Новости партнеров
Общество

Медиаобзор: страна советов

23.07.2014 08:38|ПсковКомментариев: 0

Обзор текущей ситуации на псковском медиарынке логичнее всего начать с притчи о «Псковских новостях», которые намедни были в очередной раз препарированы на сессии городской Думы. Именно «Новости» - лучший пример того, что слово «медиарынок» к региональной прессе, по моему мнению, фактически не применим. Печатные издания – все, кроме «Курьера», который, впрочем тоже лоялен к региональным элитам и по возможности не играет в политические игры – выполняют роль политпропаганды. Причем политическая роль изданий, замечу, даже больше не в том, чтобы писать, что надо, а в том, чтобы не писать то, что не надо.

Мутация роли СМИ произошла, безусловно, не из-за журналистов (этот итог – лишь производная), а из-за задач, которые перед ними ставят учредители. Вот и на прошлой неделе псковские депутаты, выслушав отчет главного редактора «ПН» Светланы Андреевой, вновь начали задаваться вопросом, что же нужно писать в муниципальной газете и набрасывать госпоже Андреевой «свежие» и «креативные» идеи, блестящие советы. Кто предлагал чаще писать о деятельности депутатов, кто советовал больше информировать о «жизни города». Отличный совет для городской муниципальной газеты – побольше писать о городе. И так далее.

В общем, очень интересно было смотреть на то, как спустя уже почти пять лет после создания «Новостей», учредители решили даже не нишу издания определить, а просто накидать тем – как это обычно делают журналисты на своих планерках.

Впрочем, то, что газета скучна, сера, незаметна и мало кем читается, часть народных избранников попробовали оправдать. Это, де, антитеза «желтым» изданиям, заполонившим псковский медиарынок. Они, значит, привлекают читательскую аудиторию «жареными фактами», а «Псковские новости» стоически пишут о нравственности и патриотизме. И, несмотря на то, что патриотизм у нас сейчас в фаворе, читатель, «подсаженный» на «желтую прессу», «Псковские новости» не жалует. По мнению депутатов, качественная пресса (а «ПН», судя по их заявлениям, относится именно к этой категории) вынуждена быть пресной, скучной и – никакой.

Подсыпал перца в обсуждение, пожалуй, единственный среди депутатов эксперт в области СМИ Евгений Самуйлов, который сообщил коллегам, что возврат муниципальной газеты (то есть экземпляры, которые не были распространены среди читателей) составляет 87-88%. За несколько минут до этого Григорий Стороненков попенял г-же Андреевой, что, дескать, тираж в 10 тысяч экземпляров для городской газеты маловат. «200 тысяч жителей в Пскове, надо увеличивать тираж», - дал он еще один ценный совет главреду. Ну а тут оказалось, что реальный тираж газеты – 1200-1300 экземпляров. Притом можно предположить, что приблизительно треть экземпляров расходится «среди своих». Так что горожане покупают или выписывают менее тысячи экземпляров. Это катастрофически мало, настолько мало, что газету можно было бы и не регистрировать. В середине 2000-х студенческая газета псковского политеха «От сессии до сессии» выходила большим тиражом.

Так вот, Самуйлов задал депутатам едкий риторический вопрос (на него действительно не поступило ответов): кто из народных избранников выписывает «Псковские новости», кто читает газету не только при Иване Цецерском и какую бы газету купили бы сами депутаты, стоя перед газетным ларьком. Каждый, думается, может ответить за депутатов.

Конечно, «Псковские новости» просто оказались самым слабым звеном на псковском медиарынке – на деле практически все газеты имеют ту же самую проблему. Просто так получилось, что «ПН» с самого начала не имели рачительного учредителя (тем более что сити-менеджеры и вовсе периодически менялись), который бы был хоть сколько-то заинтересован в газете. Более того – впоследствии в ней и вовсе отпала необходимость. Если проанализировать работу пресс-службы городской Думы, которую недавно постигла очередная отставка, можно понять, что проблема – заметно шире, чем редакция газеты, которая, что уж греха таить, после прихода Светланы Андреевой на пост главреда стала совсем неконкурентоспособной.

По сути, почти все псковские печатные издания в случае потери мотивации учредителя (а практически все они, напомню, имеют политические интересы) просто перестанут существовать, не продержавшись на рынке и нескольких месяцев. Да и сложно представить, о чем будут писать «Псковская правда», «Псковская провинция» или «КП – Псков», если вдруг государство перестанет быть учредителем. Продуктом объективно можно назвать «Аргументы и факты – Псков» и, разумеется, «Курьеръ»: первый имеет свою информационную политику и сильный федеральный «буксир», а второй – в принципе самодостаточен и смог не потерять позиции, когда пару лет назад федеральный учредитель оптимизировал региональные издания. У «Псковской губернии» своя проблема – узкая целевая аудитория (интеллигенция), и расширять ее для «ПГ» сложно. Можно даже сказать больше – потенциальная аудитория газеты в регионе сейчас скорее сокращается, во многом из-за федеральной политики.

Однако можно сделать субъективное предположение, что именно «АиФ», «Курьеръ» и «ПГ» смогли бы выжить, если бы изданиям пришлось жить по условиям рынка и не «информировать о жизни города», а реально не только пересказывать, но и формировать информационную повестку региона. Остальные – увы, не говоря уже о «красном» издании «Псковский рубеж», который не попадает в медиаобзоры по понятным причинам.

Но пока мы будем свидетелями ситуации, когда информационную повестку оценивает учредитель, он же решает, что и как писать, исходя из своих политических задач, а не предпочтений читателя или ключевых проблем региона. Безусловно, перед выборами губернатора данная тенденция обострилась, однако и до, и после них было и будет то же самое. До какого момента? Это, говоря сухим языком, зависит от макроэкономических показателей и федеральных тенденций.

В настоящее время тематика изданий остается крайне узкой, а главная функция качественной журналистики, коей, на мой и не только мой взгляд, является критика, оставлена почти напрочь. Основные фигуранты большинства изданий – политики, чиновники и близкие к ним персоны. Исключение составляет лишь «Курьеръ» и «Псковская провинция», но у «провинциалов» первые полосы все равно отведены политической элите и ее достижениям. Упоминаемость и цитируемость персон, которую мы уже больше года ведем в медиаобзоре, подтверждает, что главными действующими лицами там являются политики и чиновники – это издания о них и для них. В двадцатке цитируемых персон за первое полугодие не из профессиональных политиков оказалась лишь председатель ВООПИиК Ирина Голубева, да и та входит в Общественную палату, которая занимается общественно-политической деятельностью.

Прошедшая неделя принесла очередное подтверждение этого тезиса, с той лишь разницей, что Андрей Турчак впервые за долгое время уступил пальму первенства другому фавориту – Армену Мнацаканяну, который по итогам 6 месяцев 2014 года был третьим. Но и в этом есть логика: «социалка» - ключевое направление, о котором власти сейчас хотят рассказать электорату.

Что до конкретных материалов, то в предвыборных баталиях журналистики становится все меньше, добра и позитивных материалов а-ля «Back in the USSR» - все больше, однако можно выделить тройку, на мой взгляд, самых интересных публикаций недели. Это расследование «Псковской губернии» о постепенном банкротстве Псковского электромашиностроительного завода: «Сожрать ПЭМЗ» - так и называется эта публикация, которая напоминает многие истории, связанные с псковскими предприятиями. Но тот факт, что ПЭМЗ возглавил бывший директор предприятия, являющегося главным кредитором завода, конечно, говорит о многом.

В «Аргументах и фактах – Псков» опубликовано интервью Ольги Миронович с псковской матрешечницей Ольгой Гусевой, которая рассказала, как из простого экскурсовода превратилась в изготовителя эксклюзивных подарков для мировых знаменитостей. Например, для Джеки Чана.

Ну а в «Псковской провинции» сразу два животрепещущих материала: первый, «Кружевные зигзаги», рассказывает о том, как запрет кружевного белья скажется на псковичках – впрочем, все в рамках приличия. Первыми «провинциалы» обратились и к теме уличных продавцов планшетов и мобильных телефонов: «Пришествие» - так называется репортаж-комментарий Константина Козловского. Впрочем, в этой истории больше вопросов, чем ответов, да и то, что журналист не получил по голове, уже хорошо. Как рассказывает коллега Козловский, привлечь таких торгашей к ответственности наша полиция практически не в силах. Впрочем, кого бы в наше время это удивляло.

Денис Камалягин (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом)

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 176 человек
Лента новостей