Новости партнеров
Oбозрения

Сultivator от Саши Донецкого: 3 миллиона за «наив» губернатора, «Радость у Покрова» и «Псков-АРТ» - сиротам

25.01.2011 09:19|ПсковКомментариев: 32

Ван Гогу не снилось

Псковский губернатор Андрей Турчак показал пример всем членам и не членам местного Союза художников в том, как надо создавать картины, которые уходят на аукционе за 3 миллиона рублей, и здесь совсем не важно, что аукцион благотворительный.

Картина «Блины», выполненная в «наивной» стилистике и, если верить аукционистам, принадлежит кисти Андрея Турчака, была продана за 3 миллиона рублей на праздничном аукционе, посвященном завершению благотворительной акции «Детская азбука» в Санкт-Петербурге. Примечательно, что вел аукцион не кто иной как советник губернатора по культуре, главный организатор «Всероссийской масленицы» в Пскове Игорь Гаврюшкин.

Если учесть, что средняя цена за картину профессионального художника колеблется в салонах Пскова примерно от 3 до 15-ти тысяч рублей, успех губернаторского «шедевра» действительно впечатляет.

Оказывается, для того, чтобы войти в число самых Дорогих художников, вовсе не обязательно заканчивать Академии. Достаточно стать псковским (ну, или питерским – это уж как повезет) губернатором. Как говорится, Ван Гогу и не снилось.

Фотолетопись «псковского Колизея»

21 января в художественной галерее Псковского музея-заповедника звучало много патетических слов. Поводом к патетике послужило открытие фотовыставки с простым названием «Радость у Покрова» и эпическим подзаголовком: «Фотографическое повествование о реставрации Покровской башни». Автор повествования – небезызвестный в Пскове общественный деятель и главный редактор газеты «Псковская губерния» Лев Шлосберг (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) .

В подготовке экспозиции, кроме музея, приняли участие строительная компания из Санкт-Петербурга «ПГС II», которая собственно и осуществила реставрацию, Псковский филиал института «Спецпроектреставрация» и областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Организаторы посвятили выставку пятнадцатой годовщине со дня кончины и памяти знаменитого псковского архитектора-реставратора, кузнеца и художника Всеволода Петровича Смирнова (2 апреля 1922 – 21 января 1996).

На открытие «Радости у Покрова» из северной столицы приехала вдова Всеволода Смирнова Наталья Сергеевна Рахманина.

«Жирной точкой после 15-ти лет безвременья» назвал «фотолетопись» Льва Шлосберга директор музея-заповедника Юрий Киселев. «Он сделал Псков модным», - так оценил вклад в псковскую культуру Всеволода Смирнова нынешний председатель областного Комитета по культуре Александр Голышев. «С грандиозным событием – восстановлением шатра» поздравил собравшуюся публику спикер областного собрания депутатов Борис Полозов. Поблагодарив всех, кто приложил руку к реставрации, супруга В. П. Смирнова Наталья Сергеевна, как «продвинутая бабушка», высказала пожелание, чтобы при музеефикации башни использовались самые современные мультимедиа. В свою очередь автор фотографий Лев Шлосберг говорил об «ощущении настоящей работы», которое возникло у него уже в мае, когда реставраторы устанавливали в башне первые строительные леса, и не покидало до самого финала реставрации.

- Это выставка не столько художественная, сколько фиксирующая собственно процесс стройки. – Подчеркнул автор для зрителей, комментируя экспозицию. – Поэтому многих точек съемки уже не существует.

Кроме того, Лев Шлосберг специально обратил внимание публики на большое число портретов «людей, без которых башни не было бы».

Один из таких людей, реставратор Егор Семочкин, плачущий на фотопортрете из-за «величия момента – установки на башне прапора», кратко рассказал зрителям о проекте:

- Очень легко работалось. Все гениальное просто. Так вот: проект гениален и прост. Обидно, что больше такого не будет. – Подвел итог работе «мастер и зодчий».

К сказанному добавим, что перед организаторами «Радости у Покрова» стояла достаточно непростая задача – из по меньшей мере четырех тысяч снимков отобрать всего 108 фотографий, запечатлевших процесс восстановления «псковского Колизея».

Памяти поэта

В Псковской областной универсальной научной библиотеке почтили память известного псковского поэта Владимира Половникова, которому 15 января исполнилось бы 80 лет. В актовом зале собрались участники клуба, популизирующего местную литературу, - «Гостиная у Великой». Первым взял слово ведущий вечера памяти Владимир Щульц, который высказал свою точку зрения на творчество Владимира Половникова.

По Щульцу, поэзия Половникова – чистая, ясная, простая, без позерства, без причудливости.

- Мало того, что он был талантливым поэтом, но еще и очень добродушным человеком, что в поэтической среде большая редкость. – Подчеркнул Владимир Щульц. – Никто плохого слова о нем не скажет.

Затем со своей порцией воспоминаний («Я добавлю несколько штрихов») о поэте выступил писатель Александр Бологов, который назвал поэта «рабочей косточкой», «нашим чудеснейшим самородком».

- Оторвать личность от стихов нельзя. Человек Половников весь в своих стихах воплотился. – Сформулировал тождество между человеком и поэтом Александр Бологов.

Писатель вспомнил, что Владимир Половников приехал в Псков из Баку в 1971-м году, влюбившись в псковичку. Потом работал слесарем на заводе, жестянщиком в Домоуправлении №7. Собственно, от работы он и умер раньше своего срока, подорвав здоровье на крышах. И как же обидно поэту было однажды услышать в редакции одной из местных газет:

- Не кричи, ты здесь не на крыше!

Александр Бологов вспомнил и о том, как в 1988-м году Половникова приняли в Союз писателей. Тогда сложным, «филологическим» сочинениям Александра Гусева приемная комиссия предпочла несколько наивные, но самобытные стихи Половникова.

Первое знакомство

В Печорской школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоялась первая встреча художников, представляющих общественное движение «Псков-АРТ», со своими будущими учениками – воспитанниками интерната. Акция художников «Помоги подростку» продлится несколько месяцев, в течение которых художники Анатолий Жбанов, Ирина Гурская и Николай Москалев дадут уроки основ рисунка, живописи и мозаики. Общение с желающими научиться рисовать состоялось в помещении музея боевой славы, где ребят уже ждали специально изготовленные для занятий мольберты и другие художественные принадлежности: бумага, карандаши, кисти.

Анатолий Жбанов рассказал ребятам о рисунке, который лежит в основе любого визуального искусства:

- Без овладения рисунком не может быть ничего: ни графики, ни живописи, ни дизайна, причем любого - ни дизайна одежды или обуви, ни дизайна бытовых предметов или техники.

Ирина Гурская кратко познакомила ребят с особенностями живописи, а Николай Москалев постарался увлечь мозаикой, пообещав, что к концу занятий они вместе изготовят из цветного стекла собственное мозаичное панно на тему сказок Пушкина.

Смерть «псковского Ван Гога»

В Пскове 24 января похоронили художника Анатолия Никонова, хорошо известного старшему поколению в качестве интересного художника-графика, а в последнее время ведшего асоциальный образ жизни, говоря проще, бомжевавшего по псковским улицам. Анатолий Никонов два раза лежал в психиатрической больнице и был выписан с диагнозом «шизофрения». Тем не менее, он продолжал заниматься творчеством, и летом прошлого года у художника состоялась персональная выставка в Галерее на Герцена, 6.

Как рассказал куратор той, теперь уже исторической, выставки Николай Москалев, по такому случаю художника отмыли в бане и дали ему новую одежду, в том числе и фрак. А одна из почитательниц таланта Никонова даже предложила ему жилплощадь и пансион с условием, что он будет писать ей картины. Однако Анатолий с презрением от предложения отказался. Через неделю у него не оказалось ни фрака, ни новой одежды, а сам он отдался своему привычному образу жизни: обитал в подвалах да сараях, где умудрялся писать свои сумасшедшие картины.

Судя по всему, художник умер незадолго до Нового года в одном из сараев по улице Леона Поземского, а тело было обнаружено недавно.

Многие из ценителей творчества Анатолия Никонова всерьез называли его «псковским Ван Гогом», за сумасшествие и талант, хотя, по мнению искусствоведов, творческая манера Никонова больше похожа на некоторые картины французского художника российского происхождения Хаима Сутина.

Саша ДОНЕЦКИЙ

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 234 человека
Лента новостей