Новости партнеров
Общество

Обзор техносферы: в космос за 35 рублей

16.07.2017 17:16|ПсковКомментариев: 0

В середине лета экономическая и политическая жизнь традиционно не отличается особой активностью. Оно и понятно - потенциальные потребители и избиратели в отпусках, думают больше о дачах да курортах. Что же, тем больше удивляет неожиданная активность российских технарей. В сегодняшнем обзоре техносферы есть о чём рассказать и чему порадоваться.

Эпоха микроспутников

Во-первых, наконец-то есть за что похвалить Роскосмос. После серии досадных провалов с «Протонами», модулем «Заря» и неразберихой с «Ангарой» пришли хорошие новости: ракета-носитель «Союз-2.1а» вывела на орбиту разом 73 спутника. Абсолютный рекорд для отечественной космонавтики. Правда, пальму первенства у индийцев отнять не удалось – они запустили в феврале этого года разом аж 105 микроспутников.

Среди аппаратов, выведенных на орбиту «Союзом», самым крупным стал спутник  дистанционного зондирования Земли «Канопус-В-ИК», предназначенный для мониторинга техногенных и природных чрезвычайных ситуаций, а также для поиска очагов лесных пожаров и картографирования. Остальные, в основном, привычные спутники связи и аппараты для дистанционного зондирования земли.

Что же, направление и впрямь перспективное, благо развитие элементной базы шагнуло далеко вперёд с 60-х годов прошлого века. Вместо многотонных махин на транзисторах к звёздам можно посылать миниатюрные устройства с аналогичным функционалом. Стоит напомнить, что российский олигарх Юрий Мильнер в 2015 году заявлял о финансировании проекта по запуску к Альфа Центавра нано-спутника. О перспективах такой миссии положительно отзывался астрофизик Стивен Хокинг, однако, с тех пор про неё что-то ничего не слышно.

Спутник на коленке

Особенно напирает российское космическое агентство на пиар спутника «Маяк». Это ещё одна диковинка для отечественной космической отрасли, но не в силу технологий, а по своему происхождению. Аппарат разработан и изготовлен сотрудниками Московского политехнического университета, средства собирали через краудфайндинг, то есть, с миру по копейке. Удалось наскрести 5 миллионов рублей, по космическим меркам ничто, но на конструирование и запуск хватило.

Аппарат будет работать на орбите месяц, после чего сгорит в плотных слоях атмосферы. Западные астрономы уже отметились недовольным ворчанием – мол, «Маяк» будет засвечивать небо и мешать наблюдениям.

Целью спутника (помимо популяризации космических исследований) называют изучение верхних слоев атмосферы и испытание аэродинамического тормозного устройства, которое потенциально можно использовать для сведения космического мусора с околоземной орбиты. Аппарат можно будет видеть ясной ночью, как падающую звезду, а соинвесторы смогут определять его местоположение, скачав специальное приложение на смартфон. Также авторы выложили в открытый доступ все чертежи, так что любой желающий сможет построить спутник у себя в мастерской при помощи 3D-принтера и растущих из правильного места рук.

У проекта, конечно, есть сайт, который нетрудно найти, а на нём предложение всем желающим поучаствовать в развитии отечественной космонавтики, отправив СМС на короткий номер. Ощутить себя причастным к покорению космоса сравнительно стоит недорого всего – 35 рублей. В общем, затея реализована вполне в духе лучших европейских и американских стартапов. Пожалуй, единственным препятствием может стать пофигизм наших соотечественников, у которых привычка ругать любое российское начинание уже стала чем-то вроде условного рефлекса.

А до Луны не достать

Ложкой дёгтя оказалась новость о том, что на год откладывается запуск орбитальных аппаратов «Луна-26» и «Луна-27». Теперь старт первого намечен на 2021 год, а второго – на 2022 год. Причиной называют высокую загруженность отрасли за счёт второго этапа программы «ЭкзоМарс». Иными словами, сидящий на голодном пайке Роскосмос, после всех сокращений две программы параллельно вытянуть не способен.

Для справки, последний раз мы были на Луне в далёком 1976. Тогда аппарат «Луна-24» доставил на землю 170 граммов лунного грунта. По идее «Луну-25» должны запустить в 2019 году и этот этап пока не откладывают. Зонду нужно будет удачно добраться до нашего естественного спутника и прилуниться в районе Южного полюса. Задачей «Луны-26» станет картографирование поверхности с орбиты на высоте 200 км. А «Луна-27»  и вовсе представляет собой высокотехнологический аппарат, который должен пробурить поверхность спутника на 2 км вглубь. Разработку лунных аппаратов ведет НПО имени Лавочкина. И, похоже, что быстро мы до Луны не доберёмся.

Тем временем и глава подразделения НАСА по пилотируемым полетам Билл Герстенмайер честно признался, что у его ведомства нет технологических возможностей, чтобы посадить человека на Марс.

Пока космическая отрасль будет заниматься тем, что приносит деньги или относится к военной сфере – связью, картографированием, навигацией, метеорологией, разведкой. Ну, а красивые модельки баз на других планетах ещё долго останутся исключительно средством пиара.

Крылья Родины

Спускаемся с орбиты чуть пониже – и сразу целая охапка хороших новостей от авиационщиков. Например, устами вице-премьера Дмитрия Рогозина обещано, что серийное производство самолёта МС-21-300 начнётся уже в 2019 году. Ранее обещали, что портфель заказов на новую машину составляет 285 машин, из которых уже авансировано 185.

К всеобщей радости отбуксировали в цех окончательной сборки Казанского авиационного завода имени Горбунова так называемый «задел» ракетоносца Ту-160 с заводским номером 804. После прекращения производства в 1992 году Ту-160 на КАЗе чудом удалось сохранить четыре «задела», находившихся в разной степени готовности. Один из них был достроен и сдан в 2000 году, второй — в 2008-м. Дошли руки до третьего.

В холдинге «Вертолёты России» анонсировали перспективный российский морской вертолет «Минога». Машина должна прийти на замену Ка-27, при этом быть универсальной, то есть, выполнять кучу функций в одной комплектации – быть противолодочный, поисково-спасательный и транспортно-боевой.

«Зубры» для Крыма

Где-то между двумя стихиями воды и воздуха традиционно разместились суда на воздушной подушке. Производство таковых будет заложено в новую госпрограмму вооружений 2018-2025 годов. В частности, известно, что Минобороны намерено строить в Крыму десантные катера на воздушной подушке «Зубр» с улучшенными характеристиками и боевыми свойствами. Такие корабли предназначены для высадки десанта на необорудованные причалами берега и могут перевозить как морских пехотинцев, так и технику. Что же, можно только представить, какую бурю эмоций по этому поводу испытают «партнёры» из сопредельного государства.

В мечтах о «Шторме»

Перейдём собственно к делам морским. Позабавила реакция патриотической общественности и официальных лиц по поводу спуска на воду британского авианосца «Королева Елизавета». Например, Минобороны назвало новый корабль «отличной мишенью» и вообще наговорило много гадостей английским коллегам. При этом, поругивая авианосцы, наши адмиралы продолжают строить далеко идущие планы по строительству собственной «грозы море».

Так, на недавнем Международном военно-морском салоне в Питере замглавкома ВМФ Виктор Бурсук рассказал журналистам, что в госпрограмму вооружений заложили строительство нового российского авианосца до 2025 года. Проект авианосца «Шторм» разрабатывает Крыловский государственный НИЦ (Санкт-Петербург). Кораблик выходит солидный – палуба размером под три футбольных поля (330 метров), скорость хода 30 узлов, водоизмещение 100 тысяч тонн, экипаж 4000 человек. У него будет комбинированная энергоустановка — атомная и газотурбинная. В отличие от западных собратьев, которые представляют собой простые плавучие аэродромы и практически не несут никакого вооружения, наш авианосец планируют обвесить бомбами, крылатыми ракетами и противоторпедами. Собственно, такая же идеология была заложена при проектировании «Адмирала Кузнецова».

Ценник всего этого удовольствия по смете российских специалистов составит 6 миллиардов долларов, а по оценкам западных экспертов – не менее 17,5 миллиардов. Для понимания масштаба это примерно как 16 годовых бюджетов Псковской области (если брать меньшую из двух цифр). Так что пока российские мореманы могут только мечтать о собственном чудо-оружии, да высмеивать тех, у кого нечто подобное уже есть. Дескать, не очень-то и хочется.

Турбина преткновения

Говоря о делах технологических, нельзя обойти разразившийся скандал с турбинами «Сименс», обнаруженными на Крымской ТЭС. Поставлять в Крым энергетическое оборудование из ЕС запрещено пресловутыми санкциями, так что немецкий концерн начал демонстрировать искреннее негодование. Представители компании заявили, что их ввели в заблуждение, поскольку согласно условиям договора обе турбины мощностью 235 МВт были проданы в Краснодарский край.

Российская сторона вначале ответила, что турбины были модернизированы на российских предприятиях, затем и вовсе заявила, что они имеют местное происхождение и к Сименсу не относятся никаким боком. Начались судебные заседания. Разрыв отношений будет болезненным для обеих сторон. За пару десятилетий упадка российской промышленности многие ключевые отрасли успели «подсесть на сименсовскую иглу». Концерн поставляет компрессоры для нефтянки, силовое оборудование для подстанций, турбины и генераторы для электростанций, подвижной железнодорожный состав, не говоря уже про бытовую технику.

В отдельных СМИ появились спекуляции на тему того, что «Сименс» уходит из России, после чего отечественная нефтянка и энергетика прекратит своё существование. В самой компании эти инсинуации отвергли, однако, с немецкой аккуратностью сообщили о «возможном пересмотре стратегии работы на российском рынке». Наконец, появились сведения из инсайдерских источников, что в скандале могла быть замешана американская компания «Дженерал Электрик». Как известно, требуя от европейских партнёров строгого соблюдения санкций, сами хитрые американцы с 2014 года успешно нарастили внешнеторговый оборот с Российской Федерацией. Так же и здесь искусственно созданный скандал может быть использован для банального устранения конкурента с перспективного рынка. Словом, ничего личного, только бизнес.

Двойное счастье в одном смартфоне

А что же хорошего и интересного может получить рядовой потребитель, или ему только и остаётся, что следить за самодельными спутниками и радоваться за отечественную оборонку? Кое-что и для него припасено. Компания «Открытая мобильная платформа» (ОМП), принадлежащая бизнесмену Григорию Берёзкину сообщила, что скоро выпустит смартфон с двумя операционными системами. На устройстве можно будет выбрать ОС Сэйлфиш (Sailfish) или «Андроид». Что касается второй, то с ней всё ясно, а вот ОС Сэйлфиш была разработана финской компанией, принадлежащей тому же господину Берёзкину. Авторы позиционируют операционную систему как защищенную и изолированную от зарубежных информационных систем. По мнению гендиректора ОМП Павла Эйгеса, владельцы смартфонов смогут использовать Андроид для личных нужд, а Сэйлфиш — для корпоративной работы. Корпоративный заказчик сможет контролировать устройства сотрудников в рамках ОС Сэйлфиш, например, отключить геолокацию, запретить включать камеры, загружать определенный контент. В общем, можно спокойно пользоваться смартфоном, не боясь кремлёвских, пентагоновских и иных злобных хакеров.

Компания рассчитывает продать до полумиллиона таких трубок. Можно только посоветовать господину Берёзкину скооперироваться с компанией «Йота Девайсес» - у одних есть смартфон с двумя экранами, у других – с двумя операционками. Чем не симбиоз?

Техносферу обозревал

Илья Петров

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Псковская область занимает 83 место по уровню зарплат в стране. Почему в регионе маленькие зарплаты?
В опросе приняло участие 23 человека
Лента новостей