Новости партнеров
Oбозрения

Сultivator от Саши Донецкого: Довлатов из мусорного бака, «арт-винтаж» из Великих Лук и псковская труппа в сравнении

15.06.2011 12:49|ПсковКомментариев: 3

На прошедшей неделе культурная жизнь, несмотря на время отпусков, продолжала возбуждать аппетиты, то есть чувства и мысли, потребителей духовной пищи, причем если какие-то события вполне можно оценить как знаковые, то другие наводят на размышления о судьбах региональной культуры.

«Брожу по заповеднику, как сука...»

Очередную маленькую сенсацию преподнес Сергей Довлатов, спустя тридцать с лишним лет продолжающий удивлять ныне живущих своими неожиданными явлениями из прошлого. В начале прошлого десятилетия в Псковском театре кукол, в старом шкафу с рукописями, была обнаружена неизвестная пьеса Довлатова. На этот раз неким москвичом из контейнера для мусора на Арбате извлечены любительские фотоснимки знаменитого писателя, сделанные в Пушкинских Горах во второй половине 70-х. Несмотря на довольно расплывчатые изображения, на пожелтевшей фотобумаге без труда угадывается облик Довлатова, окруженного экскурсантами.

Поразительно, что Довлатову везет на верных поклонников. Вот она, неизбывная любовь простого русского человека к родной словесности! В первом случае разбирать шкаф с бумажным хламом поручили псковскому журналисту Алексею Маслову, который безошибочно определил среди кип машинописей ту единственную, которая оказалась достойна внимания. А будь на месте поэта и журналиста Маслова, к тому же искреннего почитателя Довлатова, какой-то другой человек, не обязательно равнодушный, а, скажем, иных литературных вкусов? И полетела бы пьеса вслед за прочей макулатурой. И не состоялся бы на псковской сцене легендарный уже спектакль «Человек, которого не было»...

Так и в случае с фотографиями, выброшенными на помойку. Родственники фотографа-любителя, побывавшего в Михайловском то ли в 1976-м, то ли в 1977-м, и, стало быть, лично прослушавшего экскурсию о жизни Пушкина из уст Довлатова в Михайловском, не постарались вникнуть, кто это там на некачественных фотоснимках? А просто взяли и выбросили пожелтевшие невнятные изображения. Но чудесным образом в груде мусора их разглядел человек не просто зоркий, но, как оказалось, знающий и понимающий. Он увидел, угадал и вытащил, как говорится, на свет Божий.

Теперь эти любительские фотографии, отсканированные доброхотами и пересылаемые по Интернету от одного электронного адреса к другому (на ПЛН снимки прислал журналист Юрий Моисеенко, уже посвятивший факту обнаружения фотографии целую статью в газете «Невское время»), – бесценные свидетельства подлинности забавных и не очень историй о Довлатове, до сих пор передаваемых из уст в уста немногочисленными его знакомцами по псковской земле.

Вот он, Сергей Довлатов, будто вчера очнулся от тяжелого похмельного сна, огромный и хмурый человек баскетбольного роста, двигается по аллее рядом с женщинами, одетыми по моде 70-х, что-то им рассказывает о Пушкине, либо просто стоит у забора в паузе между частями экскурсии, в кожаной куртке.

Полное впечатление, что свидетельства из далекого дождливого (судя по одежде) денька принесены к нам на машине времени. И сразу вспоминаются его юмористические строчки их повести «Заповедник»: «Любимая! Я в Пушкинских Горах. Здесь без тебя уныние и скука. Брожу по заповеднику, как сука, и душу мне терзает жуткий страх».

В связи с удивительным явлением этих фотографий нельзя не вспомнить, что нынешний 2011-й год - юбилейный: 70-летия русского писателя Сергея Довлатова. И, если верить непроверенным слухам, 3 сентября, в день рождения знаменитого писателя и журналиста, торжественно откроется частный домик-музей Довлатова в деревне Березино, где литератор снимал комнату, когда «халтурил» в экскурсионном бюро.

Интересно, появится ли к юбилею писателя новый сорт водки - «Довлатов»? Ведь водка «Пушкин» у нас давно в продаже, хотя известно, что Александр Сергеевич к выпивке был равнодушен. Совсем другое дело - Довлатов, тут, как говорится, сам Бог велел...

Дела творчески-союзные

В выставочном зале Псковского отделения Союза художников России открылась выставка сразу шести претендентов на вступление в Союз художников: одна - график Елена Стефанская из Пскова, и пятеро - из Великих Лук, это - театральная художница Светлана Веселова и живописцы Олег Александров, Владимир Травкин и Владимир Оржеховский, а также Татьяна Оржеховская, которая занимается надглазурной живописью по керамике.

Выставка примечательна не только тем, что все шестеро ее участников претендуют на то, чтобы вскоре получить заветные билеты членов одного из старейших творческих объединений в стране - Союза художников. Выставка должна была открыться еще весной, но из-за того, что зал был на месяц закрыт по предписанию пожарных, событие перенеслось на лето. Членам регионального отделения пришлось сдать по тысяче рублей на пожарную сигнализацию, после установки которой и появилась возможность продолжить выставочную работу. Теперь в планах у отделения - январская 2012-го года юбилейная выставка, посвященная 30-летию создания организации в Пскове, а также большая и, можно сказать, в каком-то смысле эпохальная выставка «Российский Север», участие в которой примут профессиональные художники из 10-ти регионов Северо-запада России.

Выставка проводится один раз в пять лет и будет юбилейной, к тому же Псков как областной центр ни разу за пять десятилетий подобного масштаба выставку не принимал: не было технической возможности из-за отсутствия в Пскове приличных выставочных залов. И вот, по словам председателя псковского регионального отделения Виктора Лысюка, возможность организовать самое крупное художественное событие Северо-запада у нас может появиться - с вводом в эксплуатацию Ледового дворца.

Решать - принимать или нет в члены Союза? - будут искусствоведы в Москве, тогда как, на мой скромный взгляд, творчество Татьяны Оржеховской заметно выигрывает по сравнению с другими представленными авторами, для которых - такое впечатление - двадцатый век прошел мимо, тогда как в работах Оржеховской явственны как самобытность, так и отменный вкус. Из чего я вновь делаю вывод, что на Псковщине декоративное искусство по уровню заметно превосходит традиционную станковую живопись.

Интересны театральные работы Светланы Веселовой, но все-таки здесь своя специфика: главное - идея, а не исполнение, а идею способны оценить театралы, а не посетители вернисажа.

Графика Елены Стефанской, по лубочному яркая в камерных пространствах, в большом зале на Ленина, 1, по моему мнению, потерялась и выглядит до обидного нелепо.

Что до живописи, то она - в целом - при всем творческом различии представленных авторов, увы, оставляет досадное впечатление вторичности, безыскусности и попросту неумения справиться с художественной задачей. Все это, за редкими исключениями, сугубо эпигонские и блеклые «зады реализма», подчас с приставкой «соц». Образчики направления, которое стыдно было продуцировать уже в далекие 70-е. Это искусство устарело задолго до того момента, как появилось на холсте.

Впрочем, быть может, в этом роковом и суровом несоответствии духу нынешнего времени и заключена оригинальность, то, что сегодня принято обозначать модным термином «винтаж»?

Сравнивая несравнимое

Я прекрасно отдаю себе отчет, что сравнения всегда не совсем корректны: потому что сравнивать артистов или произведения искусства - это словно сопоставлять пользу от банана и куска мяса. И все же в связи с короткой гастролью в Пскове Новгородского академического театра драмы имени Достоевского неизбежно возникает желание сопоставить творческий потенциал приезжей труппы с артистическим потенциалом Псковского театра драмы, коему в последние годы каких только диагнозов не ставили. И хоронили: «труппа в качестве трупа», и воскрешали, к примеру, авторитетом известного театрального деятеля Олега Лоевского, после «Драмдесанта».

Трудно, конечно, судить по одному спектаклю - комедии положений «Палтус вкрутую», которую новгородцы показали на псковской сцене, но несколько вещей все-таки есть смысл отметить.

Одной из постоянных бед нашего театра является некая «разношерстность», неровность артистического ансамбля, что вынуждены признавать и сами режиссеры, которым, по сути, не из кого выбирать, в результате чего спектакли часто выходят «перекособоченными»: кто-то из «мэтров» или молодых и многообещающих талантов обязательно выделяется на фоне остальных партнеров. Причем не из-за собственной гениальной игры, а потому что другие играют весьма посредственно.

Хотя искусство - не спорт, на сцене тоже жив и заметен дух творческого соперничества, однако ощущение целого, необходимое для всякого произведения искусства, в спектакле возникает только тогда, когда артисты чувствуют себя равными среди равных.

Так вот, именно такое ощущение оставила игра новгородских актеров, от спектакля осталось впечатление именно сильной по составу труппы, что, разумеется, почувствовал и зритель, отреагировавший восторженно, шквалом аплодисментов и взрывами буквально щенячьего восторга, что случается у нас не часто даже по отношению к именитым столичным артистам.

Без вдохновения, конечно, не обошлось, но все-таки ближе к истине то, что уровень Новгородского театра сегодня действительно соответствует статусу «академического», то есть «образцового», чего, увы, пока нельзя сказать о спектаклях псковского театра.

За последний год на нашей сцене появилось несколько ярких и разных спектаклей, но все они как раз и подтверждают старое наблюдение: труппа явно не укомплектована высококлассными, «академическими» артистами. Режиссура, причем разная, благодаря приглашенным из Москвы и Петербурга режиссерам, у нас появилась, а вот что касается труппы, - то здесь все гораздо сложнее.

О причинах этой беды много говорилось, но сейчас не об этом речь. Гастроль Новгородской труппы, представлявшей областной театр, вполне сопоставимый с нашим по ресурсам (в том числе и творческим), вновь вскрыла «болевые точки».

С другой стороны, и у новгородцев далеко не все безупречно в художественном смысле. Допустим, если говорить о работе художника по костюмам, то лично я бы поставил художнику Новгородского театра – жирный минус. Костюмы как будто вытащили откуда-то из пыльных, пронафталиненных загашников, либо собрали с миру по нитке. У псковских дизайнеров подобных «проколов» не случается.

Тут остается только посетовать, что провинциальные гастроли в последние годы редки почти так же, как пышные постановки Большого театра в Псковском Кремле. Потому что, - вне всяких сомнений, - настоящие, полноценные гастроли – чрезвычайно важный фактор творческой жизни провинциального театра. Причем полезен и живителен для труппы не только выезд артистов в другие города, но и приезд к нам в Псков артистов других провинциальных театров. Подчеркну: не звезд антрепризы, а обычных «рабочих» профессионалов сцены. Тогда и появляется смысл для сравнений.

Саша ДОНЕЦКИЙ

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 227 человек
Лента новостей