Новости партнеров
Oбозрения

MEDIAtor от Саши Донецкого: «Бравые похождения» ветерана ВОВ и что такое «FUCKIN FREEZING»

13.05.2011 10:54|ПсковКомментариев: 16

Так или иначе, дежурными официозными репортажами, либо острыми, на грани шока и нервного срыва публикациями, но некоторые псковские газеты (далеко не все, кстати) откликнулись на празднование 66-й годовщины Великой Победы.

«Псковская губерния» №18 на первой полосе поместила фотопортрет неизвестного ветерана, всматривающегося не то в прошлое, не то в настоящее, а, может, и в будущее. Пронзительный заголовок над снимком: «Где же вы теперь, друзья-однополчане?..» не оставляет сомнений. Всякому читателю понятно, что означает оное многоточие: «друзей-однополчан» почти не осталось. Все-таки 66 лет прошло со Дня Победы. Тех, кого не убила война, стремительно добивает жизнь.

Фоторепортаж главреда «Губернии» Льва Шлосберга (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) о праздновании Дня Победы в Пскове, получился, впрочем, вполне жизнеутверждающим: просветленные лики ветеранов соседствуют с милыми мордашками правнуков. Автор не стал сочинять какие-то комментарии к фотографиям, а взял и напечатал стихотворение Александра Твардовского 1948-го года «В тот день, когда окончилась война…»

Как говорится, своя рука владыка, но подобное, то есть печатание стихов, да еще более чем полувековой давности, возможно исключительно в качестве своего рода эстетического жеста в авторских изданиях типа «Губернии».

А вот редакторам «Псковской провинции» №18 от 11 мая, похоже, окончательно изменил вкус. Хотя Владимир Капустинский и «Соб.инф» рассказывают о жутких подробностях солдатского подвига и трагедии гражданского населения, предсказуемые, до запятой, тексты о праздновании и поздравлениях ветеранов озаглавлены «Аплодисменты… Аплодисменты… Победителям!» и «За тот великий подвиг…». От мнимо многозначительных многоточий рябит в глазах.

Но это еще «цветочки» дурновкусия. «Ягодки» ждут читателя на 3-й странице. Другой материал номера, посвященный Дню Победы, о воинском и жизненном подвиге 86-летнего Павла Иванова, панибратски, в водевильном стиле, назван «Бравые похождения солдата Иванова». В тексте Ульяны Михайловой я никаких «похождений», тем более - «бравых», уж извините, не обнаружил, а узнал о беде, разорении и боевых буднях, когда солдат, по свидетельству самого ветерана, «перекидывали, как стадо баранов, с одной боевой точки в другую». Павел Иванович тогда узнал, что выражение «горели земля и небо» не преувеличение историков, получил, кроме медалей, за войну три ранения, так вот, повторюсь, весь этот драматический сюжет обозван «похождениями».

Однако особенно поразил меня следующий авторский пассаж: «В июле этого года ветерану исполнится 87 лет. Цепкий, критический ум и грамотная речь отличают Павла Ивановича от многих его ровесников». Да, я понимаю, что не у всех людей в 87 лет ум критичен, а речь грамотна, но, ребята, зачем же вот так-то, походя, обижать немногих «ровесников» Павла Ивановича?

Если говорить о потенциально резонансных, скандальных и даже оскорбительных публикациях, то я бы выделил две: в «Псковской губернии», свежий номер которой вышел не только неподражаемо «концептуальным» и «авторским», но и по-настоящему «убойным».

Видимо, давно убедившись в пессимистичной аксиоме «собака, то бишь журналист, лает, ветер носит», Лев Шлосберг уже не вопиет к власти или к прокуратуре. А обращается напрямую - к Богу, в очередной раз в статье «Пески забвения» пересказывая историю о том, как на месте захоронений концлагеря для советских военнопленных «Шталаг-378», в котором погибли 75 тысяч наших соотечественников, был возведен жилой массив и, в частности, дом номер 36 по улице Юбилейной.

Автор никого из инициаторов и исполнителей «стройки на костях» не забыл, всех перечислил с пристрастием. «Кто-то из них даже сходит в церковь, - заканчивает свой обличительный протокол Лев Шлосберг публицистическим откровением. - Не из-за того страшного сходит, что ими сделано здесь, а просто сходит. Это ведь сейчас модно и правильно - ходить в церковь. И там, под сводами с картинами Страшного Суда, они будут просить Бога о милости и о прощении, надеясь, что Он их простит. Не именно за кощунство на месте «Шталага-372», а просто за всё. Он ведь всемилостивый, Он всех, кто просит, должен прощать, потому что все об этом просят и все на это надеются.

Господи, можно я тоже тебя попрошу?

Не прощай».

Ну, а вторая, определенно скандальная, публикация принадлежит клавиатуре постоянного автора колонки «Заметки потребителя» в «Псковской губернии» Игоря Борисова с «маяковским» названием «О дряни».

Я, конечно, понимаю, что штатный колумнист, как заметил Фредерик Бегбедер в «Романтическом эгоисте», вынужден еженедельно выдавливать из себя мнения: «Достали меня выплески злости в авторских колонках. Что может быть безнадежней хроникеров, этих стахановцев зубовного скрежета! Им платят за ворчание, и журналы пестрят заметками более или менее известных писак-внештатников, которые привыкли раздражаться по команде… Вот и мой черед настал. Мне придется еженедельно ненавидеть и ныть… Всю неделю буду искать повод для ворчания».

Однако Игорь Борисов в своем злобном энтузиазме явно превзошел апатичного героя Бегбедера и совсем утратил чувство меры. Его определения функционеров «партии власти» давно поражают не столько верностью оценок, к которым, понятно, можно относиться по-разному, сколько какой-то запредельной отвязностью. И даже - хамством.

На сей раз поводом для гневных, - уже за гранью фола, - филиппик колумниста послужило недавнее заявление Владимира Путина о создании «Народного фронта». Партию «Единая Россия» Борисов обозначает на письме «Е…ной». А «дрянью» - всех тех политиков, кто уже успел «лизнуть и нагнуться». О лидере Союза женщин России Борисов, к примеру, пишет: «Теперь вот первая легла под альфа-дога. Наверное, первой получит удовлетворение».

А, каково?!

И это в газете, которая считается у нас «рупором интеллигенции», бьется с чинушами и инвесторами за «исторический Псков», печатает строфы Твардовского.

Но достаточно вспомнить о том, что «Псковская губерния» не просто общественная газета, но и газета политическая, выражающая, прежде всего, позицию ее главреда и директора, хранящего верность партии «Яблоко», как невероятно хамский тон штатного колумниста Борисова обретает черты банально контрпропаганды.

И я даже не сомневаюсь, что, чем ближе к выборам, тем жестче и сокрушительней станет стиль «расшибателей авторитетов». На самом деле ничего из ряда вон не происходит. Мы просто наблюдаем рождение нового газетного тренда: постепенный переход поэтики «Живого журнала» в печатное СМИ. И я не сомневаюсь, что эта тенденция со временем будет только усиливаться, порождая новый жанр - «газетный пост», нечто среднее между публицистической статьей и дневником завсегдатая ЖЖ.

Теперь о страшном, точнее, о криминальном. «Курьер» в №19 от 10 мая «порадовал» душераздирающей статьей «Мама улетела на небо». Корифей жанра «из зала суда» Лариса Малкова рассказала об убийстве богатым, но ревнивым мужем собственной молодой жены в прошлый День города в Пскове. Мужчина по имени «Сереженька» был пьян и до смерти избил супругу. Так что теперь двухлетней дочке при слове «мама» остается показывать пальчиком на небо. Женоубийце дали 7 лет лишения свободы, с чем он не согласен и собирается обжаловать приговор.

Цитата, не требующая комментариев: «Я же Танюшу растила с пеленок, - плачет бабушка. - Она красавица была! И что сделалось с человеком? Он на 15 лет старше. Говорю: «Танюш, зачем он тебе. Найди помоложе, - а она: «Все молодые или пьяницы, или наркоманы». А у него бизнес, машина. Подарки ей всё время дарил, вещи хорошие. Но я не раз говорила: Уходи от него, уходи!».

В общем, Андрей Малахов со своей телепередачей «Пусть говорят» отдыхает.

И, наконец, о забавном (в данном случае «наконец» звучит двусмысленно).

Татьяна Злобинская в не очень регулярной, как менструации у девственницы, рубрике «Ляпы недели» вновь собирает «приколы» нашего, и не только, городка в «Псковской правде-Вече» №81. Наряду с «деревом пакетиков» и «стражем прически» (соответственно, веткой дерева, украшенной кем-то использованными чайными пакетиками и «черным львом» на вывеске «Парикмахерская Арль») Татьяна предлагает вниманию поклонников областной газеты автомобиль-рефрижератор с загадочной надписью на боку «FUCKIN FREEZING».

«Конечно, если следовать правилам английского языка, перевод этой надписи заставит покраснеть и вас, и моего начальника, - комментирует Татьяна Злобинская «веселую картинку». - В газете мы это напечатать не можем, поэтому надеюсь на вашу сообразительность и молча аплодирую человеку, который прямо и без обиняков сообщает, что в грузовичке у него морозит, что… Ну, в общем, вы поняли».

Мы поняли, Таня. Учим языки и мыслим широко. В стилистике «Веселых картинок».

Саша Донецкий

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 227 человек
Лента новостей