Новости партнеров
Oбозрения

Сultivator от Саши Донецкого: Годы большого новодела

07.12.2010 00:36|ПсковКомментариев: 10

До основанья или «до креста»?

Если кто-то до сих пор сомневается в высоком предназначении и насущных функциях такой структуры, как Государственный комитет Псковской области по культуре, пусть вспомнит о незавидной судьбе объектов культурного наследия, к коим в первую очередь относятся памятники архитектуры. Звучит, конечно, весьма двусмысленно. Сразу в голове возникают элементарные логические связки: каков комитет и его работа, таково и состояние объектов. Если функция в освоении денег, регулярно отчисляемых по статье «культура», то, значит, так комитет их удачно осваивает, что современный Псков сегодня, увы, похож не на туристическую Мекку, а, скорее, на кладбище погибших памятников.

В туристическом Пскове таковых десятки, если не сотни, бесхозных и разрушающихся прямо на глазах у изумленных туристов. Достаточно взглянуть на печальную участь Дома Батова, чтобы убедиться: Псков - далеко не музей под открытым небом, в городах-музеях всякую достопримечательность холят и лелеют. Сегодня Псков - это город-свалка, механическая мешанина (постарались горе-архитекторы) никому не нужного хлама, и здесь совсем не важно, что в качестве сваленного «добра» выступают не вещи и документы, а исторические руины. Руины - тоже единицы хранения, монументальные документы ушедших эпох, живые свидетельства Истории. И жаль, что Пскову настолько не повезло, что о его облике, даже сравнительно недавней, столетней давности, мы можем судить сейчас только по почтовым открыткам.

Правда, в последнее время, кажется, наметились обнадеживающие тенденции. От бесконечных слов и пожеланий «музеефикации» власти перешли к каким-то движениям. Если губернатор и его команда принимают политическое решение (такому-то объекту быть!), то конкретные проблемы «музеефикации» решают все-таки специалисты. Кроме общей концепции, научно-методического обоснования, осуществляется юридическое обеспечение. Все это, понятно, базовые элементы выживания исторического памятника в условиях современного живого города. И все это напрямую относится к псковским святыням, будь то объекты Псковского Кремля или судьба набережной реки Великой.

В ближайшие месяцы чиновники комитета должны решить судьбу одного из объектов будущего туристического показа - храмов Рождественской батареи. Не случайно этой теме было посвящено очередное заседание научно-методического Совета по культуре  под названием  «Поиск путей решения сохранения объектов Рождественской батареи в Псковском Кремле». В заседании приняли участие архитекторы, историки, реставраторы, художники, археологи, представляющие различные организации и госучреждения вроде Археологического центра Псковской области, Псковского регионального отделения ВООПИиК, Союза архитекторов, института «Спецпроектреставрация» и так далее.

Напомним, что судьба храмов Рождественской батареи обсуждалась неоднократно, в том числе и не так давно на Общественном Совете по культуре при губернаторе, но никакого окончательного решения так и не было принято. Однако время не ждет. Настает час икс. В первом квартале проблему музеефикации Псковского Кремля необходимо решить конкретно и в деталях. Это значит, что нужно ответить на главный вопрос: что дальше делать с храмами Рождественской батареи в Кремле? Консервировать руины или возводить новодел?

Новодел означает полную реставрацию. Консервация – неминуемую потерю объектов. Третьего, как представляется, просто не дано. Хотя некоторые участники и предлагают установить над законсервированными объектами некие «павильоны» с целью дальнейшего экспонирования фресок, которые сейчас находятся в Эрмитаже.

Существует и точка зрения, согласно которой нужно восстановить Петровский бастион, тем самым возвращая туристов в реальность Северной войны, когда Петр Великий и засыпал псковские храмы, готовясь к военным действиям со шведами.

Те специалисты, что выступают против возведения храмов «до креста», аргументируют свою позицию отсутствием документального подтверждения разрушенных объектов, попросту говоря, чертежей, которые, понятно, не сохранились, либо фотографий, которых тоже в средние века не делали.

Сторонники восстановления ссылаются на сравнительно недавнюю практику восстановления исторических объектов, когда, к примеру, был восстановлен весь Псковский Кремль и Покровский комплекс. Мы знаем-де, что это новодел, но исторической ценности этих объектов никто отменить не в силах.

Если взглянуть на фотографии Пскова начала 60-х годов, то никакого Псковского Кремля мы на снимках не обнаружим. В лучшем случае сохранились фундаменты, на основе которых советские ученые и архитекторы произвели реконструкцию и реставрацию стен и башен Кремля. Но никто не предлагает сегодня разобрать Псковский Кремль только потому, что он якобы «не достоверен».

Судя по всему, к общему знаменателю участники дискуссии вряд ли придут, и решать – ждать ли нам неминуемого разрушения храмов до основания, или восстанавливать их «до креста», будет не кто иной, как губернатор.

И если это так, то по факту всем научно-методическим советам – грош цена, как бы жестко это заключение сейчас не звучало.

Сувенирная лавка

«Традиционная культура в современном социокультурном пространстве» - так называлась научно-практическая конференция, состоявшаяся на минувшей неделе в областной научной библиотеке. В самом масштабном мероприятии года приняло участие до 80 человек, руководителей и специалистов муниципальных учреждений культуры и творческих коллективов, представлявших 20 районов области. Приехали коллеги из Великого Новгорода и соседней Эстонии. Подготовкой конференции занимался Областной центр народного творчества, цель встречи - обсуждение проблем отрасли и определение приоритетов на будущее.

Так же как и в случае с дорогими руинами, требующими реставрациями, в сохранении народных промыслов речь идет прежде всего о туристическом потенциале условного «города мастеров». Так называемый «фольклор» сегодня – это тоже своего рода «новодел», искусная имитация предметов быта и традиций. Всем этим занимаются специальные люди, имеющие хорошее образование и особые навыки. А роль учреждений культуры выступать успешными продюсерами фольклора, поставленного на поток. О сохранении национальной самобытности, конечно, забывать не стоит, но самобытность здесь – это пляски ряженых, после выступления перед туристами отправляющихся за покупками в глобальный гипермаркет.

Понятно, что участники конференции столь резко вопросы не ставят, ведь они в этом «новодельном» бизнесе. Поэтому, прозвучавшие доклады в очередной раз артикулировали такие полые понятия как «национальный иммунитет», народные устои, художественные вкусы и предпочтения «простого народа».

Если же освободить мозг от этих надстроечных финтифлюшек, и обратиться напрямую к базису, к экономическому обоснованию, то есть к разговору по существу, то здесь действительно есть, что обсудить, над чем подумать, а в перспективе - и на чем руки нагреть руки.

Главное – создать социально-экономические и социокультурные условия, в которых фольклор (в его современном понимании как части арт- и шоу-бизнеса) мог бы успешно продаваться.

Традиционная культура – это ресурс региона, но если говорить об аутентичных вещах, то этот ресурс давно исчерпан, может быть, еще в 80-ые годы. Другое дело, что популяризация традиций, существующих в виде конкретных творческих коллективов и домов ремесел, в работе которых принимает участие до 2 тысяч псковичей, должна иметь и финансовую подпитку. И эта подпитка в ближайшие пять лет у энтузиастов будет, если верить планам местных культурологов, принявших программу «Культура Псковского региона на 2011-2015 годы».

Наконец построили

7 декабря, в 12. 00 торжественно откроют (в смысле сдадут в эксплуатацию) Покровскую башню, которую уже венчает прапор, изготовленный Дмитрием  Смирновым, сыном выдающегося  псковского архитектора-реставратора и художника-кузнеца Всеволода Смирнова. Накануне торжеств с участием первых лиц и общественности есть смысл напомнить, что псковичи ждали этого события долгих 15 лет.

В информации, распространяемой администрацией Псковской области, сообщается, что общая сумма реставрационных работ составила 22 миллиона 248 тысяч рублей. И это - лишь первый этап масштабной реставрации. Второй намечен на будущий год, и будет осуществляться (если, конечно, ничто не помешает амбициозным планам) при содействии Министерства культуры России и Всемирного банка.

По итогам музеефикации Покровского комплекса в 2012 году объект должен превратиться в полноценный музейно-туристический центр, посвященный воинскому подвигу и ратной славе псковичей. Будет восстановлен интерьер башни по описаниям 17-го века, восстановлены боевые мосты и лестницы между ними с возможностью выхода на «чердачок» с верхнего яруса для осмотра панорамы города. Одним словом, если все действительно сложится так, как хочется, псковичей и гостей города ждет большой и радостный подарок.

Саша Донецкий

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 183 человека
Лента новостей