Новости партнеров
Oбозрения

Культобзор: об информационных граблях, литературном флёре, и о чуде, которое сказкой не испортишь

21.10.2011 18:04|ПсковКомментариев: 16

За двадцать дней октября в Пскове и в Псковской области прошло множество событий, так или иначе соотносимых с понятием «культурная жизнь». Замечательно живое выступление «Бурановских бабушек» и концерт «Тридцать световых лет» от почти что уже легендарной группы «Пикник», конкурс сказителей и вечер памяти пронзительного, интеллигентнейшего псковского поэта Александра Гусева…  Одних художественных выставок в Пскове при желании можно было насчитать больше дюжины, а при ещё большем желании – посетить.

Явка наше всё?

Только в выставочном зале псковского отделения Союза художников России в октябре можно было познакомиться с двумя экспозициями. Практически незамеченную горожанами традиционную выставку псковских художников «Осенний вернисаж» сменила экспозиция, составленная из работ петербургских художников – преподавателей и студентов Смольного института (среди молодых, кстати, есть и псковичи). Пёструю выставку назвали «Фрагменты»: дескать, из всяких и всяческих остановленных мгновений и складывается полная картина каждой отдельно взятой и неповторимой жизни, и открыли с музыкой: на вернисаже выступили преподаватели и учащиеся школы искусств, что автоматически прибавило публики главным, казалось бы, «действующим лицам» произведениям изобразительного искусства.

Выставка

Не случилось паломнического потока благодарных зрителей и на «альтернативный» фестиваль современного изобразительного искусства «Псковская галерея», который организовал неутомимый псковский художник Илья Сёмин. Решив взять псковичей не только качеством, но и количеством тоже, Илья с товарищами затеяли теоретически грандиозный проект, анонсировав 18 выставок, в течение месяца, автоматной очередью: вернисаж, плюс пару дней для тех, кто не успел на открытие, потом снято, всем спасибо, и следующий вернисаж.

Основной задачей, как её формулировал Илья Сёмин, было привлечь публику к художникам псковским и сочувствующим, самобытным и ярким. В первый же день проекта в выставочный зал Областного центра народного творчества, где проект «Псковская галерея» воплощают в жизнь, открылось три выставки разом: офорты Игоря Иванюка 80-х годов, живопись Валентина Решетова (работы 1997–2010 годов, где автор следует методу Филонова) и 11 графических листов Ильи Сёмина – выставка-книга 2006 года. Присутствовало при этом порядка 30 зрителей. Немногим больше любителей живописи пришло на эти три мини-выставки и в следующие дни их работы. Через неделю, когда публике должны были представить новые экспозиции (Тамары Рейн, Дмитрия Яблочкина и  Эдуарда Шарипова), не вернисаж даже авторы выставочных работ – два из трёх – не прибыли…

На вопрос о причинах такого отношения публики к творчеству наших художников у каждого, наверное, свой ответ. Разговор об уровне мастерства и оригинальности художественных идей вынесем здесь за скобки – в конце концов, то, насколько хороша и нова каждая из работ для каждого конкретного зрителя, зависит не только от живописца, то и от того, кто пришёл увидеть его полотно. Если пришёл, опять же.  Возможно, Сёмина со товарищи подвело ещё и крайне неудобное время, выбранное для вернисажей: в рабочий день, у большинства заканчивающийся в шесть вечера, открывать выставку в восемь – мало рационально, мягко говоря. Возможно, организаторы вновь встали на «информационные грабли»: о фестивале в городе всё же знали недостаточно. С другой стороны, собирала же приличную аудиторию «Галерея на Бастионной» – без клипов на ТВ и без афиш на каждой автобусной остановке…

Ещё один момент, который художники, претендующие на гениальность и непонятость, вероятнее всего, сочтут второстепенным. Однако, должен же хоть кто-то сказать организаторам всех этих художественных событий, что не только театр начинается с вешалки. Стойкое ощущение деревенской самодеятельности (а порой и хуже – неуважения к рядовому, массовому зрителю, которому, наверное, «и так сойдёт») остаётся от выставки, буклет которой отпечатан с орфографическими ошибками, а таблички с обозначением названия картины и имени автора косо приклеены к стенке скотчем…

Углы: четыре и больше

Отдельным пунктом – о выставке, которая открылась в Пскове вчера. Небольшая формально, экспозиция эта составлена из работ, которые художники выставили на первый за несколько последних десятилетий в Пскове конкурс графических работ «Книжный знак плюс».  Смелость организовать такой конкурс памяти псковского художника Александра Шершнёва – при поддержке областного комитета по культуре – взяла на себя Центральная городская библиотека Пскова, что «на четырёх углах»: Саша был здесь больше, чем художник, – друг, застрельщик и участник многих акций. Да, собственно, и знак для библиотеки он разрабатывал…

Председательствующий в жюри конкурса искусствовед и музейщик Владимир Галицкий начал свою речь с того, что конкурс – от латинского «столкновение» – на самом деле вещь ужасная. Оговорив, что каждое соревнование определяется поставленным в титул именем (конкурс имени Чайковского требует от участников иных качеств и талантов, нежели, например, конкурс имени Бенждамина Бриттена), Владимир Михайлович «перешёл на личность» Александра Шершнёва: говорил о его высочайшем профессионализме и о том, как высоко художник ценил тщательную, мастерскую отделку в любой работе, о его чувстве юмора и неком литературном флёре, который так или иначе, но непременно присутствовал в его графике.

Неудивительно, что в свете этих качеств «титульного имени» из представленных на конкурс работ 20 авторов, победившими жюри признало две пушкинские, Михайловские «царапки» псковско-петербургского художника Игоря Шаймарданова. Владимир Галицкий упомянул и оригинальную, собственно Игорем Шаймардановым изобретённую технику, когда в основу ложится рисунок, процарапанный иглой по листу. И  высокую – пушкинскую – тему, поданную с юмором и безупречным тактом. Отметил он и то, что Игорь Шаймарданов – лёгкий, светлый человек, а эти качества, преломляясь в творчестве, сегодня воистину дорогого стоят. «Он умён, при этом обаятелен и высокопрофессионален», - охарактеризовал победителя другой член жюри, историк Михаил Зуев. Призом от спонсора была отмечена на конкурсе и ещё одна работа – графический лист, почти классически чистый рисунок «Псков индустриальный» Ивана Богданова, выпускника псковской художественной школы, студента Псковского педуниверситета.

Впрочем, можно было только снять шляпу перед жюри: сложная задача сравнивать выполненный в милой, в духе журнала «Весёлые картинки» плакат «Игра в четыре угла» – эдакий реверанс в адрес библиотеки устроительницы с, например, пьяным римейком на плакат Моора «Помоги!»,  призывавший помочь жертвам страшного голода в Поволжье в начале 1920 годов…

Экзамен на волшебника

Пока взрослые решали свои художественные и прочие проблемы, малышня аплодировала железному капкану, который гнался за лисой, щёлкая зубами и завывая: в минувшие выходные в Псковском областном театре кукол открылся новый, предъюбилейный, 49 сезон. Первым спектаклем сезона стала премьера – сказка Либуши Лопейской и Ганки Крчуловой «Аистёнок и чучело», которая с давних пор, с разной степенью убедительности шла и идёт в детских театрах по всей стране.

Кукольный спектакль

Режиссёр театра, заслуженный артист России Александр Заболотный впервые за много лет, а может и впервые в жизни взялся сделать «лирический спектакль». Самому «Сан Санычу» – с непривычки – результат этой попытки не нравится, но когда это артист относился к себе объективно?

Несмотря на внешне благополучный финал, «Аистёнок и пугало» –  очень грустная сказка. Брошенное чучело, аистёнок с подбитым крылом… Неспособного на перелёт птенца взрослые сородичи должны заклевать – закон стаи. Бездомное чучело принимает ответственность за судьбу заморыша на себя: спасает от лисы, помогает перезимовать, а потом – уже окрепшего, вставшего на крыло – отпускает назад, всё в ту же стаю. И опять остаётся в одиночестве.

Наверняка детям нужны и такие, вполне себе из нашей современной жизни  сказки. Если они, став взрослыми, и не станут подражать страшненькому, но доброму пугалу, то, по крайней мере уже будут знать, что вполне могут оказаться в любой из жизненных ситуаций аистёнка – одна другой жёстче. А предупреждён, – значит, защищён, как известно. 

В театре же готовятся к очередным постановкам. Для своих студентов, которые в этом году уже – ни в сказке сказать, ни пером описать! – на последнем курсе, Александр Заболотный, например, будет ставить «Золушку». «Посмотрели мы с художником Андреем Севбо на эту… близкую мне команду, – чуть ли не былинным зачином начинает рассказывать Сан Саныч о новой работе, - и придумали спектакль, который между собой называем «экзамен».

– В сказке, если помнишь, есть персонаж, который говорит, что не волшебник, а только учится, – напоминает Александр Заболотный. – Так вот, у нас – много волшебников. Которые, кроме всего, ещё и плохо учатся. Главный герой всей нашей сказки – волшебник-экзаменатор, который делает вид, что он учитель, что всё знает и умеет. Но, посмотри, никто же из нас по правде свой экзамен так и не сдал! Мы все немножко лукавим, мы все немножко неудавшиеся волшебники. Примерно об этом мы и делаем спектакль, ну, а сказка… Сказка идёт своим чередом, в ней трудно что-либо изменить, потому что нельзя, невозможно испортить чудо.

Тем более, если ты хочешь, чтобы оно свершилось.

Алина Егорова, специально для Псковской Ленты Новостей

 

 
опрос
Пскову выделят 500 млн рублей из федерального бюджета на ремонт фасадов домов. Как потратить эти деньги?
В опросе приняло участие 389 человек
Лента новостей
30
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта.
Для того, чтобы этого избежать добавьте наш сайт в белый список. Как это сделать.