Новости партнеров
Oбозрения

Сultivator от Саши Донецкого: Битва за «очаг культуры», фотолетопись Скобельцына и снова «наив»

09.05.2011 23:42|ПсковКомментариев: 1

«ДО»-игрались

Почему-то скандальные события, развернувшиеся вокруг ликвидированного Дома офицеров, меня нисколько не удивили: да, именно так и должно было все произойти, мы же, чай, в России живем. С вывозом концертного рояля стоимостью в 1 миллион рублей и драных кресел из зала, цена которым медный грош, поскольку креслам этим сорок пять лет в обед, и они 10 раз уже как списаны. С запоздалой реакцией властей, как областных, так и муниципальных, на баланс которых, собственно и передается освободившееся здание. И с непредвиденным, но таким горьким комизмом всей ситуации.

«Там был прекрасный немецкий рояль, его облюбовал директор нашего колледжа», - признался в интервью «Псковской правде» председатель областного Госкомитета по культуре Александр Голышев. И здесь поражает какая-то поразительная наивность и откровенность этого признания: то есть уже «присмотрели» и «облюбовали», из чего следует только один вывод: с военными были какие-то договоренности о передаче не только голых стен, но и всего имущества, принадлежащего гарнизонному Дому офицеров? Но, как теперь выясняется, пока «заинтересованные лица» не дремали и ждали приказа из Министерства обороны и присматривали себе, кто что - кто рояль, а кто - звукозаписывающую аппаратуру, военные решили по-своему: добра казенного никому не отдавать, а все в срочном порядке эвакуировать на склады округа.

Руководство Псковского театра драмы тоже надеялось на чудо. Правда, если судить по совещанию с членами Общественной палаты Псковской области, на котором довелось присутствовать и обозревателю Сultivatorа, - надеялось не очень сильно. Надеялось, собственно, на то, что переданный муниципалитету бывший ДО не только сохранит статус еще одного городского «очага культуры», но и станет временной «базой» и сценической площадкой театра на период реставрации и реконструкции Народного дома имени Пушкина.

Что же Псков получил в итоге?

Скандал с участием военных, которые, если верить главе города Ивану Цецерскому, должны вернуть «эвакуированное» обратно.

Выезд труппы Псковского театра драмы из Народного дома задерживается, по крайней мере, на два месяца.

На неопределенный срок областной центр лишен еще одной, и по сути, единственной, не считая ГКЦ, концертной площадки.

Если даже военные вернут все, что вывезли, до последнего болта, - в чем лично я весьма сомневаюсь, демонтаж уже обернулся для жителей огромными моральными потерями (без учета материальных) – 400 детей лишились своих кружков и секций. Не упоминая уже о судьбе коллектива работников ликвидированного ДО.

Парадокс в чисто русском стиле: все знали о ликвидации ДО, даже рояли присматривали, но когда настал час Икс, все полетело в Тартарары, а, вернее, на военные склады. И неужели, раз уж существовали какие-то договоренности, нельзя было им следовать, чтобы передать объект «из рук в руки» с наименьшими моральными потерями и материальными затратами?

Я, как обыватель, могу только констатировать: значит, не было никаких договоренностей, а если и были, то не с теми людьми, либо люди друг друга не так поняли, в общем, «ботая по фене», никто за базар отвечать не собирается.

Понятно, что сейчас, «облажавшись по полной культурной программе», никто из ответственных руководителей правды: отчего так случилось? - не скажет: все кивают друг на друга, исполняя роли публичных «клоунов».

Известно, что площадка Дома офицеров часто принимала цирковые группы с шоу для детей. Однако нынешняя вынужденная или тщательно подготовленная «клоунада» чиновников разного уровня ответственности – слабая замена настоящему цирку, согласитесь?

Наследие почетного гражданина

Искусству фотографии уже больше полутора веков, а мы, кажется, только сейчас начинаем осознавать, что это такое для сохранения культурной памяти. Даже самый примитивный по нынешним цифровым меркам фотоаппарат в талантливых и умных руках, как оказывается, творил чудеса, фиксируя для нас бесценные свидетельства прошлого. И выставка, открывшаяся в Приказной палате Псковского Кремля - самое нагляднейшее тому подтверждение.

К 90-летию со дня рождения почетного гражданина Пскова (подлинного, а не мнимого, как многие из теперешних граждан) Бориса Скобельцына, легендарного архитектора-реставратора, исследователя древнерусской, прежде всего – псковской, архитектуры, талантливого фотографа-художника, открылась по истине уникальная экспозиция «Довмонтов город (1959 - 1982 гг.). Из Археологической фотолетописи Б.С. Скобельцина».

Как извещает сайт Псковского музея-заповедника, идея выставки возникла в 2010-м году при ознакомлении с археологической частью фотоархива Скобельцына, когда выяснилось, что в составе архива сохранилось более тысячи негативов археологической тематики, систематизированных и аннотированных (с указанием места, полной даты и объекта съемок) самим автором. Благодаря труду ученого, для потомков остались многочисленные кадры, запечатлевшие процесс раскопок не только в Пскове, но и в Изборске, на территории музея-заповедника Пушкина «Михайловское», в церкви Николы в Устье.

В археологический отдел своего архива автор включил и негативы с сюжетами археологических экскурсий, а также портреты известных археологов и участников археологических экспедиций. При этом большая часть материалов, за редким исключением, никогда не публиковалась и не выставлялась. Объем сохранившегося материала значительно превосходит масштаб одной выставки, в связи с чем кураторы экспозиции решили сконцентрировать внимание на одном сюжете - раскопках в Довмонтовом городе, которые были начаты экспедицией Государственного Эрмитажа в далеком уже 1956-м году.

Борис Скобельцын, как архитектор-реставратор, не мог пройти мимо этого важного археологического события, и, начиная с 1959-го года, в течение 24-х лет, по 1982-й год фотографировал открываемые объекты Довмонтова города, совершив своего рода «культурологический подвиг». Хотя всякие раскопки обязательно сопровождаются подробной научной фотофиксацией процесса и строгим документированием открывшихся артефактов, сохранившиеся фотархивы Скобельцына, запечатлев изменения облика средневекового Пскова, стали своего рода дополнительной художественной «фотолетописью» тех, исторических уже, раскопок, позволяя узнать нам, «как это было».

«Наивное» триеннале

Ну, а в центральном выставочном зале Псковского музея-заповедника до 29-го мая будет работать выставка «Фестнаив 2010-2011», передвижная экспозиция из фондов Музея наивного искусства Москвы, до Пскова побывавшая уже в Ульяновске и Вологде. Несколько работ для этой выставки предоставлены муниципальным музеем города Пустошка, что дополняет общее представление о развитии и состоянии наивного искусства России второй половины 20-го - начала 21-го века псковским колоритом.

По формату «Фестнаив» является триеннале, то есть проводится раз в три года, и, понятно, что далеко не каждому областному центру выпадает удача принять столь яркую и необычную экспозицию, как «Фестнаив 2010-11».

Что касается художественной ценности представленных работ, то феномен «наива» до сих пор вызывает множество споров в среде искусствоведов (кто-то из адептов академизма привычно не считает «наив» искусством) и наделен весьма ощутимым провокативным потенциалом.

Впрочем, псковичи и гости города могут получить личные впечатления и сделать собственные выводы, что за искусство такое «наив», посетив центральный выставочный зал музея по адресу: Псков, улица Некрасова, 7.

Саша Донецкий

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 221 человек
Лента новостей