Обзор публикаций газеты «Псковская губерния», № 20 (542) 25-31 мая
В понедельник, 23 мая, как и ожидалось, в Псков прибыл Владимир Путин. Да не один, а с весомым чиновничьим десантом: вместе с главой правительства приехали вице-премьеры Дмитрий Козак и Вячеслав Володин, министр транспорта Игорь Левитин, министр регионального развития Виктор Басаргин и другие представители правительства. Как пишет Денис Камалягин (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) в статье «Народный франт», Путин прибыл в Псков для осмотра местного «народного фронта» и некоторых других менее важных дел.
«Подмечено, что самые большие чиновники и политики посещают Псковскую область аккурат перед выборами. В 2007 году областной центр с невнятными визитами посетили спикер Госдумы Борис Грызлов, глава МЧС Сергей Шойгу и другие тяжеловесы.
В этот раз все было по-взрослому и на совсем другом уровне. Продвигать партию власти прибыл сам лидер "Единой России", премьер-министр Владимир Путин. Более того, ожидалось, что именно здесь, в Пскове, г-н Путин сделает важнейшие заявления по поводу формирования своего "народного фронта".
Ожидания оправдались».
Тему визита Путина в Псков продолжает Игорь Борисов в материале «О надувном альфа-премьере».
«Надувательство - главный бизнес путинской России. Всё остальное: газ, лес, нефтянка, оборонка, оСколко-технологии, распилы и откаты - всего лишь весёлый антураж, "сопутствующие производства", как бы диверсификация надувной экономики . просмолённая затычка в теле несчастной лошадки. Псковская подготовка к визиту альфа-надувателя стала яркой иллюстрацией надувной сущности режима, понятной уже и ребёнку.
Мой сын в воскресенье специально съездил в город, чтобы посмотреть на одноразовые газоны. По возвращении спросил: "Папа, а их после отъезда Путина снова увезут?"».
Пресс-конференция Дмитрия Медведева так и не «родила» сенсацию, которую с последней надеждой ждали российские политологи и журналисты. 18 мая в научном центре Сколково глава российского государства Дмитрий Медведев провел свою первую большую президентскую пресс-конференцию, напоминает Денис Камалягин в начале своей статьи «Зал капитуляции».
«Тот факт, что она была в таком формате первой, уже говорит о многом: предшественник Медведева Владимир Путин проводил такие пресс-конференции ежегодно. Впечатление от общения с г-ном Медведевым напомнило положение Штирлица в известных советских анекдотах: "А не сболтнул ли я чего-нибудь лишнего?".
Пресс-конференцию Дмитрия Медведева многие журналисты и политические аналитики ожидали с нетерпением: мол, решится выйти из сумрака! Так как экс-президент Путин любит использовать эффект неожиданности, работники пера и клавиатуры ждали сенсации и от Медведева. Например, что президент объявит о своей готовности идти на второй срок. Или объявит об амнистии для господ Ходорковского и Лебедева. Среди вариантов сильных решений была и отставка в прямом эфире ряда министров, в частности, главы МВД Рашида Нургалиева, министра Минздравсоцразвития Татьяны Голиковой или другой крупной политической фигуры.
Ну и совершенно особняком стояла мечта о том, что господин президент станет в полной мере президентом и сможет отправить в отставку всё правительство во главе с премьер-министром Путиным. Или - на худой конец - объявит о своем, "втором народном фронте". А иначе, мол, зачем было собирать эту большую пресс-конференцию?».
21 мая 2011 года исполнилось 90 лет со дня рождения Андрея Дмитриевича Сахарова. Крупнейший мыслитель ХХ века, он вошел в мировую историю дважды: сначала как ученый и затем как общественный деятель, гражданин. Большая трагедия СССР и России заключается в том, что при смене общественного строя руководителями государства не стали люди с таким бесспорным нравственным императивом, каким обладал Сахаров и мало кто еще в нашей стране. Многие высказанные Андреем Дмитриевичем мысли, как это бывает с гениями, в полной мере становятся ясны обществу только по прошествии времени. «Псковская губерния», вспоминая великого гражданина, публикует, начиная с этого номера, его статью «Неизбежность перестройки», написанную и вышедшую в свет в 1988 году. Многие обстоятельства и направления развития общественной жизни нашей страны в конце 1980-х и начале 2010-х выглядят параллелями. Тем ценнее для нас знание, сформулированное для общества человеком, абсолютным приоритетом которого были свобода, совесть и ответственность.
Себежские чиновники тайно снесли памятный знак на месте основания города, начали незаконные земляные работы на памятнике археологии и намерены водрузить на Замковой горе многометровый намогильный крест. Этой проблеме посвящен материал Льва Шлосберга (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) «Взбесившийся колхоз».
«В маленьком Себеже, тихом и прекрасном районном центре Псковской области, расположенном на стыке с Белоруссией и Латвией, на глазах тысяч людей разворачивается одна из самых драматических в Псковской области историй с уничтожением памятника культуры. По решению властей Себежского района и города Себежа в конце апреля был варварски снесен и там же закопан в землю памятник, установленный в 1978 году на Замковой горе. Без разработки и согласования проекта, без проведения археологических исследований, вандальным образом разрушая культурный слой (объект культурного наследия, находящийся на государственной охране), себежские самоуправители намерены уже в июле водрузить на сердце древнего города многометровый, сваренный из швеллеров, металлический крест, стоящий на пирамидальном каменном постаменте. Общая высота сооружения может превысить
Скандальная история вышла в большой свет 22 апреля 2011 года, когда ГТРК "Псков" показала сюжет, подготовленный по тревожному звонку из Себежа: с самого знакового места города, Замковой горы, исчез памятный знак в честь основания Себежа и там начаты непонятные земляные работы.
Представители властей в лице главы администрации Себежа Галины Малютиной заявили телевидению, что внезапное изменение облика Замковой горы связано с предстоящим поминовением 70-летия начала Великой Отечественной войны: "Это, возможно, символично, потому что в этом году вся страна отмечает горестную дату - 70 лет с начала Великой Отечественной войны. Как это получится и насколько будет красиво, я думаю, что оценят себежане и гости города. Я думаю, что это будет очень достойно, очень красиво, будут соблюдены все русские традиции и вновь Замковая гора будет любимым местом у наших себежан".
Ни одной ссылки на правовые основания работ в сердце исторического города, на территории памятника истории и культуры, в интервью не прозвучало. Как показали дальнейшие события, это было не случайно: власти района и города взялись за переустройство Замковой горы в Себеже, грубо нарушив нормы федерального и областного законодательства. И - что очень задело местных жителей - никак не обсудив этот вопрос с людьми. Как утверждают чиновники, всё делалось из самых благих намерений. В итоге не основанная на законе дорожка повела в совсем другом направлении».
Яркое многообразие делает особенно привлекательной всероссийскую и международную выставку мастеров наивного творчества «Фестнаив 2010-2011», развёрнутую в выставочных залах Псковского объединённого музея-заповедника (ул. Некрасова, 7). Наивные художники, часто не владеющие изобразительной грамотой, сохранили в себе свежесть восприятия и непосредственность взгляда на реальность, отмечает Юлий Селиверстов в публикации «Божество вдохновенной наивности».
«Любой посетитель отметит не только разнообразие, но и очень разный уровень представленных работ. Здесь есть и цветные безделушки (имеющие, в первую очередь, узко декоративную ценность). Есть на выставке произведения, значимые в основном для их авторов. Но, кроме этого, в экспозиции присутствует значительный круг экспонатов, в которых, на мой взгляд, феномен наивного творчества выражен с максимальной яркостью.
Наивное искусство - явление предельно широкое, имеющее неясные терминологические границы, ускользающее от научного анализа. Поиск чёткого определения наивности в изобразительном творчестве представляется сегодня для искусствознания одной из наиболее интересных, важных задач. Она трудна и до конца, по-видимому, невыполнима. Но можно в какой-то мере прояснить феномен, приближаясь к нему с разных сторон.
Очевидно, что "наивность" автора заключается не в простом неумении рисовать, незнании истории искусств и невладении основами живописной техники. (Тем более, что многие из представленных авторов основами этими всё-таки владеют и в рисунке достигают подчас неких самобытных, но заслуживающих внимания уровней; история же искусства - некоторые знаковые шедевры мирового наследия - в наше время широко популяризирована и в своём поверхностном слое известна почти всем). К тому же упомянутые неумение и невладение в полной мере свойственны сегодня целому легиону "профессиональных художников" (как они себя называют). Сами по себе эти многоценные свойства не делают, конечно, таких "профессионалов" не только наивными, но и вообще художниками».