Сегодня: Среда, 13 Декабря    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
Псковичи могут встретить Новый год в новой квартире ЖК «Спортивный квартал» от группы компаний «Стройиндустрия» Европа Плюс бьет рекорды Топ-3 зимней обуви Доверие клиентов TeleTrade «Псковские Коммунальные Системы» получили Благодарность от замминистра энергетики РФ Что купить к Новому году и где отметить - 2018 идей Масло со скидкой! Врачевание не просто работа Лучшая интерьерная печать в Пскове



Сultivator от Саши Донецкого: Цена успеха

04.10.2010 19:11 ПЛН, Псков

Так называемый «успех» в искусстве, шире – в культуре, как известно, явление весьма относительное, многозначное, противоречивое и оценочное. Художник творит на свой страх и риск и в меру своего таланта, а публика безмолвствует, коллеги, улыбаясь в глаза, за спиной завидуют и злобствуют, а власть не спешит выдать индульгенцию в виде очередного и вполне заслуженного звания. И когда мы изредка вдруг становимся свидетелями чужого художнического успеха, то даже недоумеваем: настолько это, все-таки, нетипичный феномен, в двух известных значениях этого слова: и как явление, и как причуда жизни. Ситуация вечного прозябания «непризнанных гениев» нам, обывателям, гораздо привычней и, главное, понятней. Поэтому всякий успех воспринимается посторонними, скорее, подарком судьбы, нежели заслуженной наградой.

Псков

Между тем, случайностей в таком призвании как служенье Аполлону, за редчайшими исключениями, не бывает. И если, скажем, в Псков пришла весть о том, что директору Псковской Детской художественной школы Олегу Цветкову «за заслуги в области изобразительного искусства присвоено почетное звание «Заслуженный художник Российской Федерации», то, вопреки досужим комментариям многочисленных злопыхателей по арт-цеху, официальное признание это вовсе не свалилось с неба, а было честно заработано, вернее, заслужено каждодневными трудами на поприще образования и творчества.

Успех мы обычно связываем с какими-то материальными дивидендами. Но художник вкладывается в работу не только тем, что покупает холсты и краски, рассчитывая на будущего покупателя или щедрого мецената. Художник вкладывает в творчество свой талант, труды и дни, в пределе – вкладывает душу, по сути, всю свою жизнь.

То есть, ставка здесь – жизнь, и общественное, людское признание для творца значит порой не меньше, чем поставленные на поток продажи шедевров. Хотя статус «профессионального» художника эксперты связывают, прежде всего, со спросом или заказом, что, в принципе, одно и то же, и так было испокон веков, общественную или цеховую оценку тоже никто не отменял, и для художника эта оценка порой значит гораздо больше, чем любовь толпы или начальства.

Иначе говоря, что считать успехом? Звание за «выслугу лет» и «по совокупности заслуг» (как вручают в Голливуде на старости премию «Оскар» «за вклад в кинематограф»), или мнение условного «старика Державина», который заметит в толпе начинающих яркое дарование и «в гроб сходя, благословит». Не исключено, что такое «благословение» мэтра станет путеводной звездой для одаренного юноши в годы невзгод и становления, и навсегда останется дороже, чем все грядущие премии, официальные звания и цацки. Однако в глубине души каждый художник был бы не против прицепить к лацкану заветный значок.

Другое неотменяемое измерение успеха (о коем я уже упомянул чуть выше), а именно: признание коллег и экспертов, - настигло художника Эдуарда Шарипова. Известный псковский живописец и метафизик был вызван на «красную дорожку» музея и галереи современного искусства «Эрарта», историческое открытие которой состоялось 30 сентября в Санкт-Петербурге по адресу Васильевский остров, 29-ая линия, дом 2/а. При небывалом стечении публики: в залы музея было буквально не протолкнуться, и чтобы добраться с 1-го на 5-й этаж, требовалось, как минимум, полчаса.

Организовано все было с чисто питерским размахом: играл живой рок-ансамбль, в прозрачных лифтах вверх-вниз разъезжали вкусно ужинающие люди, симпатичные девушки-модели внезапно распахивали верхнюю одежду и показывали публике «чебурашку», то бишь свои обнаженные тела, по залам с инсталляциями в форме летающих тарелок инопланетян маршировали пионеры. Одним словом, сейшн удался, и тот факт, что одна из работ псковского автора, наряду с работами ведущих питерских художников, таких, как Сажин, Лукка, Белкин и др., была принята в постоянную экспозицию музея «Эрарты», свидетельствует о том, что и на брегах Великой художники не лаптем щи хлебают.

Что мы, собственно, знали и раньше, но вот получили очередное подтверждение. Этот успех может показаться малозначительным или несущественным, - подумаешь, работа художника вошла в музейный фонд, - только профану, а настоящие профессионалы прекрасно осознают цену такого признания: годы трудов и поисков, сомнений и разочарований, неудач и прорывов.

Для Виктора Тимофеева, например, подобным «прорывом» вполне можно считать первую в жизни персональную выставку, что открылась в скромной «Белой галерее», которая уже не однажды принимала в свои стены работы участников движения «ПсковАРТ». И вот, наконец, галерея собрала вместе и под одной крышей объекты одного из самых оригинальных и недооцененных художников Пскова. Что это, как не успех? По крайней мере, пристальное внимание зрителя объектам Тимофеева обеспечено, настолько они необычны.

Псков

- Я делаю свои произведения из отслуживших уже свой век вещей. – Пояснил художник зрителям, пришедшим на открытие «Арт-ребуса», как назвал выставку автор. – Через вещи мы все приобщены к творчеству. Потому что только творец может создавать предметы. И постепенно из вещей чисто утилитарного назначения у человека стали получаться произведения искусства. Я верю, что даже когда вещь выкидывают, она не теряет свою эстетическую энергию.

Из деталей, найденных в хламе, где-то на мусорке, в отходах производства, Виктор Тимофеев и конструирует свои эффектные композиции, наделенные остроумными названиями, как, например, «Залатаю рыбку» или «ИскУшенье лесоруба». Рыбка получилась из деталей сломанного телевизора, а «ИскУшенье» - шашлык из дерева. «Кустарщина» - это одновременно и куст, на ветках которого растут ключи, и метафора творческого процесса, начинающегося с ремесла и вырастающего до настоящего искусства.

О критериях искусства спорили намедни и в поэтическом клубе «Лира», который вновь собрался в читальном зале Центральной городской библиотеки, что на Конной. Псковские поэты собрались вместе, чтобы обсудить весьма неоднозначные итоги поэтического конкурса, который состоялся летом, накануне Дня города, и был этому городу посвящен. Учредители – Управление культуры Пскова и библиотека – предложили поэтам поупражняться в версификации на темы патриотизма. Поэты поупражнялись. В результате жюри объявило трех победителей, стихи которых и прозвучали на Октябрьской площади в День Ольги, но, как оказалось, у этого решения было много несогласных, разумеется, поэтов, и вот на заседании клуба и предстояло выяснить, на основании каких критериев жюри сделало свой выбор.

Конкурс был анонимным, в жюри не было ни одного профессионального литератора, да и в числе победителей таковых не оказалось. Все это не могло не вызвать вопросов, ответы на которые и дал псковский краевед Михаил Зуев, который так сформулировал свое кредо: «Как курица не должна судить о вкусе своих яиц, так и поэт не должен судить стихи собратьев по перу».

Дело в том, что с жюри действительно не задалось, и стихи судили читатели, а не писатели. Председатель Псковской писательской организации отказался от участия в жюри. Еще более скандально поступил и редактор сайта «Поэзия» Александр Питиримов, который прочел представленные на конкурс стихи, но отказался судить их, не выделив ни одного достойного, как высказалась одна из заслуженных «стихослагательниц»: «он посчитал наши стихи мусором».

Если участники клуба «Лира» посчитали себя оскорбленными позицией несостоявшегося судьи, проявившего по отношению к псковским поэтам явный снобизм, то приехавший на заседание из Великих Лук поэт Геннадий Моисеенко, наоборот, согласился с позицией вчерашнего москвича Питиримова.

- Стихи – это форма, а все, что здесь было представлено, к стихам не имеет никакого отношения! – Громогласно объявил Геннадий, фактически обвинив собравшихся поэтов в творческой несостоятельности. – Есть стихи, а есть рифмованные столбики.

Под «рифмованными столбиками» великолукский бард очевидно имел в виду вирши участников конкурса.

Понятно, что реплика авангардиста спровоцировала новый спор о том, кого считать поэтом-профессионалом, а кого любителем. «Лирики», которые, как показало время, всегда в загоне, сошлись на том, что, ежели в будущем подобные конкурсы в Пскове будут иметь место, то хотя бы профессиональный филолог в жюри обязательно должен быть. Ну, а членство в Союзе писателей или редактура поэтического сайта – это вовсе не гарантия успеха. Победили же в июле никому неизвестные энтузиасты стихосложения на заданную тему. И для них, непризнанных гениев, этот успех теперь станет мерилом, имеющим собственную, у каждого - свою, цену.

Саша Донецкий

Источник: Псковская Лента Новостей





 

За кого вы проголосовали бы на выборах президента?



















Loading...


Голосование

За кого вы проголосовали бы на выборах президента?



















Календарь

«« 2017 г.
«« декабрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31