Новости партнеров
Oбозрения

Сultivator от Саши Донецкого: Шок, это по-нашему!

30.04.2010 18:33|ПсковКомментариев: 26

Пожар башен ансамбля Псковского Кремля уже вошел в историю, шокировав кого надо и всех, кто присовокупился. Горожане активно обсуждают главную новость месяца, выдвигаются самые фантастические версии. Помимо прилетевшей с улицы Детской шальной ракеты, вину валят и на инопланетян: они, мол, не хотели, но создали рядом с Власьевской башней пространственно-временной континуум, в результате чего из прошлого в настоящее воткнулась горящая стрела войска Стефана Батория, вот и полыхнуло не по-детски.

Не успел пепел пожарища как следует остыть и промокнуть, а в кабинете губернатора Андрея Турчака уже замутили экстренное заседание Общественного совета по культуре, на котором, - а как же иначе? для того и собрались, - обсуждалась печальная ситуация со сгоревшими достопримечательностями.

Главный по культуре на Псковщине заявил, что, как бы кто не посыпал голову пеплом от сгоревших башен, но крупнейшие культурные события, как-то: спектакль Большого Театра «Псковитянка» и визит Патриарха Всея Руси Кирилла - в Пскове все равно состоятся. Теперь важно ответить на два актуальных вопроса: Как сделать восстановление башен максимально аутентичным? И как бы сделать так, чтобы подобные события у нас больше никогда не повторились?

Еще один вопрос, который возникает неизбежно, а будет ли сохранено юридическое лицо, владевшее башней на правах аренды? Иначе говоря, какова дальнейшая судьба точки общепита – ресторана «Русь»? К «Руси» цепляется и магазин «Сувениры», что располагался в Рыбницкой башне.

Бывший руководитель Государственного комитета по культуре псковской области Александр Голышев предложил не спешить, и раз уж Бог дал псковичам по затылку, посмотреть на предназначение Кремля более концептуально. Например, теперь можно осуществить один давний план: устроить в Кремле особый маршрут по стенам Кремля. И вход на экскурсию можно сделать именно во Власьевской башне. В свою очередь, Рыбницкую башню, как это и было задумано предками, превратить в основные ворота Кремля, а нынешний вход закрыть для посторонних. Эта концепция должна быть согласована с будущим проектом перепланировки площади Ленина.

Эксперты Общественного совета при губернаторе напомнили друг другу о том, что обе башни были построены с фундамента в 50-70-ые годы, и тогда вписывались в общую государственную концепцию по созданию из Пскова одного из туристических центров Северо-запада России. Если тогда, почти сразу после войны, государство нашло ресурсы для столь непростой задачи, и практически подняло Кремль из руин, почему это нельзя было сделать сегодня?

Вопрос далеко не праздный, поскольку на протяжении всех так называемых «жирных лет» руководство областью, и, прежде всего, прежние губернаторы,  вообще не задумывались над сохранением культурно-исторического наследия Пскова, к примеру, разоренная Покровская башня так и стояла осиротевшая 15 лет кряду. Так что в каком-то смысле огонь действительно можно назвать «очистительным».

Возможно, пожар и в самом деле заставит чиновников от культуры (и не только) задуматься над судьбой Кремля, который сегодня пуст, гол и непрезентабелен, тогда как многому можно было бы поучиться у жителей средневековых городов Западной Европы, почерпнув опыт у специалистов городов-побратимов, того же голландского Неймегена или немецкого Нойса.

Впрочем, от чиновников Комитета по культуре, судя по всему, вообще мало что зависит.

На губернаторском сайте в рубрике «Проблемы» появилось челобитное письмо, обращенное к первому лицу региона от председателя движения «ПсковАрт» Ирины Жбановой. Послание озаглавлено: «Чиновники от культуры не желают продвигать современное искусство Пскова в Санкт-Петербурге». Текст письма говорит сам за себя и не нуждается в комментариях:

«Уважаемый Андрей Анатольевич!От руководства петербургского арт-кафе «Бродячая собака» (Пл. Искусств, д.5) поступило приглашение художнику Жбанову А. В., представляющему движение «ПсковАрт» об организации выставки современного псковского искусства с 11 мая по 8 июня сего года. В программе предполагается не только демонстрация картин, но и художественная акция-перфоманс с участием псковской интеллигенции: поэтов, прозаиков, представителей СМИ. Кафе «Бродячая собака» - одно из достопримечательных мест Петербурга «Серебряного века», где выступали такие классики русской культуры как А. Ахматова, О. Мандельштам, Н. Гумилев, В. Хлебников, В. Маяковский и другие. Псковским художникам и литераторам было очень приятно впервые получить ангажемент от столь знаменитого литературного кафе. Без сомнений, это будет историческое событие в культурной жизни Пскова и Петербурга. За организационной поддержкой я, Жбанова И. Г., обратилась в Государственный Комитет по культуре Псковской области с просьбой помочь в доставке в Петербург картин и участников художественной акции. Однако, к большому сожалению, просьба псковской интеллигенции не вызвала сочувствия чиновников, и нам было отказано.Хотелось бы отметить, что это обычная практика псковских чиновников от культуры. Движение «ПсковАрт» и прежде не раз обращалось с подобными просьбами, но всегда сталкивалось с равнодушием чиновников из Комитета по культуре, хотя на словах они постоянно декларируют заботу о культуре и ее носителях.Последняя надежда остается на Вас, Андрей Анатольевич, как тонкого ценителя искусств и человека, лично курирующего псковскую культуру».Только после публикации этого письма проблема с транспортом для художников и поэтов сдвинулась с привычной точки всегдашнего игнора и равнодушия. В частности, замгубернатора Максим Жаворонков пообещал решать вопрос положительно. Хотя все равно не очень понятно, почему подобные проблемы должны решать заместители первого лица области, а не те, от кого это напрямую зависит?

С кем не приходилось говорить на эту тему, все, и художники, и писатели утверждали в один голос, что в Госкомитет по культуре обращаться бесполезно, помощи от него никогда не дождешься, а так называемые культуртрегеры – это загадочная каста кивающих головами манекенов, только и способных на саботаж любого интересного начинания.

А ведь речь-то шла всего лишь о транспорте. Да в любом другом регионе аналогичный псковскому Комитет по культуре за честь посчитал бы, что их художников и поэтов пригласило такое знаменитое кабаре как «Бродячая собака».

Везде, но только не у нас.

Или, быть может, вся проблема в том, что псковские чиновники от культуры и вовсе не знают, что такое «Бродячая собака» в судьбах отечественной культуры?

На переписку между председателем «ПсковАрта» и Максимом Жаворонковым откликнулся Кирилл Никифоров, организатор творческого пространства «Завод», который оставил следующую реплику:

«Я бы посоветовал Андрею Анатольевичу и его замам обратить серьезное внимание на бездарнейшее «культурное» руководство области.«ПсковАрт» далеко не единственные. Попробую вытащить на этот сайт других пострадавших, благо пообщаться удалось со многими».

На что руководитель аппарата администрации области оставил свое многозначительное: «Жду».

Мы тоже ждем.

А пока суд да дело, мне позвонил фотограф Евгений Клюев и заявил, что буквально в центре Пскова, в выставочном зале Палат купца Подзноева открыто демонстрируется порнография.

Под вывеской «Формула красоты» показывают скабрезные изображения сомнительного эстетического качества. Впрочем, оценки оставим для искусствоведов. Сам Евгений Клюев, оскорбленный тем, что некоторые псковские авторы позволяют себе подобный «эпатаж», озабочен, собственно, тем, что демонстрацию женских гениталий никак не ограничивают для просмотра детей, а ведь они тоже приходят на выставку.

- То, что уместно на порносайте, совсем необязательно выставлять на общегородской выставке. – Заявил фотограф. 

Самый точный перевод слова «порно» на русский язык - это старое, но всегда  актуальное слово «похабщина».

Саша Донецкий     

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 257 человек
Лента новостей