Новости партнеров
Политика

Виктор Остренко о ротации Молодежного парламента, новом омбудсмене и филиализации

31.03.2015 09:21|ПсковКомментариев: 5

6 марта гостем программы «Дом Советов» на радиостанции «Эхо Москвы в Пскове» (102.6 ФМ) стал заместитель председателя Псковского областного Собрания депутатов Виктор Остренко. Вице-спикер рассказал о том, как прошли первые 100 дней его работы в областном Собрании, о деятельности регионального парламента и ответил на актуальные вопросы общественно-политической повестки. Представляем вашему вниманию стенограмму беседы.

Александр Савенко: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели, в эфире радио «Эхо Москвы в Пскове» программа «Дом Советов». В студии я, главный редактор интернет-портала «Псковская Лента Новостей» Александр Савенко, и мой собеседник сегодня - заместитель председателя Псковского областного Собрания депутатов, один из руководителей регионального отделения партии «Единая Россия» Виктор Остренко. Здравствуйте, Виктор Владимирович.

Виктор Остренко: Добрый день.

Александр Савенко: А говорить мы будем о деятельности самого депутата Остренко и в целом регионального парламента, о сессии, которая состоялась на минувшей неделе, и конечно о том, что интересует слушателей радио «Эхо Москвы в Пскове» и читателей Псковской Ленты Новостей. Вопросы на сайт уже поступают, их достаточно много, наиболее содержательные обязательно прозвучат в эфире. Хочу напомнить, что буквально послезавтра исполнится сто дней с того момента, как он приступил к работе в Псковском областном Собрании. Это произошло 27 ноября. 100 дней - такой срок в российской политике, когда принято говорить о первых шагах и впечатлениях. Каковы они у вас?

Виктор Остренко: Шаги в рамках нашего парламента достаточно тривиальные в том плане, что работа в нынешнем созыве областного Собрания уже имеет определенный ракурс видения и реализации стоящих задачи. И, по большому счету, этот период прошел для меня в формате адаптации к новым задачам, новой роли, может, даже и профессиональной, с точки зрения перехода из исполнительной власти в законодательную. В этом плане отмечать здесь что-то нетривиальное сложно. Поэтому все полномочия, которые у меня есть, я стараюсь выполнять в меру своей ответственности перед жителями и нашими депутатами.

Александр Савенко: Давайте четко определим круг ваших полномочий и ответим на достаточно простой вопрос - чем вы занимаетесь в региональном парламенте?

Виктор Остренко: В областном Собрании я исполняю полномочия рядового депутата и, как заместитель председателя регионального парламента, курирую деятельность Молодежного парламента как общественного объединения при областном Собрании. Это одно из важных направлений, которое требует особого внимания. И вы, и многие, кто следит за общественно-политическими процессами, наверняка заметили: если Общественная палата Псковской области как общественный институт на виду, и существуют определенного рода инфоповоды для освещения их деятельности, то Молодежный парламент в какой-то степени выпал из информационного поля. Поэтому необходимы изменения как внутри структуры, так и принципов организации их работы. Второе направление моей работы в областном Собрании связано с координацией взаимодействия с общественными организациями и политическими партиями. Эта деятельность для меня не нова, я в том числе организовывал работу в рамках деятельности администрации Псковской области. Есть еще комиссия по контролю за доходами. Ее работа носит заявительный характер - когда поступают обращения от кого-то.

Александр Савенко: Я скажу, как правильно называется эта комиссия - комиссия по контролю за достоверностью сведений о доходах и имуществе, предоставляемых депутатами.

Виктор Остренко: За прошедший период был очень важный элемент - организация работы с общественными организациями в рамках деятельности Общественного штаба во время сентябрьской избирательной кампании. После выборов эта работа не останавливается. Ведется разработка конкретных действий в нынешних условиях кризиса.

Александр Савенко: Вы взаимодействовали с областным Собранием много лет - и будучи руководителем регионального исполкома партии, и вице-губернатором области, и еще ранее,когда занимались исследовательской работой. То есть общее представление, как работает Законодательное Собрание региона, у вас наверняка было. А вот интересно, за эти три с небольшим месяца вы увидели что-то такое, что вас удивило, о чем вы не имели представления?

Виктор Остренко: Нет, новшеств никаких особо сильных не произошло. Это достаточно понятный формат работы органа госвласти. Произошло изменение формата моей профессиональной деятельности в части работы с документами, организации работы с гражданами и восприятия принятых и предлагаемых со стороны исполнительной власти решений. Все это, безусловно, заставляет переключиться в другой формат работы и взаимодействия с другими людьми. Эта внутренняя перестройка требует тоже времени и осмысления. Для каждого человека нужен определенный период, чтобы этот новый опыт и новый статус пройти.

Александр Савенко: А вот что касается атмосферы в областном Собрании. Многие мои коллеги, наблюдатели, отмечают рост напряженности в областном парламенте, и эта сессия, которая прошла на прошлой неделе, это подтвердила. Как никогда часто звучали слова «конфронтация», «война» и другие резкие высказывания. Были мы свидетелями нескольких резких диалогов между представителями разных политических сил. Вы, находясь внутри парламента, ощущаете этот рост напряженности? Если да, то с чем, на ваш взгляд, все это связано?

Виктор Остренко: Внутри Собрания я не ощущаю такого накала. Считаю, что, прежде всего, такой эффект - своего рода отражение информационной повестки и общественных настроений. Действительно, нужно сказать, что любой депутат, представитель парламентской политической партии, наверное, использует сессии как политическую трибуну для донесения своей позиции и оценки происходящих событий. И конечно, это в большей степени не оценка внутренних настроений в областном Собрании, а оценка настроений, которые транслируются внутри общества и в определенной степени вызваны ситуацией на Украине, в ДНР и ЛНР. Воспринимать это можно и посредством СМИ, непосредственно общаясь с людьми. В Пскове в преддверии праздничных мероприятий к 70-летию Победы уже началось вручение памятных медалей. И, общаясь с ветеранами, я неоднократно слышал от них просьбу. Она звучала максимально просто и отражала суть общественных настроений - «что бы ни происходило, главное чтобы не было войны». И в этом плане, конечно же, тревога, которую высказывают депутаты, в большей степени лежит в сфере консолидации сил разных партий и политических деятелей именно в решении самой главной задачи сегодняшнего политического пространства страны - недопущения военных действий и вовлечения России в подобного рода акты на сопредельных территориях. Поэтому, мне кажется, в этом плане накал в публичной деятельности областного Собрания оправдан, а с точки зрения моих собственных ощущений, внутренней конфронтации в рамках областного Собрания не существует.

Александр Савенко: В продолжение ваших слов: на февральской сессии ваш коллега, представитель фракции КПРФ Виктор Дуля призвал депутатов определиться, с кем мы - с Россией или с Западом, и принять обращение к президенту Путину о скорейшем признании Новороссии. Как отреагирует фракция «Единая Россия», которую вы представляете, на это предложение? Будете ли вы его поддерживать?

Виктор Остренко: Думаю, этот вопрос мы не обойдем на заседании фракции. Но могу сказать, что уже существуют конкретные принятые решения в части не только партийных организаций и отдельных депутатов. Есть международная политика государства. И вопрос не в том, чтобы просто озвучить нашу позицию, но и в том, чтобы в формате международного права и президент, и МИД могли сделать подобного рода документы и заявления. Отчасти мы в своих действиях в рамках областного парламента подменяем понятие возможных политических действий с желаемым результатом. И, мне кажется, на фоне происходящих на Украине, в Донецке и Луганске событий мы должны очень трепетно и аккуратно высказывать публичную позицию и делать такого рода политические предложения. Много информации находится в поле публичной политики, но не всегда она входит в поле государственной деятельности официальных представителей, которые могли бы эти заявления сделать.

Если Виктор Дуля сформулировал для себя такое предложение и обратился с ним к коллегам по парламенту, то фракция «Единой России» обязательно его рассмотрит и выскажет свою позицию.

Александр Савенко: Читатель ПЛН пишет: «Виктор Владимирович, давно слежу за вашей деятельностью. Желаю дальнейшего роста, прежде всего, профессионального. А вопроса два. Был ли запланирован ваш переход в областное Собрание, когда вы вернулись в администрацию Псковской области, и ваше отношение к процессу филиализации учреждений образования и здравоохранения. Поддерживаете ли вы эту новеллу». Ну а я напомню, что в администрацию Виктор Остренко пришел в июле 2013 года.

Виктор Остренко: Могу сказать, что, когда приходишь на работу в органы госвласти, строить планы абсолютно бессмысленно. Осуществляя полномочия, ты, как солдат в армии, находишься в определенной системе координат и работаешь на том участке, который необходим для твоего руководителя, то есть непосредственно губернатору. Если вспоминать июль 2013 года, для меня это был период испытаний, когда в большей степени я не думал о том, чтобы возвращаться в администрацию Псковской области, а выстраивал стратегию в части депутатской деятельности. В рамках работы партии «Единая Россия» существует процедура праймериз - процедура предварительного голосования, когда кандидатура представителя, баллотирующегося от партии, определяется членами партии и жителями территории, от которой он планирует избираться. Это открытая конкурсная ситуация, выдвигаться могут любые члены партии или сторонники, или даже не члены партии, которые не являются членами другой партии. В тот период у меня действительно была мысль баллотироваться от 11-го избирательного округа - Печорский и Палкинский район. На тот момент это был вакантный мандат, и я не строил планы по работе в органах исполнительной власти. За почти полтора года все задачи, которые планировалось выполнить, были реализованы. Сейчас в рамках работы областного Собрания и регионального отделения партии есть новые задачи. И текущий политически год, и 2016-й - это очень важный период для работы партии и формирования законодательных органов власти.

Александр Савенко: Когда-то экс-начальник управления внутренней политики администрации области Роман Романов обозначил себя «солдатом Турчака». А вы себя считаете «солдатом Турчака»?

Виктор Остренко: По сути человек, который приходит на госслужбу, сразу приобретает статус «солдата». При этом ощущения на работе в законодательном и исполнительном органе меняются, хоть по многим вопросам у них существует общая координация, и они должны находиться в одной связке. В этой связи я вижу внутрипартийную работу в том числе и в реализации начатого в 2009 году проекта «Народна программа» и ее реализации как на территории региона, так и в отдельно взятых муниципальных образованиях. Ее важность состоит в том, что она связывает сразу несколько уровней - как госвласть, так и общественные институты, институты самоорганизации граждан. Такой формат работы способствует более открытый форме взаимодействия власти с населением, выработке решений конкретных проблем по рядовым инициативам населения (по ремонту дорог, восстановлению водоснабжения и строительству детских игровых площадок) и реализации крупных проектов, в том числе с использованием федеральных средств. Это могут быть проекты уровня Ледового дворца. В этом отношении полученный опыт позволяет мне координировать эту работу с органами исполнительной власти - как с администрацией области, так и с районными и местными администрациями, которые как раз и получают основную долю обращений от населения. От того, как эта работа будет организована, какие существуют для этого источники, финансирования, насколько активны будут сами жители, будет зависеть эффективность решения вопросов.

Радиослушатель: Анна Владимировна. Вот историки пишут, что Екатерина Великая спрашивала у помещика: «Голод - это как: живот болит или просто скучно?». Ну, у нас пока голода нет, но я по радио слышала, что в Томске к 9 мая будут выдавать бесплатно хлеб. А в Пскове дойдут до этого?

Виктор Остренко: Мне бы очень хотелось, чтобы у нас до этого не дошло. По прошествии 20 лет начинаешь анализировать, что происходило в постсоветской России. Мы тогда были студентами, все эти трудности нами воспринимались легко, и, тем не менее, именно 90-е годы в моей памяти остались как самые страшные годы, когда зарплаты не выплачивались месяцами, и пенсии было не дождаться старикам, и продуты купить было не на что. А в целом экономическая ситуация была такова, что о надеждах завтрашнего дня думать не приходилось, и каждый день для людей старшего поколения был испытанием. И мне сегодня не хотелось бы, чтобы происходящие сейчас в стране процессы повторили 90-е годы. Во всяком случае, за 20 лет в стране было сделано много базовых вещей в экономической сфере, чтобы сегодня не приходилось прибегать к таким акциям, как раздача бесплатного хлеба. Можно было бы посмотреть адресно на ситуацию, которая может произойти с каждым человеком, живущим в нашей стране, в нашем регионе. Если возникает сложная финансовая ситуация ситуация, когда человек остается один на один с проблемой - лишился работы или имеет кредитные обязательства, можно было бы создать соответствующую структуру с привлечением организаций третьего сектора, которая могла бы взять на себя функцию антикризисных центров психологической, юридической помощи. В прошлом году был подписан закон о банкротстве физических лиц. Много противоречий было вокруг него, но он бы принят именно тогда, когда нужно. У человека, оказавшегося в сложной экономической ситуации, должен быть механизм, когда он может надеяться не только на себя, но и на помощь государства. Если рассматривать сегодняшнюю ситуацию как угрозу для жителей региона, я бы даже выступил с инициативой подобного рода организации.

Александр Савенко: Предлагаю вернуться к вопросу читателя ПЛН. Была у него вторая часть, о которой вы ничего не сказали - ваше отношение к филиализации учреждений образования и здравоохранения.

Виктор Остренко: Если бы сегодня мы оказались в экономической ситуации прошлого года, вопросов по реорганизации наших учреждений бюджетной сферы не стояло бы. Я бы разделил этот вопрос на несколько уровней. Потому что есть вопросы оптимизации деятельности учреждений, и они объективны, так как продиктованы логикой организации деятельности и развития целой отрасли. А есть вынужденные меры, которые берет на себя учредитель, то есть фактически исполнительная власть. Хочу привести пример, который касается проекта, который мы запускали еще в 2006 году на базе областной универсальной научной библиотеки. Он касался информатизации библиотечного обслуживания. Скажу, что в начале этого пути было много опасений со стороны сотрудников библиотеки и в профессиональном сообществе. Конечно же, это было совмещено и с задачами по оптимизации самих процессов и организации деятельности. Но, когда этот проект был реализован, и уже прошло какое-то время, именно профессиональная среда смогла оценить его эффективность. Если сегодня мы будем ставить вопрос исключительно о том, что надо объединять учреждения, чтоб сократить ставки обслуживающего персонала или административно-хозяйственной части, и не видеть за этим больше ничего, мне кажется, это неправильный ход. Важнее расставлять акценты так, чтобы целесообразность подобного рода решений касалась отраслевого принципа в целом. Если сейчас объединительный процесс, к примеру, пойдет в библиотеке, понятно, что никто не видит необходимость закрывать ее или перепрофилировать ее работу. Вопрос в том, чтобы создать универсальную модель, которая позволила бы более эффективно организовать ее работу. И, возможно, опыт 2006 года было бы правильно применить не только на базе государственных библиотек, но и задействуя муниципальные. Была бы сеть, которая позволила бы сделать эту работу как единого библиотечного пространства на территории Псковской области. Думаю, никто из профессионального сообщества библиотекарей не откажется быть включенным в такой проект. Это, конечно, затратно, но эффект от такого преобразования будет на порядок выше, чем стоимость оборудования, которое необходимо для его реализации. Подобного рода предложения возможно реализовать и в сфере здравоохранения и образования. Важная составляющая - внутренняя мотивация людей к тому, чтоб этот процесс реализовать с качественным результатом. Если самоцель - исключительно объединить юридические лица, это неверное понимание стоящих задач. На многих встречах в районах, которые проходили у губернатора с представителями всех отраслей, вопрос был абсолютно открытый. И, прежде чем принимать решение, все варианты обсуждались открыто. Мне повезло, я был свидетелем этого, и хочу сказать, что никто никого там не ломал через колено. Во-вторых, те замечания, которые озвучивались на таких встречах, нашли свое отражение в принятых решениях и в измененных предложенных вариантах в том числе. Это коснулось и объединения сельских поселений, и объединения учреждений. Судить, как это будет реализовано, сегодня преждевременно, потому что, как модель она понятна. Как практика - за этим очень важно производить контроль. И мне кажется, институты общественного сектора и депутатский корпус в этом смысле будут совсем не лишними.

Александр Савенко: Буквально несколько минут назад на сайте ПЛН появилось сообщение, что возобновлено расследование дела по реставрации Изборской крепости. Процитирую небольшой фрагмент: «По решению прокуратуры области прокуратура Печорского района отменила постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с проведением реставрационных работ в Изборске, принятое еще в 2013 году. Об этом Псковской Ленте Новостей сообщил депутат Псковского областного Собрания Лев Шлосберг (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) , который направлял соответствующее обращение в связи с несоблюдением технологии работ в ходе реставрации церкви Николы с Городища XVII века. «В связи с наличием новых обстоятельств, которые могут свидетельствовать о ненадлежащем проведении ЗАО «БалтСтрой» ремонтно-реставрационных работ, 20 февраля 2015 года заместителем прокурора Печорского района постановление об отказе в возбуждении уголовного дела отменено, и материал направлен для производства дополнительной проверки. Одновременно с этим прокуратурой области в адрес председателя Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия направлено письмо с предложением взять на особый контроль разрешение вопроса об установлении причин и устранении возникших недостатков на фасаде вышеуказанного объекта», - говорится в ответе прокурора Псковской области Тимура Кебекова на депутатский запрос. Может быть, для вас в этом новости нет? Вы как один из руководителей областного Собрания, бывший вице-губернатор, который курировал культуру региона, можете прокомментировать это сообщение и в целом ситуацию с реставрацией Изборской крепости?

Виктор Остренко: Во-первых, в сферу моих полномочий не входил вопрос по Изборску. Им занимался отдельный орган исполнительной власти, который непосредственно подчинялся губернатору, и мне кажется, что сегодня так вот «с листа» я не смогу сказать, чем вызвано такое обращение. Знаю, что некоторые проявления подобного рода оценок несколько раз были озвучены на сайтах в интернете и в комментариях разных представителей культурной общественности. Что касается объемов выполненных работу, могу сказать, что это был грандиозный проект. Федеральные средства были представлены, и если какие-то сомнения возникают, такой способ реагирования, наверное, должен быть обоснован чем-то. Мне кажется, прокуратура сможет разобраться с этим. Если есть сомнения - пожалуйста. Зачастую мы так и обязаны действовать, реагировать на подобного рода вещи.

Александр Савенко: У нас остается совсем немного времени. Как и говорил, много вопросов поступает от читателей ПЛН. Большая просьба, поработать по ним как можно быстрее, может быть, даже в режиме блиц-опроса. «Каковы ваши творческие планы - роль преемника Александра Котова или Андрея Турчака, работа в аппарате полпреда в СЗФО или отъезд в Москву по линии «Единой России? К чему душа лежит?».

Виктор Остренко: Знаете, я уже отчасти об этом сказал. Я абсолютно творчески отношусь к задачам, возникающим в моей жизни. Я бы хотел действительно за этот период времени подготовить несколько законопроектов и реализовать их. Это и общественные проекты, и проекты в сфере культуры и молодежной политики. Мы уже начинали говорить о Молодежном парламенте. Это тоже один из проектов на ближайшее время, но я уже начал его реализовывать. И всем понятно, что перезагрузка в этом общественном институте должна произойти, потому что невозможно создать институт такой «сверху». Должна быть мотивация и интерес снизу - со стороны самих участников. А это тоже требует внимания и участие. И самое главное - хотелось бы создать определенную подготовительную площадку для тех людей, которые, находясь в общественно-политическом процессе, могли бы себя реализовывать не только в рамках парламента, но и некого образовательного цикла при Молодежном парламенте. Сегодня мы рассматриваем вопросы внутренней ротации в этом органе, и эта тема назрела еще и потому, что наверняка у части членов Молодежного парламента пропал интерес к этой деятельности, но у кого-то не появилось в процессе работы четкого понимания, для чего этот орган вообще действует. Мы, депутаты, или я как куратор Молодежного парламента, начнем формулировать эти предложения. На самом деле из этого ничего хорошего не получится. Поэтому основной принцип должен строиться на том, что сами ребята смогли своей инициативой воспользоваться, а мы им только в определенной мере должны в этом вопросе помочь. Задачи карьерных устремлений у меня не стоит. Поживем - увидим.

Александр Савенко: Виктор Владимирович, на последней сессии областного Собрания ваши коллеги не согласовали кандидатуру Геннадия Подзноева на должность уполномоченного по правам человека. Наверное, говориться о том, почему это произошло, будет много. Поговорим о том, что же дальше. Как вы видите продолжение этой истории? Есть ли у вас на примере какой-нибудь общественник, который мог бы получить согласование областного Собрания на должность омбудсмена и сменить Виктора Иванова?

Виктор Остренко: Здесь опять же тема делится на две составляющие. Первая - это вопрос, связанный с самой предложенной кандидатурой и законодательной инициативой, которую озвучил губернатор, выдвигая именно эту кандидатуру. Он реализовал свое право предложить человека по профессиональным признакам, опыту работы, многим качественным показателям этой биографии, которые позволили бы выполнять эту работу Геннадию Семеновичу. Сложность работы с парламентом заключается в том, что есть формальная сторона, которая, с одной стороны, предполагает четкость принятого решения и предложения, а с другой - субъективное ощущение возможности принятия подобного рода этих решений. Субъективность здесь заключается в самом Геннадии Семеновиче, мне кажется. И 20 голосов он набрал исключительно благодаря позиции губернатора, но не своей. И его выступления на комитетах, и высказанная позиция в ходе сессии - это некие маленькие ошибки, которые стали существенными при рассмотрении его кандидатуры...

Александр Савенко: Виктор Владимирович, вынужден вас прервать. У нас совсем мало времени осталось.

Виктор Остренко: Я бы мог сказать, что если бы мой коллега Лев Маркович Шлосберг выдвинул свою кандидатуру, коллеги внутри областного Собрания могли бы его поддержать.

Александр Савенко: И вы поддержали бы?

Виктор Остренко: Вполне. Дело все в том, что он на протяжении многих лет осуществляет открытую правозащитную деятельность, стал лауреатом премии как раз по правам человека. Такое профессиональное развитие его карьеры, мне кажется, вполне возможно.

Александр Савенко: Ваша точка зрения понятна. Мы вынуждены прощаться с радиослушателями. Спасибо за то, что задавали вопросы. Это был Виктор Остренко в программе «Дом Советов», заместитель председателя Псковского областного Собрания депутатов.

Виктор Остренко: До свидания.  

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 234 человека
Лента новостей