Oбозрения

Сultivator от Саши Донецкого: Вредительство за семью печатями

12.07.2010 14:57|ПсковКомментариев: 22

Добрались до Пскова знакомые художники из Питера, разумеется, захотели посетить местный музей-заповедник, оценить коллекцию православных икон и светской живописи, да не тут-то было. Туристов встретила негостеприимная табличка на дверях: «Музей закрыт по техническим причинам».

Псков

- Как так закрыт? Это какие же причины? Крыша что ли обвалилась, или пол в подвал? – тревожно недоумевали гости Пскова.

- Да, не повезло вам. Госпожнадзор музей закрыл, – объяснил я питерским художникам. – Много нарушений, дескать, выявили.   

Так и уехали художники обратно, в свою северную столицу, поражаясь антикультурному беспределу и не приобщившись к псковским святыням и сокровищам.

Не повезло, разумеется, этим летом многим приезжим. Но, прежде всего, самому Псковскому музею-заповеднику, теряющему живые деньги и хорошую репутацию.

Псков как город, как потенциальный туристский центр, теряет еще больше: имидж, доброе имя, престиж. Иначе как вредительством подобную ситуацию назвать нельзя. Какой-то дурной сон, кошмар на улице Некрасова, 7.

Лето – пик туристического сезона, а на дверях псковских музеев, Поганкиных палат, галереи  Фан-дер-Флита и других объектов – печати, замки и таблички. Несчастные туристы, многие из которых приехали за тридевять земель, потыкавшись по музейным дверям, «огребли» и вернулись, разочарованные, в душные автобусы, вот тебе и древний град, вот тебе и историческая «жемчужина» Северо-Запада!

Музейный Псков оказался туристам недоступен, как польскому королю Стефану Баторию. Ослиные уши туристы получили, а не Псков! И все это на фоне беспрецедентной трескотни по поводу предстоящей премьеры оперы «Псковитянка».

Более абсурдной ситуации придумать было, может быть, невозможно, да жизнь, как видим, постаралась. Вернее, сотрудники МЧС, бросившиеся в авральном порядке проверять всех и вся на наличие противопожарной сигнализации. А в потерпевших – имидж Пскова и невинные туристы.  

Прогубернаторские СМИ на всю катушку «пиарят» высокобюджетную одноразовую постановку в Кремле, трубят про декорации и буклеты. Организаторы и местные чиновники, отрабатывая должности и гонорары, вовсю высказывают завиральные идеи о том, что «Псковитянка», мол, себя еще «окупит», вернет в казну затраченные средства за счет притока грядущих туристов.

А здесь и сейчас – главная бюджетная «сокровищница» встречает не грядущего, а самого что ни на есть настоящего, можно сказать, актуального туриста виртуальным пинком от ворот поворот.

На этой неделе вроде как истекает срок вынужденного сидения сотрудников музея за семью печатями, сегодня, в понедельник, в музее ждут приставов, которые должны снять печати. Однако будет ли Госпожнадзор удовлетворен теми противопожарными мерами, которые, в пожарном же порядке, предприняло руководство музея? Не факт.

Наверняка даже сотрудники Госпожнадзора понимают, каким «вредительством» занимаются, согласно служебным протоколам. Потому что у всякого нормального человека возникает естественный вопрос: «А где же этот самый Госпожнадзор был раньше? Что, ничего не знали про отсутствие пресловутых гидрантов? Или засуетились, как у нас это принято, только после того, как жареный петух в задницу клюнул?»

Вопросы эти, увы, настолько банальны, что, задавая их, осознаешь: происходит напрасное сотрясание воздуха. Потому что нынешняя власть способна и заинтересована только в одноразовых эффектных проектах, вроде все той же «Псковитянки», а повседневная, незаметная, рутинная работа с культурным наследием остается на плечах нищих музейщиков, которые сдают древнюю икону в монастырскую аренду в обмен на обещанное губернатором строительство «музейного квартала».

Что до «Псковитянки», то скорее бы уже она случилась, ибо, начитавшись и насмотревшись СМИ, и помрачившись на этом поприще разумом, у меня в мозгу создается красочная и развернутая галлюцинация, что «Псковитянка» – наше все.

Коровы перестали доиться, трава коситься, зерно колоситься, люди мыться в ожидании великой премьеры. Прибытие декораций и печатание буклетов вытеснили из информационного пространства даже футбольные страсти на полях Южной Африки. Не иначе ждем приезда высочайших гостей? Президента или премьера? Или сразу обоих?

Во всяком случае, нынешние торжества на день города, ловко прилепленные к 500-летию аншлюса Псковской вечевой республики, точно войдут в историю. Это ничего, что само историческое событие присоединения Пскова к Москве произошло зимой. Лето для праздника все-таки удобней.

Для элиты – «Псковитянка», для плебса – гуляния на Октябрьской площади. Такой у нас нынче расклад, и будет ли в ближайшем будущем по-другому, знает разве что режиссер местного театра Елена Шишло, которую, согласно упорным слухам, вот уже примерно с месяц прочат на место нынешнего руководителя псковской городской культуры Феды Тесленко.

Целый месяц псковские культработники обсуждают эту тему, гадая, насколько чисто будет мести новая метла от Шишло и какие бедную псковскую культуру ожидают перемены?

Однако сити-менеджеры почему-то тянут. Не иначе, дабы не умножать ажиотаж, ждут, когда закончатся торжества. Как бы там ни было, а июль предполагает стать самым жарким месяцем не только в климатическом, но и культуртрегерском измерении.

Саша Донецкий

 

 
опрос
Как может быть решена проблема с мусором в Псковской области?
В опросе приняло участие 662 человека
Лента новостей
Последние новости