Новости партнеров
Oбозрения

Экономобзор с 23 ноября по 8 декабря: хлеба и зрелищ

09.12.2009 13:21|ПсковКомментариев: 4

Обзор экономической жизни области с 23 ноября по 8 декабря 2009 года: хлеба и зрелищ.

Большинство новостей экономической жизни последних двух недель можно вполне назвать «съедобными». 

К радости жителей города вновь распахнули двери привычные продуктовые магазины, правда, теперь уже под другим брендом.  Приход компании «Ритм 2000» на псковский рынок торговли продуктами питания можно только приветствовать, чем больше конкурентов в бюджетном ценовом сегменте, тем дешевле продукты для простого псковича.  Не удержался от соблазна в день открытия заглянуть в «Тележку» (бывший гипермаркет «Караван» в Пскове), действительно, часть товаров привлекла мое внимание с точки зрения цены. Смогут ли магазины под торговой маркой «Вольный купец» составить конкуренцию «Пятерочке», «Магниту» и «Дикси» в Пскове, мы скоро увидим, ясно одно - конкурировать здесь можно не только по ценам на продукты питания. Ведь сделать их дешевле в долгосрочной перспективе - задача непростая, нередко при открытии магазинов нас привлекают именно цены, но впоследствии они выравниваются, и мы уже ориентируемся на другие факторы: широту ассортимента, удобство расположения, отношение персонала и многое другое, что дает позитивные эмоции от пребывания в магазине. Поэтому хотелось бы пожелать, чтобы Псков увидел не просто торговую сеть, а активного игрока, который бы повлиял на сам рынок. И не только в части цен, что являлось чуть ли не основным фактором предшествующего развития. Вспомним, как проходило становление супермаркетов в постперестроечном Пскове. Вначале появилась сеть «Орбита», где был более интересный ассортимент продукции, чем в других магазинах. В том числе и дорогой продукции. Появившаяся немного позже «Трешечка» как будто брала лучшее от «Орбиты», но в то же время позиционируясь большей частью как сеть для более широкого и менее обеспеченного (а таких в Пскове большинство) покупателя. Пришедшие на рынок позже «Магнит», «Пятерочка» и «Дикси» «брали» покупателя низкими ценами. Что получалось в итоге: если хочешь сэкономить, то по пути домой проходишь три магазина разных сетей, зная ассортимент и  где что дешевле и как бы распределяя свой покупательский спрос (по сути семейный бюджет) между конкурирующими за нас компаниями. Такая ситуация сохранилась и по сей день. В кризисные времена магазины с низкими ценами наращивали присутствие -  цена стала главным критерием покупки.

Интересную историю на этот счет мне рассказали в одном из регионов Северо-Запада. Там две местные сети в условиях кризиса очень быстро сориентировались и смогли удержать рынок. Одна из них вместо привычного жителям областного центра бренда (магазины с относительно дорогими ценами для более обеспеченных покупателей) вывела на рынок другой с акцентом на низкие цены - магазины не только переименовали, но и наполнили более дешевой продукцией. Другая же компания объединила под своей маркой магазины шаговой доступности, в том числе и совсем маленькие по площади. У нас же лично я не заметил такого рода маркетинговых шагов со стороны местных компаний, они скорее заняли выжидательную позицию, в то время как компании из других регионов стали использовать это время для увеличения своей доли на рынке или прихода на него. Впрочем, какие-то планы наоборот сдвинулись на отдаленную перспективу, вспомним идеи строительства крупных торговых комплексов на подъезде к Пскову. А жаль, такие магазины как, скажем, «Ашан» с соответствующими ценами лично меня бы не оставили равнодушным. Меня всегда немного удивляло, почему в Санкт-Петербурге и Москве, где уровень жизни и зарплаты заметно выше псковских, я могу купить ряд продуктов существенно дешевле. Раз уж зашла речь о дешевизне, на этот счет еще одна новость экономической жизни области.

На днях были озвучены планы  ОАО «Витебская бройлерная птицефабрика» в  отношении мясного рынка Псковской области. Продукцию можно было не только посмотреть, но и попробовать. Реализация  продукции белорусского производителя будет осуществляться через ООО ТД «Плесков». Последнее не против в перспективе представить ее и на другие региональные рынки. Только в Пскове торговым домом планируется открытие 15 магазинов, где будет представлена продукция Витебской бройлерной фабрики, также магазины должны появиться и в райцентрах области (среди первых Пушкиногорский, Островский, Опочецкий и Стругокрасненский районы). Производитель считает рынок Псковской области перспективным, с Россией компания уже имеет опыт работы (открыто представительство в Смоленске, идут поставки в Москву).

Известно, что на территории Псковской области есть птицефабрики, они работают и развиваются. Но особенностью этого вида деятельности является ее укрупнение. Иными словами, компания может иметь птицефабрику в нашем регионе, но вопросы финансирования и сбыта решаются, скажем, в Санкт-Петербурге. Учитывая небольшую емкость местного рынка, компания может ориентировать сбыт на мегаполис. Соответственно, на местном рынке образуется ниша, которую может завоевать продукция фабрик других регионов. Относительно продукции Витебской бройлерной фабрики, как заверили в торговом доме «Плесков», цены будут доступны для покупателей. «К примеру, если в среднем бройлерная курочка стоит по 90 - 100 рублей за 1 кг, в наших магазинах ее можно будет купить по 70. Это позволит покупателю сэкономить средства, чтобы дополнительно купить что-то из деликатесов. Будет ли покупатель на сэкономленные средства баловать себя деликатесами, вопрос скорее к покупателю, хотя почему бы и не попробовать, тем более, опыт торговли на рынке выходного дня показал, что псковичи готовы приобретать продукцию дорогих наименований ассортимента.  Раз уж зашел разговор о рынке выходного дня, где уже во всю идет торговля белорусской птицей, немного остановимся и на нем.  

Зайдя на рынок выходного дня, я обнаружил примечательную картину. Продается картофель. Орловский по 10, местный по 16. Не будем вдаваться в технологический процесс и затраты на производство по регионам. Это слабо себе представляет потребитель. Он видит прежде всего цену. И, как отмечают производители, имеет склонность покупать местную продукцию. Здесь же стоит дилемма: местную, но по 16 или привозную, но по 10. Понятно, что есть разные сорта картофеля и т.п. Но вопрос в другом, как наш родной производитель сможет конкурировать с местными на их (за пределами Псковской области) рынках? Получается, что именно рынок выходного дня здесь может дать возможность нашим производителям реализовывать продукцию дороже, чем на рынках других регионов и тем более через торговые сети. При условии, конечно, что фермер или владелец ЛПХ убеждает нас, что картофель по 16 вкуснее, чем по 10.

Ну и последняя новость тоже связана с едой, но теперь уже мясной рынок. На 2010 год намечено строительство двух крупных свиноводческих комплексов в Псковской области. Речь идет о миллиардах рублей инвестиций (по предварительным подсчетам только один на 108 000 голов обойдется в 3 млрд.руб.). Как именно это отразится на мясном рынке области, сказать пока сложно. Ведь инвесторы, скорее всего, будут ориентировать сбыт на рынок Северо-Запада в целом. Но сам факт прихода денег в область и создания новых рабочих мест – уже большой плюс.

Ну и напоследок, к еде добавим зрелищ. В областной администрации напомнили о планах строительства ледовой арены. Совещание по этому вопросу было проведено заместителем губернатора Германом Елянюшкиным. Источник финансирования – средства федерации (в рамках целевой программы) и региона (бюджет). На 2010 год планируется возведение нулевого цикла (в простонародье фундамента и еще некоторые виды работ).

Максим Голиков

 

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 151 человек
Лента новостей