Сегодня: Суббота, 16 Декабря    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
«Псковские Коммунальные Системы» получили Благодарность от замминистра энергетики РФ Топ-3 зимней обуви Европа Плюс бьет рекорды Что купить к Новому году и где отметить - 2018 идей Доверие клиентов TeleTrade Лучшая интерьерная печать в Пскове



Сultivator от Саши Донецкого: «Новые имена» из Пскова, небо Талабска и художнические разборки

11.07.2011 12:49 ПЛН, Псков

Культурная жизнь области, ясное дело, весьма разнообразна, причем даже летом, хотя нынешние афиши, по общему признанию, не сравнить с афишами прошлых лет. Некоторые культуртрегеры используют даже сленговое словечко «голяк». Все-таки Пскову сейчас критически не хватает сценических площадок. Поэтому сегодня мы - достаточно вынужденно - остановимся на проблемах визуальных искусств, проще говоря, выставочной деятельности.

Псковские открытия в питерском Арт-Центре

Тот факт, что они маленькие, не свидетельствует об их невеликом значении, по крайней мере, в судьбе художников, представивших, стараниями кураторов и лично директора Музея нонконформистского искусства Евгения Орлова, свои новые работы, в рамках традиционного уже проекта «Новые Имена», к участию в котором приглашаются художники, раньше не входившие в орбиту выставочной деятельности музея. В этом году выбор остановился на 13 художниках, большинство, понятно, из Санкт-Петербурга, но четыре имени представляют Псков, это - Илья Семин, Ирина Гурская, Ольга Дроздова и автор этих строк.

Перед собравшейся публикой - по обычаю - выступил директор Музея Евгений Орлов, сказавший о той большой работе, которую осуществляет Музей нонконформистского искусства по поиску не просто новых и самобытных художников, но и - что особенно важно для музея - вписывающихся в его эстетические критерии по пропаганде и продвижению так называемого некоммерческого искусства.

Рынок искусства, впрочем, необычайно избирателен, и трудно предсказать, что и когда будет востребовано массовым потребителем, хотя бы на уровне глянцевой полиграфии или клубных проектов, тогда как обыгрывание модных приемов поп-арта или граффити было представлено и здесь.

«И исключительно только здесь», - хотелось бы добавить, имея в виду ту неоценимую услугу, которую предлагает Музей нонконформизма своим новым авторам.

Если вернуться к «нашим», то все они без исключения принадлежат к кругу художников Дома купца Сафьянщикова, иначе говоря, к движению «ПсковАрт».

Ирина Гурская, окончив Академию искусств города Неаполя и прожив несколько лет в Италии, вернулась в Россию, и живет нынче по преимуществу в Печорах, где, как сформулировала в буклете куратор выставки Мария Варламова, «продолжает активно работать и создавать произведения в информационном стиле, используя элементы энкаустики и смешанную технику».

Илья Семин давно известен в Пскове своими новаторскими идеями и начинаниями, продолжая создавать свою уникальную «Галерею Воздуха». При помощи компьютерных технологий и, разумеется, собственного воображения, он помещает произведения искусства в окружающую среду, что, по формуле Марии Варламовой, «порождает новый концепт и интерпретацию, а также ощущение причастности визуального художественного творчества к самой природе».

Я бы добавил, что не столько к ландшафту, сколько к архитектурному контексту Пскова, что, согласно идее художника - пока невостребованной, должно актуализировать городское пространство, эстетизировать его, выталкивать в некое гуманитарное измерение.

Псков

Что до проектов Ольги Дроздовой «Брассай в цвете» и «Буковски-2010», к коим и я сам имею непосредственное отношение, то, пользуясь, опять же, оценками Марии Варламовой, они развивают постмодернистские традиции «в новой плоскости, когда социальный и художественный контекст изначально рассчитан на шокирующее воздействие».

Нет смысла не доверять куратору, что до атмосферы, в которой прошло открытие выставки, то его можно уловить по видео, сделанному одним из участников праздника современного искусства в Арт-центре на Пушкинской, 10.

В заключение необходимо выразить благодарность администрации Псковской области, и, в частности, лично заместителю губернатора Максиму Жаворонкову, оказавшему содействие в организации поездки псковских художников в Санкт-Петербург. Это редкое в Пскове внимание к нуждам художников по-прежнему удивляет, и очень приятно.

Под небом Талабска

Псков

В выставочном зале Союза художников на Ленина, 1, открыта выставка Федора Кочевина «Небо Талабска», вызвавшая достаточно противоречивые оценки публики, поскольку Федор Кочевин - художник не профессиональный, а, что называется, самодеятельный.

По мнению критиков, а их немало, творчество самодеятельных художников - это, конечно, хорошо, но негоже им выставляться в зале профессионалов, то есть вопросы тут не к самодеятельному художнику, а к той самодеятельности, которую развели в последнее время руководители Союза.

Псков

Представьте себе гостей города, искушенных в искусстве и решивших ознакомиться с выставочной практикой Пскова. Для начала они пойдут в музей, а затем в зал на Ленина, 1.

Псков

И что они увидят?

Псков

Во-первых, салон.

Во-вторых, выставку, самое место которой где-нибудь в Городском культурном центре. То есть, наверняка по самолюбию профессиональных графиков и живописцев был нанесен чувствительный удар. Выбор авторов для показов в компетенции руководства Союзом, не взирая ни на какие критерии, типа «смеяться будут»?

Тогда - что ж, можно устроить еще одну выставку движущихся пластмассовых динозавров, или вообще ярмарку дешевой ситцевой одежды из Белоруссии.

Конец галереи

Закрытие «Галереи на Бастионной», успешно - в качестве своеобразного местного арт-центра - просуществовавшей 16 лет, - увы, стало фактом. Объективная реальность накрыла галерею «медным тазом». Хозяин билдинга начинает реконструкцию, по итогам которой действительно уникальный для Пскова зал приказал долго жить. Согласно обещаниям хозяина, впрочем, зал останется галереей.

В эти обещания никто из псковских художников не верит.

Оно, конечно, дело твое - верить или не верить, а вот достаточно тревожный  тренд последнего времени в Пскове: когда одна за другой закрываются сценические площадки (без инициации новых) - настораживает.

В сем мрачном свете особенно актуализируется проблема дальнейшей судьбы Дома купца Сафьянщикова, обитатели которого, представители движения «ПсковАРТ», давно мечтают о создании в доме Арт-Центра, по подобию того, что существует в Санкт-Петербурге на Пушкинской, 10.

Масштабы, разумеется, сравнивать никак нельзя, а вот функции такового Арт-Центра, если бы этот проект был осуществлен, схожи: выставочная и просветительская работа, педагогическая практика (создание изостудии, например), осуществление различных художнических проектов, не только в сфере живописи, но и даже концертов, спектаклей, перфомансов и т. д.

Покамест художники не видят от городских властей понимания перспективы этого места. Мне довелось присутствовать на последнем их собрании по поводу дней города (степень и форма участия), так пришлось услышать даже такую оценку: чиновники от культуры Пскова «их не любят». В отличие, кстати, повторюсь, от властей областных, которые, быть может, и не вникали в проблему глубоко, то есть по существу, но все-таки чутче и отзывчивей.

В связи с чем, вспоминается только старый афоризм про художника, которого обидеть легко.

А вот понять, получается, - трудно.

Саша ДОНЕЦКИЙ

Источник: Псковская Лента Новостей





 

Владимир Путин провел большую ежегодную пресс-конференцию. Получили ли вы ответы на волнующие вас вопросы?












Loading...


Голосование

Владимир Путин провел большую ежегодную пресс-конференцию. Получили ли вы ответы на волнующие вас вопросы?












Календарь

«« 2017 г.
«« декабрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31