Новости партнеров
Политика

«Особое мнение» Виктора Остренко о молодежной политике

14.06.2015 18:58|ПсковКомментариев: 25

Вице-спикер Псковского областного Собрания депутатов Виктор Остренко высказал в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы в Пскове» (102.6 FM) «Особое мнение» о развитии молодежной политики в псковском регионе. Предлагаем вашему вниманию стенограмму беседы.

Максим Костиков: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. Сегодня в прямом эфире программа «Особое мнение». Меня зовут Максим Костиков, а у нас в студии Виктор Владимирович Остренко - вице-спикер Псковского областного Собрания депутатов. И мы поговорим о молодежной политике, о деятельности Молодежного парламента Псковской области, об участии молодежи в деятельности политических партий, в политических процессах. Должна ли молодежь участвовать в политической жизни? Насколько это необходимо государству? Должно ли оно привлекать инициативных молодых людей к обсуждению тех или иных управленческих решений? Должна ли эта политика проводиться целенаправленно в форме Молодежного парламента? Вот на эти темы мы сегодня поговорим и послушаем особое мнение Виктора Остренко. Здравствуйте, Виктор.

Виктор Остренко: Добрый день.

Максим Костиков: Буквально накануне нашей программы, вчера, произошло нетривиальное событие - псковский Молодежный парламент принял решение о самороспуске, и этот созыв прекратил свою работу. Напомню для наших радиослушателей, что это был уже второй созыв Молодежного парламента, в котором представлены представители парламентских партий. Что произошло?

Виктор Остренко: Внесу некоторые коррективы. Это не есть акт самороспуска, это на самом деле некая инициатива молодых людей, которые являются членами Молодежного парламента. Эта их инициатива выражается в неких изменениях работы Молодежного парламента на перспективу. Надо сказать, что не обошлось без объективных причин. На протяжении полугода, сколько я работаю в областном Собрании, говорилось о

необходимости оценки внутреннего совершенствования работы Молодежного парламента. И оценка была следующая. Первое - значительное число вопросов внутренней работы Молодежного парламента оставалось за скобками. То есть он существует, а работы нет. Заседания с точки зрения кворума не происходит.

Максим Костиков: Можно сказать, у нас не только молодежные органы как бы существуют, но не работают.

Виктор Остренко: Оценки тут могут быть разные - по знанию или по незнанию. В этой конкретной ситуации, в силу того, что мне пришлось напрямую столкнуться с работой Молодежного парламента, я увидел, что действительно: либо нам вместе с молодыми людьми придется проводить массовую ротацию членов парламента (раз уж кворум не собирается, а это более 50 процентов), либо говорить о совершенно других вещах. Вы же понимаете, что изменение принципов формирования Молодежного парламента - только часть работы. Важно учитывать мотивацию, с которой молодой человек приходит в этот орган. Напомню радиослушателям, что на сегодняшний день Молодежный парламент состоял из 25 членов, которые формировались пропорционально представителям парламентских партий, представленных в областном Собрании.

Максим Костиков: Это «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР и «Яблоко».

Виктор Остренко: И такой принцип формирования, на первый взгляд, дает серьезное сужение возможности для реализации молодыми людьми той деятельности, которую они планируют вести в Молодежном парламенте. Когда мы начали обсуждать этот вопрос, пришли к единому мнению, что каждый делегируемый представитель от партии должен приходить с настоящей мотивацией, демонстрирующей его желание кадрового роста, самореализации, расширения связей с органами госвласти. Если на входе мотивации нет (мы пришли, мы готовы, организуйте нам и представьте) - нет основы для дальнейшей деятельности в Молодежном парламенте. А самоуправление - тема другая.

Максим Костиков: Понятно. Очень интересное начало нашей беседы. Как уже говорилось, сейчас планируется изменить принцип формирования Молодежного парламента. И в новый состав смогут попасть не только члены парламентских партий, а фактически потенциально все желающие. Виктор, в чем новшество, в чем задумка? Что вы хотите получить?

Виктор Остренко: Результатом нашей работы стало инициированное мной как депутатом принятие нового Положения о деятельности Молодежного парламента, которое предусматривает количественное увеличение числа его членов с 25 до 44.

Максим Костиков: Как и в региональном парламенте.

Виктор Остренко: Новшество в том, что 50 процентов от состава Молодежного парламента предлагается оставить как элемент молодежного кадрового роста для региональных парламентских партий, которые, фактически присутствуя в областном Собрании, создают при нем молодежный консультативный орган, воспитывая свои внутрипартийные кадры. Вторая составляющая - то, что касается как раз новеллы. За прошедший период серьезно поменялось законодательство, связанное с политическими партиями. У нас возросло число непарламентских партий, их активность увеличивается, они начинают участвовать (или пытаться участвовать) в региональных, муниципальных выборах, и такая возможность напрямую дает шанс для их представителей участвовать в формировании Молодежного парламента.

Максим Костиков: А были к вам обращения от представителей непарламентских партий, которые говорят: мы тоже хотим, у нас есть молодежь...?

Виктор Остренко: Были, еще в контексте моей работы в администрации Псковской области, на фоне работы Общественного совета при губернаторе. И, конечно же, эти вопросы поднимались не только применительно к Молодежном парламенту, а в целом в части возможности реализовывать свои планы и намерения. Нужно еще говорить о том, что Молодежный парламент - это не в чистом виде партийно-политическое объединение.

Максим Костиков: То есть общественники тоже могут участвовать?

Виктор Остренко: В этом как раз и есть основная задача - представить активным молодым людям, которые являются признанными или потенциальными лидерами общественных объединений и НКО, органов молодежного самоуправления и других объединений молодежи, возможность реализовать себя в Молодежном парламенте, в том числе и путем самовыдвижения. Любой гражданин РФ, постоянно проживающий на территории Псковской области, в возрасте от 18 до 35 лет может попробовать свои силы. Для этого разработан и предложен механизм конкурсного отбора.

Максим Костиков: То есть не каждый с улицы может туда попасть? Каковы критерии отбора?

Виктор Остренко: Первое требование, как я уже говорил, - чтобы человек проживал на территории субъекта, второе - чтобы он соответствовал возрастной категории 18 - 35 и поучаствовал в открытом конкурсе. Требования для тех, кто уже реализует себя в общественно-политическое секторе, несложные. Это просто анкета, демонстрирующая готовность молодого человека; эссе или форма некоего социально ориентированного проекта, связанного с выявлением социальной проблемы в обществе и видением путей ее устранения и сбор подписей в свою поддержку.

Максим Костиков: А сколько нужно собрать подписей?

Виктор Остренко: Обозначено 100 подписей. Но это будет упрощенная форма. 100 подписей - это 10 баллов. 10 подписей - 1 балл. 20 подписей - 2 балла.

Максим Костиков: Понятно - мягкая рейтинговая система.

Виктор Остренко: Да, и эта система позволит составить рейтинговую таблицу и сформировать из нее список из 22 молодых людей для утверждения второй части Молодежного парламента.

Максим Костиков: Хорошо, тогда такой вопрос. У нас есть парламентские партии, которые имеют своих представителей по квоте. Могут ли они на основе этих критериев продвинуть туда еще кого-то? Или это касается только общественников? Может, в молодежном «Яблоке» есть не один, а пять активистов.

Виктор Остренко: Здесь ограничений конкурсной части не существует. Недавно мы подготовили проект Положения о деятельности Молодежного парламента. Он получил одобрение двух комитетов, фактически был внесен в повестку дня предыдущей сессии, но намеренно мной был снят с рассмотрения. Потому что решений со стороны фракций однозначно поддержать эти новации на тот период не было - по разным причинам. С одним из представителей фракций мы обсуждали эти новеллы, и он сказал: «Если будет увеличена квота для нашей политической партии, я готов поддержать». Я пояснил ему, что не могу повлиять на законы математики. Пропорционально - значит пропорционально. Но, действительно, возможности для участия молодых людей от партий в Молодежном парламенте через конкурс, наоборот, расширяются. Может, все 22 человека будут в нем представлены этим политическим объединением.

Максим Костиков: Давайте немного вернемся в историю. 20 лет уже существует Псковское областное Собрание, в определенный момент решили создать его молодежный аналог. Какова была первоначальная цель его создания? Для чего существует этот орган? И самый главный вопрос: какой от этого эффект по итогам двух созывов? Приведите примеры, когда, собственно, представитель Молодежного парламента продвинулся дальше, стал представителем исполнительной власти. Можно ли говорить о пользе этой структуры?

Виктор Остренко: Можно. На мой взгляд, цели врем существования уже второго созыва не поменялись. И мои коллеги, создавая этот постоянно действующий консультативный орган при областном Собрании, рассчитывали на формирование некого кадрового резерва для политических партий, органов государственной власти, местного самоуправления, для различного рода учреждений.

Максим Костиков: Для администрации области, наверное...

Виктор Остренко: Да, как для одного из органов госвласти. Так вот мне кажется, в этом плане эти цели, конечно же, стоят и сейчас. Что касается реализации этих возможностей, мы видим примеры того, как члены Молодежного парламента заняли позицию в органах госвласти и местного самоуправления, в учреждениях. То есть они для себя так называемый кадровый лифт в той или иной степени реализовали. Такие примеры есть. Далеко ходить не надо. В прошлом году Иван Штылин, выходец из Молодежного парламента, стал депутатом Псковского областного Собрания и сегодня возглавляет Госкомитет по физической культуре и спорту.

Максим Костиков: То есть для молодых людей это реальный шанс сделать политико- административную карьеру.

Виктор Остренко: Кроме того, существуют и другие примеры: один из членов Молодежного парламента прошлого созыва сегодня заместитель главы Стругокрасненского района, еще один - консультант Госкомитета Псковской области по делам строительства и ЖКХ. Среди выходцев из Молодежного парламента есть депутаты Великолукской городской Думы и городского поселения «Опочка». Запрос, который существует у молодых людей для организации работы подобного рода структур, зачастую связан с открывающимися новыми возможностями, потенциальными стратегиями для их личностного роста. Это дает нам основание не только закладывать мотивационные основы работы Молодежного парламента, но и оценки. Там нужно написать эссе, заполнить анкету, нужно сделать некие шаги, которые не просто демонстрируют твое желание - «я хочу тут быть царем горы», а интеллектуально представить и мотивированно заявить о своем желании личностного становления. Но надо понимать, что необязательно что-то произойдет. Что значит - быть в кадровом резерве? Это когда ты всегда резервист или когда реализуешь свое право на самореализацию? Мое видение очень простое: если молодой человек попадает в центр внимания, это и есть очень важная составляющая и, может быть, самоцель такого объединения как Молодежный парламент. К ним привлекается внимание, им дается возможность для коммуникации с руководителями органов власти, для них создается целый кругозор для взаимодействия и плюс это возможность самореализации. Не так что сел, написал свою биографию, поставил галочку и занял место в Молодежном парламенте - и в этом вся суть кадрового лифта. Нет. кадровый лифт ходит не только вверх, но и вниз.

Максим Костиков: С молодежью понятно. А что касается ваших коллег по областному Собранию. Интересуются ли они этой деятельностью? Приходят ли на совещания или только вы один, потому что вам положено? Проходят ли встречи членов Молодежного парламента с руководителями фракций? В целом насколько чувствуется связь между Молодежным парламентом и старшими коллегами? Сами молодые люди присутствуют на сессиях, на комитетах? Насколько между двумя этими палатами есть четкое взаимодействие? Можно и шире этот вопрос поставить: губернатор или его замы хоть раз встречались с Молодежным парламентом?

Виктор Остренко: Признаюсь честно, я недостаточно знаю некоторые вещи, которые были до прошлого года. Но что было - не столь важно. Важно, как оценивают это и трансформируют в свои инициативы сами члены Молодежного парламента. Что касается совместной реализации инициатив, да, они были. Есть ряд законопроектов, которые прорабатывались совместно с комитетом по социальной политике и так далее. Но самое главное - с какой мотивацией молодой человек пришел. Он должен понимать, что не только наделен какими-то правами, но и обязанностями. Это определенные требования, общественная нагрузка, время, это очень много различного рода вопросов, связанных с дисциплиной и плановой работой.

Радиослушатель: Здравствуйте. Я слышала, что Молодежный парламент собираются сделать еще больше. Но если этот работал не очень эффективно, и кворум не собирался, то будет ли молодежь так активна в количестве 44 человек? Или этот орган так и останется номинальным?

Виктор Остренко: Спасибо за вопрос. Это в точку.

Максим Костиков: Я бы еще добавил перца в этот вопрос. Сужу по общению со своими коллегами-журналистами. Очень много в последнее время появилось органов при власти. Общественная палата, Молодежный парламент, консультативные советы или штабы. Они все время заседают, что-то обсуждают, меняют. Их очень много, а выхлопа нет. И люди не понимают, чем они занимаются...

Виктор Остренко: Радиослушатель на самом деле говорил немного о другом - что 25 было не собрать, а 44 будет тем более не собрать. Сразу отвечу на этот вопрос. Эти опасения были в том числе и у моих коллег, когда мы обсуждали на комитетах. На самом деле вопрос абсолютно не в количестве. В работу Молодежного парламента должны быть вплотную вовлечены председатели комитетов Собрания, представители исполнительных органов власти. Нужна некая система образовательной подготовки кадров. Это должен быть интересный процесс вовлечения молодых людей, а не просто они будут брошены в воду - и давайте дальше сами. Здесь очень важно, чтобы обеспечивающее начало было только в определенной степени структуры парламента. Важно, чтобы сами молодые люди были не стеснены и не ограничены в возможностях своей реализации, и чтобы Молодежный парламент не стал просто отделом молодежного парламента. Молодые люди должны проявлять инициативу, иметь возможность для самореализации, познания, знакомства с политикой, чиновниками и возможность инициирования своих гражданских прав.

Радиослушатель: Здравствуйте. Анна Владимировна. «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань» (Пушкин). Не превратится ли этот «Молодежный парламент» в «Молодую гвардию», в «наши», «свои»? Если там будут наставники в основном из числа депутатов от «Единой России», не превратится ли это в подготовку своей армии, новых членов «Единой России»?

Максим Костиков: Вот такие опасения высказывают наши радиослушатели. Нас сегодня слушают разные поколения. Нет ли опасений, что Молодежный парламент превратится в некое подобие молодежных организаций,которые в свое время были при власти?

Виктор Остренко: Сам принцип формирования Молодежного парламента максимально расширяет возможности для тех, кто в партийную структуру не вовлечен.

Максим Костиков: Но вы же прекрасно понимаете, что принадлежность к партии имеет небольшое значение. У нас половина организаций, те же «Наши», - это общественные организации, а к партии формально они не имеют никакого отношения. Насколько я понимаю радиослушательницу, она опасается, что под флагами общественных организаций могут в Молодежный парламент прийти в том числе и проправительственные движения, и экстремистские представители (это уже моя версия). Вы расширили рамки - с одной стороны это хорошо. Вы даете больше возможности молодежи. С другой - не превратится ли это все в место, далекое от парламента?

Виктор Остренко: Во-первых, не стоит маркировать: эти хорошие - эти плохие. Иначе мы нашими с либеральными взглядами начинаем слишком не либерально себя вести.

Максим Костиков: Согласен.

Виктор Остренко: Это просто мне кажется совсем некорректным. Второй момент - есть много возможностей увидеть в организации Молодежного парламента именно инновационную составляющую, связанную с привлечением в него молодых людей, которые никак политически не окрашены. Еще раз делаю акцент на это. Посчитайте, сколько молодых людей у нас являются членами политических объединений. Мизерное количество. Но мы прекрасно понимаем, что эта категория людей - будущее России и нашего региона - сегодня проживает в качестве студентов, начинает работать и так далее. И они уже сталкиваются с практикой сегодняшнего дня, у них назревает свое видение ситуации. И если мы сегодня не дадим им возможность для общения и самореализации, у нас в условиях завтрашнего дня будет гораздо больше перегибов. Суть-то Молодежного парламента заключается в чем - чтобы сформировать правильное отношение к решению проблем - не то что ее должен кто-то решить, а чтобы гражданин, видя ее, понимая ее причины, понимая, как регламентируется нормативная база, имел возможность в рамках дискуссионной площадки выработать определенные законодательные инициативы по ее решению. Вот целая цепочка действий, и не обязательно, чтобы человек потом работал в госсекторе или стал депутатом.

Максим Костиков: Чтобы успокоить наших либеральных слушателей, поставим черту в этом вопросе. Перефразирую его: нет ли у власти желания превратить Молодежный парламент в некую молодежную проправительственную опору?

Виктор Остренко: Абсолютно нет. Согласно опросу ВЦИОМа, всего 20% молодых людей занимают активную позицию. То есть 80% - это либо просыпающиеся, либо пассивные. И есть попытка вызвать тех, кто активен, заявить о себе и предоставить им открытую площадку для реализации своих амбиций и планов.

Максим Костиков: Хорошо, что заговорили на эту тему. У меня в связи с этим вопрос. Давайте отойдем от регионального парламента как от формы и расширим рамки, поговорим в целом о государственной и молодежной политике. Должны ли молодые люди активно рекрутироваться к участию в политической деятельности? Должно ли государство хотя бы в лице законодательного органа прилагать усилия, чтоб молодежь шла в политику, интересовалась ею? В 90-е годы у нас никто особенно этим вопросом не занимался, наоборот, у общества было какое-то отторжение со времен комсомола. Вот сегодня есть такая потребность? Это нужно делать?

Виктор Остренко: В вопросе несколько составляющих. В большей степени это задача для игроков политического поля.

Максим Костиков: Партий?

Виктор Остренко: Да. Им нужна «свежая кровь», ротация, новые идеи, лица и все остальное.

Максим Костиков: Чего, кстати говоря, не очень-то происходит на примере псковской региональной политики. Посмотрите: что - в руководящих органах много людей младше 30 лет? Взять, например, «Единую Россию». Мне кажется, лет 7 - 10 назад было решение, что на каждых выборах в список партий должны быть включены 25% представителей молодежи. Насколько эта норма соблюдается? Сколько у нас молодежи в областном Собрании, в КПРФ, в «Справедливой России»? Где там молодежь? Хотя бы на уровне партийных клерков. Мне кажется, среди партий эта работа тоже не особенно ведется.

Виктор Остренко: Не соглашусь. Большая часть работников регионального исполкома партии «Единая Россия» - это молодые люди.

Максим Костиков: Рад, если это так. Я говорю в целом. В представлении обывателя активный партиец - это человек лет 40 - 60, уже с животиком, в костюме. Это типаж, архитип.

Виктор Остренко: Второе - у нас существовали и существуют в списках молодые люди. В частности, Дарья Козьякова по квоте представляла молодежное объединение и сейчас является депутатом областного Собрания. Но это все детали. На самом деле это установка самих партий. Для членов Молодежного парламента есть квоты, и это есть реализация их возможности становления.

Максим Костиков: А, может быть, имело бы смысл не создавать такой квазиорган как Молодежный парламент, в котором идет некая квазидеятельность? Ведь он же не принимает реальных законопроектов. Может, было бы лучше не создавать эту бутафорскую структуру, где молодые люди строят из себя взрослых дяденек, а создать при областном парламенте школу молодых политиков, школу молодых лидеров, куда бы приходили чиновники, политики, выступали бы, рассказывали, объясняли, учили бы, подбирали какие-то кадры?

Виктор Остренко: Это на самом деле абсолютно в точку. Вот смотрите: было пять лет полномочий у Молодежного парламента. Сегодня мы сокращаем этот срок до двух лет, чтобы увеличить взможность ротации. Два года - это нормальный цикл образовательной программы, которая позволяет получить знания, навыки, заявить о своих потенциальных возможностх и желаниях и постараться их реализовать. За эти два года человеку будет представлена возможность познакомиться с органами исполнительной власти, понять, чем отличается общественный сектор от государственного, попрактиковаться в работе с ведущими комитетами областного Собрания. Работа в Молодежном парламенте дает человеку возможность реализовать проект, описанный им в конкурсном эссе. И если он будет реализован внутри Молодежного парламента, в этом и будет ценность.

Максим Костиков: А вы планируете, помимо изменения принципов формирования Молодежного парламента, поменять принципы его работы?

Виктор Остренко: Поменять принцип формирования - это только видимая часть айсберга. Конечно же, мы хотим поменять не только форму, но и содержание. Было бы нецелесобразно поменять состав, не меняя сущности организационной работы.

Максим Костиков: Если бы я сам был молодым человеком и попал бы в Молодежный парламент, мне было бы не очень интересно сидеть и слушать, что там говорят представители молодежных организаций других партий. И я в принципе согласен с тем, что партийную составляющую в Молодежном парламенте надо понизить. Мне кажется, важно, чтобы пришел к нам спикер областного Собрания или председатель бюджетного комитета или вице-губернатор, я мог бы задать им свои вопросы...

Виктор Остренко: Могу вас, Максим, публично пригласить как представителя важной «четвертой власти» почитать лекции.

Максим Костиков: Если пригласите, я приду.

Виктор Остренко: Горизонты представления организации и мироустройства сегодняшнего социума гораздо шире - нельзя замыкаться исключительно в рамках общественно-политической деятельности - в четырех стенах, ящичке. Это должно давать возможности.

Максим Костиков: Ну, тогда это интересно.

Виктор Остренко: А это и бизнес-сектор, и сектор, связанный с общественными некоммерческими институтами, СМИ. Политик - человек публичный, он должен быть готов...

Максим Костиков: … Взаимодействовать с разными сегментами общества.

Виктор Остренко: … Взаимодействовать, иметь знания и формализовать свои инициативы с точки зрения артикуляции. Это тоже навык, который надо приобрести, надо знать законы жанра. Бывает, что человек уникален с точки зрения знаний, предложений и идей, но не может выступать публично. И этот навык он может постичь в процессе работы в Молодежном парламенте. И не надо из этого делать игрушечного детсадовского варианта - посидели, в игрушечки поиграли, в песочнице покапались...

Максим Костиков: В политической...

Виктор Остренко:и на этом все. Задача не в этом.

Максим Костиков: Должна быть реальная школа молодых политиков, школа гражданских лидеров.

Виктор Остренко: Да, это тоже задача самих молодых людей.

Максим Костиков: Но от вас как от модераторов процесса тоже зависит многое. Не хочу давать оценочных суждений, но, можно сказать, первый блин был несколько комом. Потому что по восприятию общества, самих участников, это был немного игрушечный парламент. Если вам удастся трансформировать это в нечто с образовательным уклоном, в реальный механизм подготовки кадров для общества, политики, власти, это будет большая удача. А я завершаю наш эфир. У нас сегодня в студии был вице-спикер Виктор Остренко. Мы говорили о Молодежном парламенте и молодежной политике.

Виктор Остренко: Спасибо всем радиослушателям. Всего доброго.

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 151 человек
Лента новостей