Новости партнеров
Oбозрения

Сultivator от Саши Донецкого: Святогорские встречи

06.06.2011 20:22|ПсковКомментариев: 17

Сам Пушкин, конечно, и предположить не мог, когда коротал свои дни в ссылке, что в двадцатом веке его фамилией нарекут целый праздник поэзии, и что в течение нескольких дней Святые горы и их окрестности будут ежегодно превращаться в нечто вроде Мекки.

Всероссийский Пушкинский праздник можно назвать фестивалем искусств, причем очень разных, и приезд на Псковщину таких признанных мировых звезд как Владимир Спиваков, например, подтверждает высокий статус главного культурного события лета. Легко предположить, что не было бы у нас Пушкина, многих мэтров классической сцены мы бы в гости не дождались. И - не только классической. Формат праздника за последние лет десять сильно расширился. Сергей Безруков привез в этом году свой антрепризный «киноспектакль» - продвинутое сочетание фильма и живого актерского исполнения с «дорогим реквизитом». Певица Варвара порадовала любителей фолк-музыки шоу-программой «Истоки». На поляне села Михайловское работал кинозал: палатка, внутри которой демонстрировались фильмы, повествующие о богатой истории проведения праздника поэзии. Кроме того, в Пскове показали фильм «Юнкера» по мотивам произведений Александра Куприна.

Словом, организаторы позаботились о яркости афиши. Позаботились настолько, что наш прославленный критик Валентин Курбатов накануне высказал опасение, что «за развлечениями» потеряется собственно «смысл», иначе говоря, - поэзия.

Смею высказать мысль, что поэзия все-таки не потерялась. Да, Пушкинский праздник ныне - это и фестиваль искусств, и «долгоиграющий» просветительский проект музея-заповедника «Михайловское», и ярмарка ремесел... Но еще это живое поэтическое слово, звучащее со сцены из уст авторов - современных поэтов, в чем и смогли убедиться зрители, как искушенные, так и наивные. Разумеется, звучало и Пушкинское слово.

По традиции в одном из гостевых домиков работала «пресс-гостиная», миссия которой - донести мысли и чувства именитых гостей до самой широкой аудитории - до читателей газет, посетителей интернет-ресурсов и телезрителей. Ведь сегодня культура во многом - еще и феномен СМИ, и нельзя было не заметить, что поэты и актеры отнеслись к пресс-конференциям достаточно серьезно и даже трепетно.

В этом году Святые Горы посетили признанные авторитеты в мире поэзии: Владимир Костров, Равиль Бухараев, Лидия Григорьева. У каждого из них «послужной список» и библиография поместятся на страницу с убористым шрифтом. И если Владимир Костров - частый гость Пушкиногорья, можно сказать, его «старожил», то Бухараев и Григорьева (они, кстати, супружеская пара) прибыли к нам из Лондона, в котором живут уже два десятилетия, то есть и формально, и по сути они представляли мировую поэзию.

Для Равиля Бухараева Пушкин - «единственный идеал», «милость Божья». Говоря о значении Пушкина для современного человека и - особенно - для «племени младого, незнакомого», он с удивительной страстностью подчеркнул, что «главное, чтобы Пушкинское слово» звучало, и когда это слово звучит на Михайловской поляне, то оно уже исполняет свою высокую задачу. Бухараев - оптимист, он убежден, что Пушкин актуален не только в России, но и в мире. Потому что у подлинной культуры нет границ.

Вообще: все, кто пришел на встречу с журналистами, а это, кроме трех вышеупомянутых поэтов, - актер Сергей Безруков, были весьма страстны в защите своих идеалов. Создалось даже впечатление, что в журналистах они видят оппонентов, или, точнее, одного большого и одиозного оппонента - массовую культуру, где такой, к примеру, представитель российского бизнеса как Михаил Прохоров - тоже «медийный персонаж», который, по резкой оценке Владимира Кострова, «позорит мою нацию». Тут же вспомнили о «русских купцах» 19-века, что не отличались «культурностью» и век назад и прославили Россию своими заграничными кутежами.

Этот занятный разговор продолжился вопросом-гипотезой, а кем бы был наш Пушкин, живи он сегодня - возможно, рэпером? На что поклонник традиционных песенных размеров Владимир Костров выдал мгновенную отповедь: рэп есть не что иное как частушка, стало быть, не стоит столь безжалостно Пушкина упрощать. Так или иначе этот диалог за чашкой чая касался восприятия Пушкина современным масс-культом: понятен ли Пушкин нынешним пятнадцатилетним? Нужен ли он им? Сомнений у мэтров литературы не было: просто необходим в качестве «человека-идеала».

Понятно, что «палитра» поэтических предпочтений на самой поляне была куда шире, чем идеалы поэтов-хэдлайнеров (назовем их так). На Михайловской поляне мы уже не однажды слышали и нечто вроде рэпа, но здесь без ложного снобизма надо сказать, что мы в большинстве своем вообще не очень хорошо представляем, что это такое - актуальная русская поэзия. Есть хрестоматийная классика, которую изучают в школе, и есть масса поэтов Интернета, «кучкующихся» на стихотворных сайтах вроде «Стихи.Ру». В нынешние времена при большом желании издать сборник своих стихов не проблема, но не ошибусь, если заявлю, что сами поэты друг друга и читают. Многомиллионными тиражами, как в советские годы, сегодня книжки не издают. По сути, мы вернулись к тиражам пушкинских времен. А это значит, что значение Пушкинского праздника в виде просветительского проекта действительно существенно.

Если говорить о просветительстве, то это как раз то, чем занимается Сергей Безруков, хотя он и слегка открещивался от просветительских задач, стараясь убедить журналистов в том, что его новое творение - киноспектакль «Пушкин» - «не своеобразный ликбез», «не двойка по литературе», «не какой-то романтизм», а живое «ощущение потери».

Сергей Безруков был по своему обыкновению очень красноречив и артистичен, устроив перед журналистами нечто вроде «маленького спектакля одного актера». Увы, мне не удалось сравнить впечатления от самопрезентации Сергея Безрукова с собственно киноспектаклем, который длится четыре часа, но настроение у публики по авторскому замыслу должно быть таким: «Дуэль, расстрел, картечь в упор, только что был и вдруг - нет. Зритель снова плачет».

Со своей стороны директор музея-заповедника Георгий Василевич больше рассказывал о делах сугубо «музейных», о том, что современность наступает на уникальные ландшафты заповедной земли. И это проблема не только Пушкинских Гор, но и всех «мемориальных мест» России. Богатые люди покупают недвижимость «рядом с Пушкиным», но не желают озаботиться соблюдением элементарных правил соседства с землей, которая дороже любых алмазов.

Георгий Василевич тоже был обилен на слова, но без актерской аффектации, впрочем, одно было понятно точно: конфликт интересов на Пушкиногорской земле сохраняется. И те темы борьбы за ландшафты, которые директор озвучивал год-два назад, не ушли в прошлое.

Ну а наш литератор Валентин Курбатов был как-то по-домашнему благостен: я посидел с классиком рядом на пеньке и послушал его новую книжку «Подорожник-2» в собственном исполнении критика. Поясню, что курбатовский «Подорожник» - это автографы разнообразных знакомцев Валентина Яковлевича, знаменитых и не слишком, а еще забавные рисунки художников. Курбатов собирает свой очередной «Подорожник» последние года четыре, и книжка уже заметно наполнилась каллиграфией или каракулями его вдумчивых собеседников. Критик сидит на пеньке и зачитывает вслух высказывания носителей русской культуры, и тут осознаешь, что связь между прошлым и настоящим отечественной культуры пока не прервана.

Ведь слова-то для общения мы используем все те же, пушкинские.

Саша Донецкий

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 233 человека
Лента новостей