Новости партнеров
Блоги / Александр Донецкий

Евровидение-2011: Смотри в глаза, бл...ь! Я EBU

15.05.2011 15:48|ПсковКомментариев: 58

Отечественному телеобывателю нынешний конкурс Евровидения в немецком Дюссельдорфе запомнится вовсе не «провалом» нашего молодого дарования (16-ое место в итоговой таблице), а удивительной атмосферой веселой скандальности. Туляк Алексей Воробьев, в своей фирменной белой майке-алкоголичке, по-«джеймсдиновски» белозубо улыбаясь и откровенничая с телекамерой, создал обаятельный образ русского парня из простой рабочей семьи, этакого молодого альфа-самца, за полторы минуты, в прыжке через голову, успевающего расстаться с актрисой Оксаной Акиньшиной, склеить дочку украинского миллиардера, и стать звездой Интернета, выкрикнув в телекамеру свою знаменитую теперь на весь «Ю-Туб» тираду: «Это Россия! Это Россия, бл...ь! Иди сюда, бл...ь! Смотри в глаза, бл...ь!».

Журналисты всё недоумевали, кого это он имел в виду, какую такую «б...ь» звал к себе, и привычно рассчитывали на развитие скандала. Но эмоциональная выходка Алексея Воробьева настолько гармонично вписалась в его наивный образ отвязного раздолбая, что организаторы конкурса из Европейского Вещательного Союза (по-английски, кстати, EBU, что звучит символично) ее просто не заметили, а продюсер перспективного артиста Екатерина фон Гечмен-Вальдек ожидаемо, по-матерински, оправдала: «Реакция нормального русского мужика».

Я-то думаю, что когда Леха орал матом, то он просто звал ближе к себе телеоператора с камерой, дабы поделиться эмоцией со всей Родиной, что и подтвердил его смачный поцелуй в объектив. Если в ближайшие года полтора Алексей Воробьев окончательно не свихнется от успеха и не расшибется, как Джеймс Дин, на гоночном автомобиле своей местечковой славы, то его явно ждут великие дела. Открытый, симпатичный, спортивный, с аккордеоном за плечом и с невъеб...нными амбициями, артист – большая редкость для нашей погрязшей в дешевом снобизме попсы.  

И пусть на фоне других европейских «звезд» его номер, чего греха таить, выглядел слишком банально: кому сегодня интересны завывания мимо нот под воображаемую скакалку, да кульбиты на сцене с риском свернуть себе шею? - Двери лифта в европейский шоу-бизнес сейчас открыты как никогда широко, и пока дверцы не захлопнулись, необходимо раздувать кич, то есть целоваться под прицелами фотокамер с всё той же дочкой миллиардера, или с какой-нибудь другой дочкой миллиардера, лихо срывать майку с торса и демонстративно отправляться в номера.

Что касается «позорного места» в итоговой таблице, то согласимся, что песня хваленого Ред Вайна, якобы работающего с Леди Га Га, была ниже плинтуса отеля, где остановился его протеже Воробьев, впрочем, вспомним, что «король» отечественной поп-сцены Филипп Киркоров в свое время занял на конкурсе 17-ое место, а «примадонна» всей постсоветской эстрады Алла Пугачева удостоилась лишь 15-го. Да и многие другие остались во второй десятке.

На самом деле успех Димы Билана не объясним так же, как и вчерашний триумф дуэта из Азербайджана - Элль и Ники. Потому что ни итальянец Рафаэль Гаулацции, ни Дино Мерлин из Боснии и Герцеговины, ни хозяйка Лена Майер нисколько не были хуже, чем азербайджанцы.  

Музыкальный критик Артемий Троицкий давно дал четкое определение шоу Евровидения  - «конкурс для пидарасов и домохозяек», тем самым констатировав, что профессиональные качества участвующих в конкурсе артистов не играют в распределении мест никакой роли, отчего и всерьез к итоговой таблице относиться не стоит.

Набивший оскомину европоп, фольклор в разнообразных аранжировках да разнообразные гротескные фрики – вот дежурное блюдо конкурса, с теми или иными вариациями повторяющееся из года в год.

Другое дело, что в России к конкурсу Евровидения долгие годы относились как раз чересчур серьезно, до зубовного скрежета и проклятий в адрес руководства EBU,  слишком бурно радуясь неожиданным «успехам» (как с Алсу или с тем же Биланом) или расстраиваясь из-за поражений, с непременной формулировкой: «Нас опять засудили по политическим мотивам», будто это не музыкальный конкурс, а чемпионат мира по футболу.

Отечественным теленачальникам просто очень хотелось заполучить конкурс в свою страну, чтобы освоить бюджет, во-первых, выделяемый EBU(в этом году он составил 25 миллионов евро), а во-вторых, привлекаемый из бюджета страны-организатора плюс реклама.

Для маленьких стран, вроде Эстонии или Македонии, конкурс – действительно, возможность заявить о себе, а победа – так и вовсе беспрецедентная рекламная кампания на целый год, так что игра стоит свеч.

Некоторая предвзятость в голосовании, разумеется, существует, но вовсе не в традиционно-надуманных претензиях вроде «засудили», а в так называемом «соседском голосовании», в котором в последние годы постоянно упрекали страны Восточной Европы.

Дюссельдорф еще раз показал, что Запад ведет себя ровно так же: Австрия голосует за Германию, Португалия – за Испанию, Ирландлия – за Великобританию, и т. д. так что упреки в адрес братьев-славян или жителей постсоветского геополитического пространства вряд ли уместны. А случай Алексея Воробьева справедливо подтвердил, что если песня «г...но», то никакие братья-славяне уже не помогут.

Есть еще принципиальные политические мотивы, как-то, допустим: неучастие в конкурсе Египта (членаEBU) из-за участия в нем Израиля, и всяческие демарши, как-то: знаменитая реплика Верки Сердючки «Раша, Гудбай!», стоившая ей (ему) – карьеры в России, или недавнее признание любви к Родине участницы из Белоруссии.

Важно, что оценку «засудили» может спокойно применить к себе любой неудачник, те же задорные ребята из «ZdobSiSdub»(на мой вкус, лучший номер во вчерашнем шоу) или забавные ирландские близнецы, не говоря уж об обиженных англичанах.

Поражает, однако, другое. Если верить телерейтингам, трансляции музыкального Евровидения занимают первое место в мире среди неспортивных программ, то есть миллионы телезрителей в дни конкурса по всему миру (включая США и Австралию) прилипают к экранам телевизоров, а много ли мы помним реальных, без понтов, звезд, побеждавших на этом «празднике европейской песни»?

Лично я насчитал всего трех: шведский ансамбль «АВВА» (1974), канадскую певицу Селин Дион, представлявшую Швейцарию (1988), и итальянца Тото Кутунью, победившего в 1990-м. Практически - всё. Весьма не густо, не правда ли,  за 56-летнюю историю конкурса?

Пройдет пару дней, и об очередной ярмарке тщеславия мы уже и не вспомним, выдергивая из памяти только забавные казусы, вроде легендарной фразы Артемия Троицкого о Диме Билане: «так себе артист, безмозглый буратино», или матерные вопли простого тульского парня Лехи Воробьева, европейским меломанам сейчас больше известного под псевдонимом Alex Sparrow.

Саша Донецкий      

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 231 человек
Лента новостей