Новости партнеров
Блоги / Александр Донецкий

Соло на клавиатуре: Пока «Титаник» плывет...

12.07.2011 11:54|ПсковКомментариев: 19

Сегодня страна скорбит, а завтра, вернее, уже вчера, начались поиски виноватых в трагедии на Волге. Вот вопрос для власть предержащих: кого назначить «стрелочниками»? Владельцев «Булгарии», капитана и команду, техническое состояние судна?

Разумеется, будут работать всяческие госкомиссии и следствие, и представлена подробная картина крушения. Но людей вся эта необходимая суета уже не спасет.

Причин гибели «Булгарии» и сейчас названо немало. И все оценки вроде как компетентны: от незадраенных в жару иллюминаторов при крене до пробоины в сильный ветер. Не забудется всуе и так называемый «человеческий фактор». Круиз в шторм, всеобщее раздолбайство...

Проблема России, однако, в том, что по гамбургскому счету виноваты все «ответственные» лица, а значит, по сути, не виноват никто. Я бы даже употребил это слово с заглавной буквы. Великий Никто.

Виноват мифический капитан Немо, ведущий наш подводный «Титаник» на дно самой глубокой впадины. А куда ты денешься с подводной лодки?

За этим дьявольским именем кроются тысячи обличий и личин. Виноваты - те, те, те. То есть, опять же, чуть ли не все. То есть Никто.   

Когда случается ДТП со смертельным исходом, как это произошло недавно с драматургом и телеведущим Эдвардом Радзинским, кто виноват? Жуткая погода? Скользкое шоссе? Опасный поворот? Сам 73-летний Радзинский, превысивший скорость? А если бы не превысил, удалось бы избежать трагического столкновения?

Вопросов тут больше, чем ответов, и в данном конкретном случае - с Радзинским - ответы, я верю, все же найдутся. И что? Погибшую девушку-то уже не вернешь. Как и десятки взрослых и детей, что пользуются летательными аппаратами типа Ан-24 и теплоходами чехословацкой сборки 56-летней давности.

С гибелью «Булгарии» вообще все гораздо сложней. На Волге произошел очередной сбой системы, руководимой капитаном Немо. Вернее даже сказать, что сбой и есть главное системное состояние этой системы. И тавтология здесь не логическая ошибка. Да, масло масленое. Система ломается. Слом системы. Сломанная система. И т. д. до бесконечности. Причем - дурной.

В этих рассуждениях легко дойти до мыслей о глобальном фатализме. Мол, людям, купившим билеты на роковую «Булгарию», «на роду было написано» утонуть в Волге. Вот они билеты и купили. Ничего не поделаешь. Фатум.

Однако ж, ничего на роду не написано. И достаточно вообразить себе иные параметры системы, как идея об якобы выборе Судьбы становится бредом. Все-таки мы живем не в пространстве мифов Древней Греции.

Все проще в мире причин и следствий.

Если бы отжившие свое суда в срок отправляли на металлолом, трагедии на Волге точно бы не случилось. Трагедии, скорей всего, не случилось бы и в том случае, если бы капитан поостерегся выходить в рейс в шторм. А еще - если бы на теплоходе были задраены все иллюминаторы.

Но мы живем в современной России. Стране, где новых теплоходов не строят. Поэтому приходится использовать старые. И с разной степенью вероятности будут происходить все новые и новые трагедии и драмы. В воздухе, на воде и на земле. Всюду и всегда.

Потому что пока, пусть и с креном, ветхая и изношенная, с атомным двигателем, субмарина под называнием «Россия», она же «Титаник», наплаву.

День траура по погибшим пройдет, но сами погибающие останутся на борту.

Как сформулировал когда-то Илья Кормильцев, «но никто не хочет и думать о том, пока Титаник плывет».

Смотреть видео.

Саша ДОНЕЦКИЙ

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 233 человека
Лента новостей