Новости партнеров
Общество

«Акценты» Донецкого: Жупел шубохранилища, шоу Шлосберга и «Прощай, скобарь!»

21.08.2015 16:20|ПсковКомментариев: 48

Псковская Лента Новостей представляет очередной выпуск программы Александра Донецкого «Акценты». Напомним, комментарий политических и социокультурных событий выходит в эфире радио «Эхо Москвы в Пскове», а затем текст программы публикуется на сайте ПЛН.

Заголовки выпуска.

Казус Кохвера. Эстонский шпион осужден на 15 лет.

Шлосберг (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) -шоу. На старте избирательной кампании псковский оппозиционер нарвался на скандальные неприятности.

«Прощай, скобарь!». Власти перенесли популярный кузнечный фестиваль с сентября на январь.

В среду, 19 августа, Псков оказался в эпицентре громкого международного скандала с участием сотрудника эстонских спецслужб Эстона Кохвера. Кульминацией этой шпионской истории длительностью в год стал жесткий приговор Псковского областного суда. Эстон Кохвер получил свою «пятнашечку» в колонии строгого режима плюс штраф. За контрабанду, шпионаж и незаконное ношение оружия. За гражданина и героя Эстонии, понятно, тут же «впряглись» американский Госдеп и Евросоюз, сделавшие соответствующие заявления. Не говоря уж реакции многочисленных зарубежных СМИ вроде Associated Press, Би-Би-Си и так далее. Картинка западных масс-медиа сильно отличается от нашего отечественного изображения случившегося. По версии западных СМИ, Эстон Кохвер чуть ли не безвинная жертва ФСБ, якобы похищенная с эстонской территории. Так и представляешь себе кадр из голливудского шпионского фильма: злые гэбешники проникают на «святую землю» Евросоюза, хватают и волокут под покровом ночи «тушку» безвинного человека. По версии российских контрразведчиков, Кохвер - типичный шпион, причем действовавший крайне грубо и нагло, то бишь непрофессионально. За что, собственно, и поплатился. Теперь его, в лучших традициях спецслужб, должны бы обменять на русского шпиона. Например, на осужденного в Эстонии на 16 лет за шпионаж в пользу России Алексея Дрессена. Многие обозреватели обратили внимание, что приговор псковского суда, так сказать, «зеркален».

Понятно, что все подробности этой шпионской саги строго засекречены, и узнать мы их сможем только в том случае, если этого захочет руководство ФСБ. Выводы же лежат на поверхности: казус Кохвера свидетельствует о явном обострении военно-политических отношений. Даже не столько между Россией и соседней Эстонией, сколько между Россией и Западом в целом, частью которого Эстония с недавних пор является. В прежние, более мирные годы, в аналогичных случаях эстонских шпионов просто высылали из Пскова, видимо, уповая на давние добрососедские связи. И вот период какого-никакого «добрососедства», видимо, закончился. Для многих жителей Пскова и окрестностей, привыкших мотаться на выходные в Тарту или Вярску, все эти шпионские страсти как «серпом по яйцам».

Примем во внимание, что Псковщина, как ни крути, регион особый. И дело не только в том, что многие из нас чаще бывают в Таллине, чем в Москве, а некоторые псковские мамочки предпочитают рожать на Эстонщине. У нас только в Печорском районе проживает несколько тысяч вполне себе официальных граждан Эстонии, а значит, - и граждан Евросоюза. Это все дети, внуки и правнуки тех псковичей, что до 1940 года, до аннексии Прибалтики, проживали в так называемой «буржуазной Эстонии». Для них политические дрязги с Эстонией весьма болезненны. А вдруг границу прикроют?

Наверняка весть о долгожданной отставке президента ОАО РЖД Владимира Якунина заставила позлорадствовать многих россиян, давно не видящих в деятельности топ-менеджера ничего «эффективного». Действительно, один сюжет с отменой пригородных электричек чего стоит! Я не преувеличу, если скажу, что владелец шикарного поместья в Подмосковье со всеми его прибамбасами: молельной комнатой с микроклиматом и специальным шубохранилищем, - как нельзя ярко и наглядно олицетворяет всё ментальное «зло» путинского режима. Пресловутое «шубохранилище» стало для оппозиции этаким жупелом, своего рода символом беспринципного, хищнического обогащения на народном хребте. И хотя по данным масс-медиа, Якунин в прошлом году продал-таки свое знаменитое поместье, да и сам он отнюдь не единственный столп режима, сказочно обогатившийся на естественных монополиях когда-то великой советской державы, именно якунинское «шубохранилище» стало знаком того беспардонного барства, которое в нашем народе способно вызвать только злобную усмешку или яростный приступ ненависти.

Почему так получилось именно с топ-менеджером РЖД? Имеются в нашей стране индивиды и побогаче Якунина. Тут, вероятно, «работают» какие-то тайные атрибуты «отрицательного обаяния», свойства физиогномики. Глянешь на слащаво-приторную физиономию Якунина в телевизоре и ненароком поперхнешься: «Да откуда же они все повылезали?». А повылезали эти новые баре да бояре, как ни парадоксально, из нашего советского прошлого. Вот, и четверти века не прошло с крушения Советского Союза, на костях миллионов строившего общество всеобщей справедливости, «социализм с человеческим лицом», а — нате и распишитесь. К чему пришли? Для избранных - личная молельная комната с антикварными иконами и микроклиматом, для всех других, для плебса — электричка раз в неделю. И что особенно обидно и возмутительно: жируют эти безнадежно неэффективные менеджеры (буквально шантажируя целые регионы) на системах, которые по всем понятиям — людским и Божеским — им не принадлежат. Ну ничего они не вложили в бывшее советское достояние! Ни ума, ни талантов собственных, ни, разумеется, денег. А только присосались и сосали все эти долгие годы.

Взять те же российские железные дороги. Их 150 лет строил весь народ. Сначала при царском режиме, потом при советском, вспомним хрестоматийные строчки Некрасова из его гениальной поэмы «Железная дорога»: «Прямо дороженька: насыпи узкие, / Столбики, рельсы, мосты. / А по бокам-то всё косточки русские... / Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?» Ну и так далее. Это страшные стихи, перечитайте их на досуге.

Железные дороги России — это кровеносная система огромной страны, ее стратегический и военный ресурс, общее достояние, и что мы видим? На общем, вроде бы государственном по статусу, достоянии, построенном на костях и страданиях всего народа, паразитируют некие частные «фирмы-дочки», да еще и шантажируют руководство регионов: не заплатите денег, прикроем пригородное сообщение. И чуть ведь не прикрыли совсем! То есть чуть ли не опрокинули страну в средневековье, когда из дальней деревне добирались до города пешком, «собачку говорящую поглядеть».

Ж/д транспорт, по всем понятиям, несет важнейшую социальную функцию: осуществлять связь людей разного достатка, более-менее выравнивать уровень возможностей, то есть надлежащий цивилизационный уровень в стране... А что творили Якунини иже с ним? Вопрос риторический. И, по моему мнению, вовсе не случайно он вызывал такую ненависть в народе. Он, повторюсь, персонификация всего того капиталистического беспредела, что пышно процветает в современной России. Многие аналитики поспешили назвать почетную отставку Якунина в Сенат «знаковой», мол, заканчивается «Эпоха Ренты», эпоха тех, кто паразитирует на недрах (которые от Бога) и других естественных монополиях. Хорошо бы, кабы так, но я бы не спешил обольщаться. Просто Якунин полностью выработал свой чиновный ресурс. Мнение о том, что его управление крайне неэффективно, - стало общим местом. Его еще три года назад очень жестко шельмовал журналист Доренко, два года назад «отправляли» в отставку с глухарем. Словом, так или иначе готовили уход. И вот — долгожданный «сюрпрайз» для оппонентов. Вы думаете, что-то в ближайшем будущем кардинально изменится?

Довольно забавный «скандальчик» разразился на предвыборном поле. Кандидат от партии «Яблоко», некто Николай Лебедев, ветеран труда, снял свою кандидатуру с выборов в Пыталовском районе, по его формулировке, «из-за того, что им манипулировали». Историю раструбил в своем интернет-блоге пыталовский депутат и координатор псковского городского отделения ЛДПР Игорь Иванов. А лидеру псковских «яблочников» Льву Шлосбергу пришлось публично «отбрехиваться» от обвинений и называть скандал «долгоиграющей провокацией». Все это было бы смешно, если бы не выглядело столь гнусно.

Кратко суть истории такова. Сначала этот самый ветеран труда Лебедев выдвинулся на выборы от партии «Яблоко», но затем ему якобы не понравилось, что ему навязывают (от партии «Яблоко», разумеется) чуждую точку зрения на Крым и Украину, с чем он категорически не согласен. Этим и воспользовался жириновец Игорь Иванов, обвинив Шлосберга во всех тяжких, что, повторюсь, сам Лев Шлосберг квалифицировал как «провокацию». Со стороны это выглядит как некий причудливый «нелюбовный треугольник»: элдэпээровец Иванов — яблочник Шлосберг — незадачливый кандидат Лебедев. И фигура преткновения тут, конечно, ветеран труда Лебедев, у которого хочется спросить: «Если ты не согласен с позицией «Яблока» по Крыму, так какого ж рожна ты выдвигался от «Яблока» в местное собрание?».

С Игорем Ивановым — все ясно: грех не воспользоваться ситуацией в своих агитационно-очернительных целях. Но и Шлосберг здесь, по существу, подставился, и истинная причина скандала, по моему мнению, вовсе не в каких-то злых кознях конкурентов, а в слабости или отсутствии партийного резерва «Яблока» на местах. Парадокс: в последние годы псковское «Яблоко» позиционирует себя в качестве преимущественно, так сказать, «местечковой» политической силы, а настоящих партийцев у нее, получается, — кот в блюдечко наплакал. Лично у меня есть одна хорошая знакомая, председатель одной общественной организации, которой псковское «Яблоко» предлагало баллотироваться под своей этикеткой на местных выборах. Она отказалась, а могла бы ведь и согласиться. А потом кричать на всех перекрестках, что ею «манипулируют», что навязывают чуждые ей взгляды и прочее. И была бы в каком-то смысле права, поскольку к партии «Яблоко» она никаким боком не относится. Так что, если «Яблоко» будет продолжать в том же духе, рекрутируя и призывая под свои знамена абсолютно случайных людей, от «долгоиграющих провокаций» вряд ли застрахуешься. Это явный «косяк» псковского «Яблока» в политической тактике, его системная ошибка. Видимо, нет других возможностей для увеличения числа кандидатов, и приходится надеяться на авось, и тогда весь предвыборный проект (уж назовем вещи своими именами) выглядит величиной дутой, этакой предвыборной «липой». Наверное, это не вина «Яблока», а скорее, его беда. Однако сущностной неправды это обстоятельство, увы, не отменяет.

Музейное сообщество продолжает обсуждать последствия погрома выставки в московском Манеже, осуществленного так называемыми «православными активистами» из группировки «Божья воля» под руководством небезызвестного Дмитрия Энтео (настоящая фамилия этого «перца» - Цорионов). Случай, конечно, возмутительный. Погромщики повредили несколько работ всемирно известного скульптора Вадима Сидура, показавшихся этим «митрофанушкам» якобы «богохульственными».

Многие сразу сравнили акцию Энтео со знаменитым панк-молебном «Пусси Райот», дескать, там кощуницы вторглись в сакральное пространство церкви; тут, наоборот, активные мракобесы вторглись в светское пространство музея. И в том, и в другом случае — вторжение как бы на чуждую территорию, в чужой монастырь. Можно, разумеется, проводить параллели, сравнивать Божий дар с яичницей, никому не возбраняется, но лично меня поразила реакция государственных масс-медиа. Если в случае с «Пусси Райот» (которые все-таки ничего не громили) про-властные СМИ дружно осудили перфоманс в храме, обозвали его святотатством, то в случае с погромом выставки в Манеже — СМИ сначала просто замалчивали инцидент, а потом, когда молчать, видимо, было уже нельзя (настолько был громким протест музейной общественности) - просто как бы пожурили «православнутых». Такое впечатление, что дана была установка откуда-то сверху: «Да, Энтео, конечно, сукин сын, но это НАШ сукин сын». Энтео и его подельников спокойно отпустили из участка, хотя вот лично я не сомневаюсь, что если бы нечто «зеркальное» проделали бы те же «Пуськи», их снова бы засадили в каталажку, и надолго. Здесь нет смысла опять задавать вопросы нашей правоохранительной системе, и остается слабо надеяться, что если ущерб все-таки будет установлен, и музейщики это дело дожмут, то «свое» эти «православнутые» деятели все равно получат. Если не «двушечку», так хотя бы солидный штраф. Чтоб в другой раз не повадно было. На мой взгляд, это просто уже какая-то разнузданность от чувства безнаказанности. И страдает тут, между прочим, не только престиж государства, но и престиж РПЦ. Вот о чем стоило бы подумать тем, кто курирует всех этих типов вроде Энтео сверху. А то, что его именно курируют и именно откуда-то сверху, видно невооруженным взглядом не предвзятого наблюдателя. И это «сверху» - явно не от Бога, а от Кесаря.

С другой стороны, нет худа без добра. Погром в Манеже привлек внимание, высветил большую музейную проблему, намеченную на ноябрь. Именно в ноябре отечественные музеи могут лишиться полицейской охраны, и кто будет охранять музейные ценности от таких вот Энтео и, - что еще страшнее! - от вполне себе вероятных грабителей — большой вопрос. Бьет в набат директор «Эрмитажа» Михаил Пиотровский, бьет в набат директор музея-заповедника «Михайловское» Георгий Василевич, и акция Энтео здесь более чем наглядный пример. Если и сейчас трудно защитить выставочные экспонаты, то что будет, когда полиция уйдет из музеев?

И я завершаю. Неприятную, мало радостную новость принес Фейсбук. Оказывается, фестиваль «День Скобаря», яркое событие, уж простите за тавтологию, псковского событийного туризма. Фестиваль, демонстрировавший нам произведения псковской кузнечной субкультуры и творчество арт-группы «Митьки». Плюс представлявший тусовку местных мастеров и артистов, плюс рок-концерт, вот всё это переносится с сентября этого года на январь 2016 года. Фестиваль якобы всего лишь «поменяет формат», а для меня и всех, кто уже привык к этому ежегодному арт-сейшену, абсолютно понятно, что наш «Скобарь» приказал долго жить.

Что такое перенос с сентября на январь? Фактически — отмена фестиваля в этом году. Потому как 2016-й год — это другой год, другой бюджет и прочее. Суровый русский январь — это не комфортный сентябрь. Что такое «смена формата», как не убийство прежнего, уютного и очень человечного праздника, к которому псковские ценители опен-эйров уже успели привыкнуть? Мы все понимаем - кризис, администрации не хватает свободных денег, приходится оперативно секвестировать расходы. Вот и перераспределяются средства в пользу каких-то других культурных инициатив и проектов. Но зачем врать? Согласитесь, «Скобарь» в январе, это какой-то другой «скобарь», то ли под Рождество, то ли не понять под что. И это уже никакой не опен-эйр, а нечто принципиально иное. Что ж, очень жаль. Мы, как скобари, уже к неприятностям «привыкши». Сначала не получилось с всероссийским форматом Масленицы, теперь вот печально закончилось с традиционным «Днем Скобаря». Во всяком случае — в прежнем его симпатичном облике. Прощай, прежний Скобарь, не поминайте его лихом.

Александр Донецкий

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 112 человек
Лента новостей