практика его как адвоката была обширна и в моральном смысле не безупречна, но это как раз и не удивительно: все-таки настоящая жизнь - это не телепередача, а прокурор - не подстава для лохов по сю сторону телеэкрана. 

Астахов, в частности, был адвокатом знаменитой финансовой пирамиды «Властелина», разорившей и пустившей по миру тысячи людей, и адвокатом одного из самых одиозных олигархов, владельца холдинга «Медиа-мост» Владимира Гусинского, ныне, по слухам, пребывающего в Израиле, и еще много кого адвокатом Астахов был.

И пусть его костюмы сидели безупречно, подлинную репутацию небожителя не купишь даже за 30 сребреников.

В свое время на волне первого пиар-успеха он создал юридическую фирму «Коллегия адвокатов Павла Астахова», то есть его бизнес, - а никто не станет отрицать, что адвокатская практика - это именно бизнес, причем весьма циничный и прибыльный, «на крови и бедах» простых и далеко не простых людей, - процветает.

Ну, бизнес и бизнес, мало ли у нас успешных адвокатов? Но в случае с Астаховым не все так прямолинейно тупо. Не случайно, он подвизался на поприще телевизионных искусств, регулярно получая титулы да премии типа «Персона года», «Россиянин года», и прочая, и прочая, и прочая. Псевдо-реалити-шоу сыграли свою роль, и постепенно реального Астахова, из мяса и крови, заменил его оцифрованный двойник, мифический Астахов, поборник справедливости и защитник простых людей от произвола вороватых чиновников.

Телевидение - мощнейший механизм манипулирования массовым сознанием, фабрика по промыванию мозгов, и ему, телевидению, насущно необходимы персонажи, подобные Павлу Астахову. Можно сказать, что они созданы друг для друга - ТВ и Астахов. Поэтому, даже сейчас, на высоком и нужном государственном поприще, Астахов не снимает с себя телевизионной «повинности» и не бросает телепроекты, понимая важную роль масс-медийной раскрутки.

Предполагаю, что за Астаховым сейчас - целая команда, специалистов по ювенальной юстиции, литературных негров, пиар-менеджеров. Потому что Астахов сегодня - это такой человек-проект, человек-трансформер, и его функция в нынешнем государстве российском - создавать искусную иллюзию, что мы не хуже Европы. В пределе понимания подобной функциональности он - этакая игрушка в человеческом обличии, ростовая кукла, говорящий нужные словеса манекен.

А какие словеса нам нужны?

А такие, что не всё еще в государстве российском безнадежно, раз живы еще и функционируют Павлы Астаховы. И если случится где-то беда с детьми, например, они порежут себе вены, или сбегут от извергов-воспитателей, то непременно в оскандалившийся интернат или детский дом примчится гламурный омбудсмен со своим «детским спецназом» и мгновенно «разрулит» ситуацию, и накажет, кого надо, и отдаст приказ исправить ошибки и злоупотребления.

Это и есть «правозащита» по-русски. И по-другому, по-европейски, у, нас, на азиатчине, никак нельзя. Обычный общественник на Руси никакого веса не имеет, никто его слушать не станет. Необходим «доверенный человек при царе», которому всегда можно пожаловаться, подать сигнал, и тогда он нагрянет, и оценит, и снимет картинку на свой красненький айфон и отправит сообщение в Твиттер, сделав случай достоянием гласности и фактом масс-медиа.  

Если в  Европе, извините, на поприще защиты прав ребенка растут естественные клумбы, то у нас на Руси омбудсменов внедряют сверху, как «картошку» при царях, принудительно и показательно, с публичными порками и публичными же, в телевизоре или Интернете, пряниками, выросшими на грядке ГМО.

Омбудсменство (фу, слово-то какое мерзкое и ублюдочное!) на Руси это не процесс, идущий снизу, от народных корней, а некий причудливый кактус, взращенный в Кремлевском парнике, не на обычной, удобренной навозом, почве, а в специальном питательном растворе, - искусственное растение с причудливыми цветами и плодами со вкусом сметанных чипсов.

Псковский казус Астахова

Я видел телерепортажи в выпусках «Вестей-Псков» и прочел несколько газетных отчетов о визите Астахова на Псковщину в областной газете. Вояж детского омбудсмена освещался оперативно и обстоятельно. Псковская Лента Новостей, кстати, подготовилась к визиту важного чиновника, организовав специальную акцию: «Задай вопрос Астахову». Так вот, каково же было удивление коллег-журналистов, когда эта инициатива «снизу» вызвала резкое недовольство гламурного защитника интересов детей. Оказывается, инициатива у нас по-прежнему, если и не наказуема, то не поощряется - точно. Интересно, какими словами оценил Астахов репортаж о своем пребывании на Псковщине, который по свежим впечатлениям от образа и поведения омбудсмена написал мой коллега Сергей Васильев?

Псков

Поймите, я совсем не призываю ликвидировать институт детского омбудсмена как класс дворян при большевиках. Астахов в роли гламурного персонажа ничуть не хуже какого-нибудь скандального Романа Трахтенберга (нынче, увы, покойного) или здравствующего и поныне мармеладного Коли Баскова. Пускай  Астахов совершает регулярные вояжи по регионам России, где «мониторит» ситуацию с положением детей, особенно обделенных родительским вниманием, проживающих в детских домах или интернатах. Где надо, пусть похвалит местных чиновников, подмажет и поедет на шикарном авто в сопровождении спецмашины ДПС с мигалкой, как какой-нибудь министр. Где надо, пожурит, погладит против шерсти, как он это сделал по отношению к специалистам псковской соцзащиты, дескать, много тут у вас интернатов: нет, так дело не пойдет, необходимо устраивать детишек в «семьи».

Нет в этой правовой деятельности по защите детей под эгидой президента России ничего дурного, но вот мне, вслед за Станиславским, хочется выкрикнуть: «Не верю!» - и я выкрикиваю, хотя сам небожитель Астахов мой вопль вряд ли услышит: ему не до пустяков, пора на инспекцию в следующую область ехать, либо на Лазурный берег - отдохнуть и подзагореть.

Два дня Псковская область не ела, не спала, а, затаив дыхание, пристально следила за актуальными передвижениями Астахова по территории, где Павел Астахов показательно лобызался и обнимался с заранее намытыми, наряженными и напомаженными симпатичными детишками. Его работа - представительские функции, тогда как всю техническую работу, сбор информации и так далее, если верить газетам, прилежно исполнил «детский спецназ».

Поэтому, не зазорно, в духе времени и по примеру президента, инспектируя окрестные ювенальные службы, держать в холеных руках аж два айфона и фиксировать буквально «всё вокруг», отсылая городу и миру фото плюс скупые, пунктиром, на уровне «дневника юного натуралиста», сообщения в Твиттер.

Модный и продвинутый, одним словом, чел. Да и вел себя Астахов, говоря, как и полагается подлинной «звезде», – капризно и требовательно. Не чиновник на госслужбе, а прямо суперстар. По слухам, выставил «райдер», куда, кроме комфортного номера в престижном отеле «Гелиопарк», входили обязательная «беговая дорожка», купания в бассейне и прочие престижные «фишки».

Если кто не в курсе, так я поведаю, что «Гелиопарке» в писсуары прислужники постоянно сыплют ледяные кубики. Это, значит, чтобы мочой ненароком не запахло. А руки там вытирают не бумажными, как везде, а махровыми белыми полотенцами, тут же выбрасываемыми в специальный ящик для отхожего белья.

Любопытно, посещая интернаты и позируя перед телекамерами, заходил ли омбудсмен в сельские нужники? Нюхнул ли воздух родины, тот дым Отечества, что сладок и приятен?

Никакой не секрет, что псковский губернатор Андрей Турчак время своего ежегодного отчета перед депутатами областного Собрания «подстраивал» так, чтобы встретиться с Астаховым. Сначала - омбудсмен, потом - депутаты. Дань уважения важной персоне, скажете? Обычное гостеприимство? Так что ж получается, правозащитник у нас теперь важнее дел государственной важности? И обойтись частной встречей в удобное для губернатора время Павел Астахов никак не мог?

Псков

Когда челядь да придворные журналисты неслись перед телекамерами, едва поспевая за «особо важной персоной» с мигалкой ДПС, то среди прочих был заметен и наш местный детский омбудсмен Дмитрий Шахов, который - вообразите на минутку! - не имеет даже собственной приемной или хотя бы скромного кабинетика, работает, сердешный, дома, дистанционно, сидя у телефона.     

То есть, моя мысль понятна?

Где мы? Где наши дети? Где даже наши чиновники, многие из которых, все-таки, простите, «от сохи»?

И где он, гламурный и капризный «показушник» Астахов, пиарищийся на фоне детских мордашек?

Приехал, попозировал, посветился перед телекамерами, обаял журналисток запахом дорого парфюма, детишек за щечки да за подбородки трогательно помял, и свалил в свою Москву, в шикарный офис, курировать работу личного официального сайта, на редкость шикарно сделанного.

Ей Богу, грех на душу беру, но вспоминаются знаменитые архивные кадры, на которых теми же самыми «обнимашками» с симпатичными ребятишками занимается не кто иной как Адольф Гитлер – тоже толк знал в PR-e, чувак.

Астахов ребенка то на шею посадит, то на руки возьмет, и все под объективами и фотовспышками. А одного ребятенка Астахов даже на руки высоко поднял и трогательно так своим загорелым лбом к нему прижался. Отец нации, да и только. Одна из VIP-проекций партии власти, оцифрованный омбудсмен.

Псковские детишки, надо думать, еще долго будут вспоминать нарядного и вкусно пахнущего дяденьку с острыми ушками носферату и дорогими блестящими штучками в мягких ласковых руках.

Саундтрек & Hollywood

Я был бы не я, автор колонки «Соло на клавиатуре», если бы не вернулся на метафизический этаж явления под названием «казус Астахова».

«Разрешите представиться. Я мужчина состоятельный и со вкусом. Рад встрече с вами. Надеюсь, вы догадываетесь, как меня зовут... - вкрадчивым чувственным голосом пел молодой тогда фронтмен легендарной рок-группы «Роллинг Стоунз» Мик Джаггер, записывая летом 1968-го знаменитый хит «Sympathy for the Devil» («Симпатия к Дьяволу»).

На русском сайте «Роллинг Стоунз» параллельно опубликован оригинальный текст песни и его перевод на язык Пушкина, а также сообщается, что на создание этой песни Мика Джаггера вдохновил роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», приобретенный Миком незадолго до записи песни. Поэтому «русская тема» в «Sympathy for the Devil» звучит далеко не случайно: «Я шлялся по Санкт-Петербургу, когда увидел, что пришло время перемен, убил царя и его министров, так что Анастасия кричала тщетно. Я управлял танком, был в звании генерала, когда разбушевался блицкриг, и стояла вонь от разлагающихся трупов...» - продолжает свой монолог лирический герой песни Джаггера. - «Но то, что ставит вас в тупик - это суть моей игры, да, - понятно, детка? Рад встрече с вами. Надеюсь, вы догадались, как меня зовут, да?» - несколько раз повторяется в припеве, перемежаясь с фирменными привываниями: «у, у, у» и да, мы реально вдруг понимаем, что героя песни величают Люцифером, то есть в переводе с латыни буквально: «Несущим свет», «Лучезарным», «Светоносным».

И далее концептуальный текст, под которым подпишется каждый политик, всякий юрист и каждый философ-диалектик: «Так же, как любой мент - преступник, а все грешники - святые, как орёл - решка, зовите меня «Несущим свет», ведь я вынужден как-то сдерживаться. Так что, если встретите меня, проявите любезность, проявите сочувствие, и немного вкуса. Используйте все свои знания политеса, а не то я пущу вашу душу в расход, гм, да...»

Детский омбудсмен Павел Астахов, если верить Википедии, свободно владеет английским, испанским, шведским и еще парой европейских наречий, так что смысл хита «Роллинг Стоунз» наверняка понимает без излишних комментариев, буквально со слуха, а главное, как индивидуум, явно не чуждый современным масс-культурным веяньям, осознает, что эта песня, почти его ровесница (а Астахов родился в 1966-м), сочинена и о нем тоже.

И о таких, как он, Имя коим Легион.

О них же, наймитах «силы, что вечно хочет Зла и вечно совершает Благо», снят и знаменитый голливудский фильм «The Devil’s Advocate» («Адвокат Дьявола») с Киану Ривзом и Аль Пачино в главных ролях.

Киану Ривз, если помните, сыграл в картине талантливого и успешного адвоката Кевина Ломакса, которого после одного из успешных судебных процессов (кстати, о сексуальных домогательствах учителя к школьнице), нанимает на работу его «истинный отец» Джон Милтон - прозрачный намек на классическую английскую поэму «Потерянный Рай» о восстании против Бога «Падшего Ангела».

Дальше, согласно фабуле, карьере адвоката содействует сам Дьявол, в исполнении обаятельного и, разумеется, предельно инфернального Аль Пачино.

Сюжет фильма я пересказывать не стану. Синеманы видели картину не раз. А те, кто - не видел, но хочет посмотреть, имеют сегодня возможность скачать ролик из сети или приобрести лицензионную копию. Так вот, финал «Адвоката Дьявола», согласно жанру мистического ужастика, предсказуем, то есть концовка символически кольцевая: после всех драм, подстав,  сомнений, разочарований, сумасшествия жены и потери не родившегося ребенка, адвокат в исполнении Ривза, сенсационно отказывается защищать мерзкого педагога-педофила. Однако в туалете суда, отливая лишнюю урину, он все-таки поддается на уговоры журналиста Барни, умоляющего дать ему эксклюзивное интервью: «Адвокат, которого мучает совесть - это сенсация! Я сделаю тебя звездой!» - заявляет журналист.

Адвокат в итоге соглашается, а у журналиста появляется лицо Милтона, то бишь Аль Пачино: «Тщеславие - один из любимейших моих грехов», - произносит он сакраментальную фразу, и Сатана начинает свою игру сначала.

Затем идут титры под другую знаменитую песню «Роллинг Стоунз» - «Paint It, Black» («Окрась всё в черное»), и это опять, по-видимому, совсем не случайно.

Говорят, что Дьявол, «кроется в деталях». Иначе говоря, в будто бы случайных совпадениях, сближениях, намеках и знаках, на первый взгляд, повторюсь, абсолютно спонтанных, непреднамеренных, а на самом деле... да, детка. И именно на уровне интуитивных, эстетических, культурологических трактовок мы обычно и постигаем истинный смысл того или феномена, ситуации, случая. А казус Астахова - это, на мой, разумеется, сугубо личный взгляд, как раз то, что и описано в выше процитированных и пересказанных произведениях искусства. К чему тогда искусство, если оно не объясняет жизнь?

Как там, у Мика Джаггера?

«Рад встрече с вами. Надеюсь, вы догадались, как меня зовут? Гм, да. Но то, что ставит вас в тупик - это суть моей игры, гм, я не шучу, ясно? Скажи мне, детка, как меня зовут...».

В Небесном Лесу…

Саша ДОНЕЦКИЙ

Примечание: Напоминаем, что мнение редакции Псковской Ленты Новостей  не обязательно совпадает с мнением авторов.

Источник: Псковская Лента Новостей





 

Владимир Путин провел большую ежегодную пресс-конференцию. Получили ли вы ответы на волнующие вас вопросы?












Loading...


Голосование

Владимир Путин провел большую ежегодную пресс-конференцию. Получили ли вы ответы на волнующие вас вопросы?












Календарь

«« 2017 г.
«« декабрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31