Новости партнеров
Oбозрения

MEDIAtor от Саши Донецкого: Утекай! В подворотне нас ждет маниак...

26.10.2010 21:52|ПсковКомментариев: 16

Тема №1 прошедшей недели так же, как и, увы, нынешней, «проделки» псковского маньяка, который явно разбушевался и не намерен пока покидать список главных «ньюсмейкеров» города на Великой. Впрочем, шутки здесь вряд ли уместны. Сообщения СМИ напоминают сводки с театра боевых действий, если не по масштабу, то по накалу. Сексуальный маньяк везде: в народных слухах и новостях информационной службы ОБС («одна баба сказала»), в Интернете, на радио и телевидении, на полосах газет. Его достаточно условный портрет если еще и не является в кошмарах, подобно Фреди Крюгеру, то слух о нем прошел по всей Руси великой, в том смысле, что новость о псковском маньяке добралась уже и до выпусков криминальных новостей федеральных телеканалов.

«Чья вина?» - задается на первой странице риторическим вопросом редакция газеты «Псковские новости» за 20 октября (№ 25) и сообщает, что «...власти города предметно задумались над состоянием парковых зон и уличных фонарей в Пскове». Оказывается, для того, чтобы об этом «задуматься», должен был появиться какой-нибудь инфернальный персонаж вроде маньяка.

«Псковская Лента Новостей» по этому же поводу приводит свидетельство одного из своих читателей в рубрике «Интерактив», которыйобратил внимание, что вдоль дороги под Крестовским виадуком под корень вырезаны кусты: «Не исключено, что это такая форма борьбы с маньяком. СМИ писали, что власти Пскова решили расчистить городские лесопарки в связи с нападениями на женщин. Не рискует ли Псков совсем остаться без растительности?».

На эту занятную реплику если и можно возразить, так только то, что жизнь человеческая все-таки гораздо ценней, чем грязная растительность вдоль дороги, однако вряд ли городские чиновники, инициировавшие вырубку кустарников, ожидали подобного поворота темы. Оказывается, стихийные экологи живут и в обычных автолюбителях, жалеющих о кустах, но, как показали последние события, абсолютно равнодушные к чужой беде.

Практически все газеты, рассказывая о диком случае в лесопарке у Мирожского монастыря, гневно и красочно пишут о вопиющем бессердечии ночных водителей, не соизволивших не то что оказать какую-то помощь пострадавшей от маньяка женщине, но даже не набравших две цифры на своих мобильниках. А ведь вполне вероятно, что если бы кто-то из свидетелей, которые наверняка были, проявил бы в ту роковую ночь элементарную человечность, «злыдень писюкатый» парился бы сейчас на нарах в псковском СИЗО, а не разгуливал бы свободно по улицам города.

В статье «Дерзко» автор «Псковских новостей» Ольга Донская так сформулировала свои моральные претензии к псковичам: «Другой женщине чудесным образом удалось убежать. Она вышла на дорогу. И трудно сказать, почему на довольно оживленном, не глухом даже в такое время участке дороги – никто! – не обратил внимания на то, что по улице идет раздетая и избитая женщина...»

«КурьерЪ» вынес нравственный приговор псковичам на первую полосу: «Водители равнодушно проезжали по Дамбе мимо окровавленной женщины».

«Псковская правда-Вече» за 20 октября в коллективной журналистской статье «Псков ловит маньяка» попыталась обобщить проблему: «Череда убийств в Пскове в очередной раз заставляет заговорить о вопросах общественной безопасности. Об освещении в городе, о видеокамерах наружного наблюдения. О человеческом бездушии, о том, как каждый относится к безопасности своих близких и самого себя».

Проблема, перефразируя профессора Преображенского, - не в кустах, а в головах, или, вернее, черствых сердцах окружающих.

А «Псковская провинция» от 21-го октября решила выяснить, кто такие маньяки вообще и в частности, обратившись с вопросами к профессиональному психиатру, врачу психиатрической больницы №1 в поселке Богданово Алексею Ерофееву. В результате беседы с доктором получилось интервью Ульяны Михайловой под названием «Штрихи к портрету маньяка». Главный вывод, который можно сделать из публикации, маньяки – это вовсе не сумасшедшие, а вполне себе адекватные люди: «Истинные маньяки в подавляющем большинстве никакого отношения к психиатрии не имеют», - констатирует доктор.

«У душевнобольных, как правило, страдает умственная деятельность, им сложно контролировать ситуацию и тем более собственные чувства, - разъяснил врач-психиатр. - Другое дело - маньяки. Одно то, что они тщательно планируют преступление и мастерски заметают следы, свидетельствует о том, что с интеллектом у них все в порядке».

Если цель публикации - слегка развеять панику среди населения (а вроде об этом шла речь авторском предисловии), то эффект, скорее, обратный. С сумасшедших, что с них взять? К тому же они все на учете. А вот внешне нормальный и даже ничем не примечательный человек, как показывают последние события с очередным нападением на девушку-курсантку, может быть действительно опасен. Одно утешает: приметы, которые были опубликованы всеми псковскими СМИ, судя по всему, верны. Маньяку на вид 40 лет, его рост 180, он коротко стрижен, и даже одет именно так, как указано в милицейских сводках. Остается надеяться, что этот индивидуум не читает газет и не смотрит телевизор и не вздумает изменить внешность, напялив парик и приклеив усы.

Единственная газета, которая обошла «маниакальную» тему, - «Псковская губерния» (№41), но на страницах этого издания других «маньяков» хватает, правда, речь идет не о насильниках, а о чиновниках, которые с маниакальной настойчивостью и дьявольской изощренностью ведут, по мнению издания, с гражданами личную гражданскую войну.

Подробная и крайне резкая по оценкам статья юриста Марины Макаренко «Личная гражданская война» основана на конкретных юридических казусах, то есть исках и делах, которые были инициированы гражданами Псковской области против тех или иных чиновников. Список «засветившихся» в этой публикации кабинетных деятелей впечатляет. Мы не станем перечислять фамилии и должности этих чиновников, отсылая читателя к первоисточнику, то есть к газете, но оценки, которые выносит автор системе, способны внушить не меньший ужас, чем вести о маньяке. Маньяка рано или поздно поймают, а вот можно ли сломать чиновничий беспредел, большой вопрос: «Война с чиновничьим беспределом порой длится не только годами, но и десятилетиями. Вырастают дети и внуки, а граждане все пребывают в состоянии войны, отстаивая свои квадратные метры жилья, земли, субсидии, иные имущественные и социальные права и свободы».

Маньяк маньяком, а некоторые случаи из судебной практики способны леденить кровь не хуже, чем описания изнасилований у Мирожки. Об одном таком убийстве на бытовой почве «из личной неприязни» рассказала Лариса Малкова в статье «Золото и одиночество сгубили женщину» («КурьерЪ»). Подзаголовок «Накануне 8 марта в областном центре два отморозка зверски убили и ограбили беззащитную псковичку» внушает ужас, но из содержания статьи выходит сугубая «бытовуха», отчего, разумеется, не легче:

«Поздним вечером 7 марта 2010 года Светлана накрыла стол – к ней пришел отметить праздник Ударцев. Позже присоединился Шведов. Разговор не клеился, Света учила уму-разуму молодого соседа, чтобы он помирился со своей девушкой. Шведову надоели эти поучения. Он вышел на хозяйский балкон, взял там топор и подошел ссади к ни о чём не подозревающей женщине. Ударил ее по голове со всей силы. Сначала обухом, а после этого несколько раз – лезвием...»

Вот такая «обыкновенная история» из зала суда. И никаких маньяков. Нет маньяков и в материале Ольги Григорьевой «Непутевые родители», опубликованном в «Псковской правде-Вече». Автор публикации поведала еще более обыкновенную историю женщины - Анны Ивановой - с Заречной улицы, что в деревне Верхолино Псковского района. Анну и ее мужа Михаила лишили родительских прав. Факты, которые излагает автор, удручают, но, к сожалению, не воспринимаются как что-то из ряда вон выходящее. О подобных историях мы знаем из регулярных выпусков криминальных новостей. Дети – стараниями пьющих горькую родителей – превращены чуть ли не в маугли, а сам их образ жизни даст фору любому триллеру.

«Дом на улице Заречной, где живут Ивановы, напоминает большой муравейник, - пишет Ольга Григорьева. - Пятьдесят с лишним квадратных метров разделены символическими перегородками и тряпками на три комнаты, в которых проживают в общей сложности 13 человек. /.../ В доме нет постельного белья и холодильника. Последний жильцам попросту не нужен, ведь продуктов у них практически никогда не бывает...».

Вот она, настоящая, а не придуманная Россия, страна людей, которые даже не представляют, насколько худо они живут. Какие уж тут социальные лифты? Безнадегой и отчаяньем веет от рассказа о существовании обычных, в общем-то, псковичей на социальном дне.

И, словно специально, дабы соблюсти принцип контраста, на страницах этого же выпуска «вечевой толстушки» помещена беседа под интригующим заголовком «Дресс-код - розовые кроссовки». (Автор Виктория Голубкова - признанный мастер такого формата). Материал посвящен будням и мыслям руководителя регионального исполкома партии «Единая Россия» Надежды Орловой. Публикация ценна тем, что пусть и не приближает героиню к читателю, но делает все же гораздо понятней. Позируя рядом с камином, милая девушка в уютной обстановке предстает в стилистике глянцевых журналов, которая в последнее время «Псковской правде-Вече» совсем не чужда. Еженедельный выпуск за среду все больше напоминает нам неведомого чудного мутанта: издание старается сочетать одновременно черты официальной газеты, гламурного издания для домохозяек и развлекательнного таблоида.

Завершить обзор хотелось бы ссылкой на симпатичную статейку Сергея Некрасова «В бане генералов нет! Сезон у «Гельдта» открыт» («АиФ-Псков», № 42).

«Пару недель назад на радость горожанам приняла своих первых посетителей после ремонта знаменитая Гельдтова баня, - обрадовала своих читателей газета. - Как ни старалась прежняя городская администрация закрыть это богоугодное заведение, псковичи отстояли свое право на то, чтобы раз в неделю посидеть на полке да поплескаться потом в студеных водах Псковы».

Увлекательный рассказ Сергея Некрасова о том, что он увидел и что ощутил - «Ура, заработало!» - во вновь открытых для посетителей банных помещениях, дополнен введением в технологию и философию легкого пара, плюс приятной констатацией: «Топят здесь по старинке - дровами».

Отметим, публикация не обошлась без забавного снимка, на котором запечатлен не кто иной, как автор статьи Сергей Некрасов, распаренный и довольный у входа в мужское отделение на фоне здания бани, с подписью: «Так псковичи ходят в баню». Подпись к снимку гласила: «Фото автора».

Саша Донецкий

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 270 человек
Лента новостей