Новости партнеров
Oбозрения

Масленица под увеличительным стеклом социологии

12.03.2011 11:30|ПсковКомментариев: 99

Прошла «Всероссийская Масленица-2011»... Хорошо ли, плохо ли - копий по этому поводу было поломано еще больше, чем в прошлом году. В интернете, на газетных полосах и псковских кухоньках только и знали, что судачили о том, как «погуляли», зачем на это столько денег налогоплательщиков «вбухали», и вообще – почему вокруг этой масленицы столько шума… Дошло до публичных пикировок губернатора и оппозиционного политика-журналиста.

И вроде снова все уже обсудили-перемыли-перетерли: кто-то остался при мнении, что в праздник «вложились» не зря, кто-то – что это очередной «распил» казенных средств, а многим данная тема уже порядком надоела. Но тут вдруг подоспели данные социологических исследований, подготовленных, как и в прошлом году, государственным учреждением «Институт регионального развития» в рамках более широкого исследования туристических потоков Псковской области.

После объявления итогов исследования его авторы устроили своего рода круглый стол с пришедшими на доклад журналистами. А обсудить в этом году было что: все-таки нынче уже было с чем сравнивать.

«Как назло на острове нет календаря»

«Всероссийская Масленица в Пскове» в 2011 потеряла почти треть прошлогодних гостей – вместо 55-60 тысяч праздник посетили лишь 35 (да и то примерно 20 тысяч из них пришли только под вечер субботы - посмотреть на сожжение чучела). И основные потери – в приезжих, для которых, вроде бы, и затевалось действо. По данным социологов, туристов среди гостей масленичного городка было всего ничего – 7,9%.

Аналитики института сделали очевидный вывод: причина – в том, что праздник пришелся на рабочие дни. Во всем, как это нередко у нас водится, виноват календарь. А верней, законодатели, сделавшие субботу на масленичной неделе рабочим днем, да организаторы, которые это не учли.

Казус, что и говорить, серьезный. На сайте Turchak.ru за него отдувался председатель госкомитета области по культуре Александр Голышев, который вернулся на эту должность в мае 2010-го, когда концепция «второй всероссийской» еще только обсуждалась в кабинетах подчиненного ему комитета. Проще говоря, формально именно он был основным официальным заказчиком проведения «Всероссийской Масленицы-2011».

В комментариях под гневной отповедью самого губернатора всем критикам псковской масленицы в лице Льва Шлосберга (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) г-н Голышев попытался свалить все на форс-мажор. Дескать, масленица готовилась заблаговременно и «о переносе выходных мы не могли знать»: центральным днем празднования планировали субботу как выходной день.

Однако чиновнику тут же напомнили, что постановление о переносе выходных дней в 2011 году премьер Путин подписал еще 5 августа 2010-го. И - сразу бросили «спасательный круг», оказавшийся очередной «западней»: «Календарь масленицы-2011 верстался в июле 2010?» - спросил Александра Голышева Денис Шумаков. Тот это сразу же подтвердил, очевидно, решив, что вопрос, таким образом, закрыт.

«Это прекрасно! Оргкомитет был утвержден в июле 2010, а первое его заседание состоялось второго февраля 2011. На нем, судя по всему, обсуждались два вопроса: 1. О чем мы раньше-то думали? 2. Чего теперь делать-то? Но так как ответов на эти вопросы найдено не было, оргкомитет решил, если что, все свалить на Шлосберга», - тут же «срезал» председателя комитета по культуре настойчивый комментатор.

Дальше – больше! В перепалке с другим завсегдатаем сайта Turchak.ru, подписывающимся именем Федул Федулов, Александр Голышев ничтоже сумняшеся выдал на-гора: «Поскольку в Пскове, слава Богу, сильные традиции православия, корректней не веселиться в канун Поста, дабы не смущать тех, кто собирается его соблюдать», - это о том, почему воскресенье, главный день масленичной недели, решили в Пскове не праздновать.

Г-ну Голышеву тут же напомнили и о том, что церковь не считает масленицу языческим праздником, а, наоборот, вполне себе поддерживает, и о том, что в православных канонах масленичную неделю не случайно называют сырной седмицей, то бишь временем, когда верующие могут насытиться вдоволь перед тяжелым постом…

Даже на круглом столе в «Институте регионального развития» научный руководитель этой исследовательской структуры Сергей Дамбрег не смог удержаться от комментариев по данному поводу: «Я читал, что Голышев ответил на сайте Turchak.ru, будто просто не знал о том, что суббота – рабочий день. Но мне представляется, что это вопрос серьезный, а не шуточный, и надо отвечать на него всерьез».

Адвокат масленицы

Сам Сергей Дамберг, несмотря на упрямые цифры, собранные его сотрудниками, все же попытался, как мог, и праздник «защитить», и обрядить его обсуждение в платье объективности. И надо признаться отчасти ему это удалось.

Он сходу предложил отложить в сторону разговоры, которые обычно именуются характерной присказкой «в пользу бедных»: об эффективности и полезности траты 9 млн. рублей из областного бюджета на проведение праздника.

«Я думаю, что такие мероприятия чрезвычайно полезны. Даже не касаясь туристической отрасли, хотя это, безусловно, полезно для туризма – это инвестиции. Мы увидели, что когда вы тратите из областного бюджета 9 млн, то на прилавки продавцов приходит 11 млн. Конечно, они прямо не вернутся в бюджет. Но каждый такой праздник – это, фактически, грант малому бизнесу, тем, кто торгует на этих праздниках. И в этом смысле я бы считал это полезным», - заявил научный руководитель института.

Аргумент весомый. Действительно, по подсчетам социологов, гости масленицы оставили в торговых лотках порядка 11,4 млн рублей – вроде как на 2,4 млн больше, чем в мероприятия вложили из областной казны (расходы на масленицу, напомню, составили всего 0,04% бюджета региона, что подчеркивал Андрей Турчак).

Да и то правда: раньше, вон, даже пословица была: «Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить». 

Но справедливости ради надо заметить расчеты института вызывают у многих вопросы и даже усмешки. Об этом говорили и коллеги по цеху. Не будем давать оценок, перечислим лишь высказываемые сомнения: Во-первых, чем отличается торговля с лотков в масличном городке от аналогичной на псковском рынке в выходные дни. Можно регулярно ставить дополнительные ларьки на улицах Пушкинской и Воровского и эффект будет сопоставимый. Во-вторых, далеко не все из торговцев имели «псковскую прописку» – то есть не здесь заплатят налоги. Товары в праздничных лотках тоже по большей части были «madeinне-Псков». Конечно с точки зрения экономики, можно найти прок от магнитиков на холодильники в виде бутерброда из красной икры с надписью «Жизнь удалась», дешевых подделок часов известных швейцарских брендов и фартуков с изображением почти голого мужского или женского тела, которые были замечены на торговых лотках. Но тут, же встает вопрос о социально-культурной стороне мероприятия.

В прошлом году на первом плане была  очевидная инвестиционная выгода – развитие туристического бренда области как региона, в котором проходят крупные и интересные для туристов мероприятия. Развитие событийного туризма. Но и тут - загвоздка. Приезжих нынче было, напомню, чуть меньше 8%, то есть меньше 3000 человек. И тратились они, судя по всему, не больше псковичей: средний чек гостей масленицы составил 417 рублей – сравните со средним чеком в приличном псковском, а уж тем паче питерском или московском ресторанах! А от 1000 до 2000 рублей потратило не больше 4% гостей.

Социологи, правда, оговариваются: в эти подсчеты не попали траты посетителей расположенных в музейном квартале заведений общепита – в прошлом-то году ничего подобного в районе масленичного городка не было. Им (кафе-ресторанам), наверное, удалось заработать, и неплохо. Дай Бог. Но ведь все это оттого, что на самой масленице многим просто не на что было потратить свои кровно заработанные: ну блин съесть, медовухи выпить – а дальше что?

И вот тут беседа о презренных банковских бумажках со всей очевидностью обратила внимание участников круглого стола на куда более важный вопрос: что и для кого делали организаторы «Всероссийской Масленицы»?

Вопросы без ответов

Действительно: как оценивать результаты праздника? 35 тысяч посетителей, 11 миллионов собранных коммерсантами средств – это много или мало? Какую цель при очередном объявлении конкурса на проведение Всероссийской масленицы в Пскове ставили заказчики? Может быть, они и надеялись добиться нынешнего соотношения всех перечисленных показателей на один вложенный рубль (кстати, в общем и целом это соотношение примерно соответствует прошлогоднему). Тогда бы и обсуждать было нечего – ну, разве что, те самые цели и задачи.

Но их – целей и задач праздника - не было. Точнее, никто из собравшихся в «Институте регионального развития» так и не смог их четко вспомнить. Поминали про слова губернатора о том, что «Всероссийская Масленица» должна стать чуть ли не регионообразующим мероприятием, что в течение 3-х лет местная масленица должна выйти на самоокупаемость. А вот с конкретикой – как-то «не срослось».

Просто общественности не объявляли, где «свет в конце туннеля» - в увеличении ли туристического потока через три года, скажем, на 20%, в том, чтобы расходы посетителей праздника через налоги предпринимателей окупали деньги, на масленицу выделенные…

Если верно то, что «Всероссийская масленица» - это пиар-проект для выгодного позиционирования на федеральном уровне, то с нынешним праздником произошел полный провал. В федеральных СМИ, за исключением отдельных туристических изданий, про Псков так ничего толком и не рассказали…

Если цель была, чтобы псковичи хорошо отдохнули и им «понравилось», то согласно данным социологов  «Всероссийская масленица» - удалась, так как 82% опрошенных, отметили, так или иначе, что организация праздника пришлась им по душе. Это, конечно, слишком уж явно разнится с тем, что писали люди в блогах и на форумах, в том числе и на нашем сайте… Но  можно списать данный факт на верность популярного мнения, будто всемирная сеть (и уж тем более форумы) все больше становится пристанищем людей, априори недовольных всем и вся. Так что, вроде бы, «пипл» …кушает.

С этой точки зрения расчет инициаторов был понятен, идея большого городского шоу всегда будет иметь подавляющее число сторонников. Люди, как правило, хотят праздников, а не будней. Откуда же тогда все эти конфликты, споры, обсуждения? А все оттуда же – власть решила, что без общественного обсуждения разберется, какая масленица нужна народу. И все, кто мог высказать свои идеи до объявления конкурса - тем самым вроде как, разделив ответственности за успех или провал мероприятия - оказались в положении, когда – или промолчать, или раскритиковать все недостатки.

(Эта ситуация, кстати, в целом выбивается из «генеральной и направляющей» линии администрации Турчака, бодро взявшей курс на широкое предварительное обсуждение многих важных вопросов с экспертами и заинтересованными сторонами. Вспомним хотя бы тот же пресловутый НСОТ.).

На фото: главный организатор «Всероссийской масленицы» Игорь Гаврюшкин

Впрочем, и все положительные оценки, и все критические замечания, и предложения на будущее, которые журналисты в меру своих наблюдений и размышлений высказали на круглом столе, и главный вопрос – какие цели ставила перед собой областная власть, затевая сериал под названием «Всероссийская масленица», к сожалению,  были обречены повиснуть в воздухе. Ни Александра Голышева, ни главного организатора масленицы, руководителя фонда «Царскосельский карнавал» Игоря Гаврюшкина на этот круглый стол не позвали. А жаль… Жаль потому что идея «Всероссийской Масленицы», и как большого городского праздника, и как мероприятия событийного туризма, несмотря на всю критику, нашла своих сторонников. Еще раз повторюсь, не реализация идеи, а сама абстрактная идея. 

Изменится ли что-то в 2012-м? Зависит от того, услышит ли заказчик мероприятия тех, кто добивается заблаговременного диалога по вопросу, какой быть «Всероссийской масленице» в Пскове №3.

Сергей Васильев

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 228 человек
Лента новостей