Новости партнеров
Oбозрения

Сultivator от Саши Донецкого: Музейная судьба Покровки, акриловые цветы и церкви маслом

24.06.2011 14:24|ПсковКомментариев: 7

Из многочисленных и весьма разнообразных событий в культурной жизни региона последних дней я по традиции выбрал три, если можно так выразиться, разной степени материальной ощутимости.

Восхождение на башню

Из насыщенной повестки дня 11-го заседания Общественного совета по культурному наследию при губернаторе, которое состоялось в минувший четверг в актовом зале Дома детского творчества, своей головокружительной устремленностью вверх и в будущее выделялась презентация архитектурных концепций музеефикации Покровской башни, которую провел генеральный директор реставрационно-строительной группы «ПГС II» Николай Панарин.

Напомним, что именно эта строительная фирма возводила шатер на Покровке, и вот теперь авторский коллектив реставрационно-строительной группы представил сразу 4 архитектурных варианта, причем 4-й родился буквально чуть ли не в поезде по дороге в Псков.

Николай Панарин продемонстрировал совету эскизы трех проектов и вкратце описал их концептуальные решения.

Первый проект получил название «Покровский бой». В основе - попытка  воссоздания внутреннего наполнения башни военными конструкциями для ведения боя в период осады Пскова войсками Стефана Батория. Авторы использовали эскизы реставратора Всеволода Смирнова. Конструкция боевых ярусов-этажей - это стоечно-балочная система из традиционного кругляка хвойных пород древесины. Несущая конструкция покрыта «накатом» из протесанных бревен, создающих этажи по уровням бойниц, на которых и можно будет расположить музейную экспозицию. Боевые этажи соединены пандусами и лестницами военного типа. Внутренняя конструкция будет внедрена в стены башни, поскольку сохранились следы вмурованных в стену бревен. Выставочные площади неотапливаемые.

Второй вариант проекта авторы назвали «Покровской жемчужиной». В основе концепции - система пандусов, наружный и внутренний, предназначенных для подъема для осмотра экспозиции и спуска вниз, а вид сверху как раз и напоминает жемчужину. Архитектурный объем внутреннего пространства памятника полностью раскрыт для обзора. Внутренняя легкая конструкция пандусов не связана с памятником. На уровнях бойниц частично выполнены боевые ходы, на которых могут располагаться музейные экспозиции. Пространство башни не отапливается, хотя в зонах экспозиций возможно локальное воздушное отопление.

Третий вариант архитектурной концепции называется «Башня в башне», и авторы позиционируют его в качестве новой музейной технологии показа древнего памятника. Внутри башни будет размещена современная конструкция - башня с наружным винтовым подъемом по периметру внутренней башни для осмотра сохранившихся стен, бойниц и башни в целом. Внутренняя музейная башня оснащена лифтом без верхнего машинного отделения для доступа групп населения и перемещения экспонатов для выставок. Холодный нижний уровень - археологическая экспозиция, где предположительно будет находиться древнее основание Покровской башни. Выше - два этажа, где будут располагаться музейные помещения и экспозиционные площади. Стены внутренней башни легкие и прозрачные, из-за чего с любого уровня виден сам памятник. Над двумя теплыми этажами - уровень-променад, предназначенный для осмотра башни и шатра. Внутренняя башня никак не связана с самим памятником. Уровень-променад может служить для проведения различных мероприятий - семинаров, брифингов и т. д.

И, наконец, четвертый вариант «Башня-восхождение», в целом повторяя идею третьего проекта, предполагает светопрозрачное помещение внизу и лифт на чердачок для обзора города.

После презентации состоялся обмен мнениями членов совета, большинство из которых с различными оговорками высказались за наиболее «финансовоемкие», однако учитывающие требования современного музейного дела 3-й и 4-й варианты.

Говорилось даже о том, что лучше отдать предпочтение пусть и дорогому, но уникальному проекту музеефикации, который не будет иметь аналогов в России. И хотя  мнения культуртрегеров носили рекомендательный характер, сложилось впечатление, что в итоге мы получим некий гибрид под условным названием «Восхождение на башню в башне».

Цветы и деньги художника Скамницкого

В выставочном зале Дома Масона Псковского музея-заповедника открылась выставка «Цветы и краски» московского художника Анатолия Скамницкого. Непритязательное название вернисажа отражает главную тему выставки - разнообразные цветочные букеты, выполненные акриловыми красками по холсту. Работы художника яркие и акцентировано декоративные. Выставка - часть благотворительной акции в поддержку Псковского центра реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями.

Творчество Анатолия Скамницкого, профессора, доктора педагогических наук, члена Московского объединения художников, не ограничивается только «портретами букетов», и, по словам искусствоведов, представивших выставку, носит «философско-исследовательский характер». Впрочем, как раз этого «характера» псковский зритель и не увидел, поскольку для экспозиции были отобраны по преимуществу цветы, вероятно, с прицелом на псковских благотворителей-покупателей, которые, по мысли кураторов «Цветов и красок», способны только украшать интерьеры чем-то сугубо декоративным.

Если говорить об украшении, то с этой функцией работы московского профессора вполне справляются: они жизнерадостны и вписываются в любой интерьер. Что до аукциона, то буквально за один день было продано 17 работ художника и выручено более 300 тысяч рублей.

«Тихая родина» художника Портнягина

«Тихая моя Родина» - назвал свою персональную выставку, открывшуюся в читальном зале Центральной библиотеки на Конной, старейший участник движения «ПсковАРТ», член Союза художников России, признанный мастер лирического пейзажа Анатолий Портнягин. Поздравить живописца с «персоналкой» пришли его друзья и коллеги, и вопреки ожиданиям самого живописца, разговор со зрителем получился более чем содержательным - Анатолий Портнягин  щедро предавался воспоминаниям о прошлом и увлечениях молодости, например, - модернизмом.

Сегодня же Портнягин по своим эстетическим предпочтениям больше тяготеет к наследию импрессионистов, а на холстах предпочитает изображать Псков и его окрестности, преимущественно уютные в своей тихой прелести псковские церкви.

Друзья назвали Портнягина человеком большого человеческого и художественного мужества. Более тридцати лет своей творческой биографии он запечатлевает город судьбы, и сейчас сам вынужден признать, что на многих его работах сохранились те уголки старого Пскова, которые давно и безвозвратно утрачены. Собрание художника, из которого в зале библиотеки представлена лишь малая толика, - своего рода живописный мемориал уходящего Пскова. По работам псковского импрессиониста люди будут судить о том, каким Псков был в 70-80-ые годы XXвека, когда в нем жил и творил живописец Портнягин.

Искусствовед Александр Александров так определил роль Портнягина в истории псковского искусства: «Есть много художников, которые черпают из Пскова свою энергетику. Портнягин же относится к тем немногим, кто привносит и отдает Пскову - свою ауру, свою энергию».

Саша Донецкий

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 106 человек
Лента новостей