Новости партнеров
Политика

Полпред сделал свое дело?

31.07.2015 19:11|ПсковКомментариев: 14

Поводом для написания этой статьи отчасти послужило событие пятнадцатилетней давности. Вскоре после избрания президентом России Владимира Путина, а именно 2 августа 2000 года в Псковской области впервые побывал полномочный представитель главы государства в Северо-Западном федеральном округе Виктор Черкесов. Прежде такого визита не могло быть в принципе, так как полпредов в ФО, как и самих округов, не существовало. Введение этого, не прописанного в Конституции, института государственной власти было своего рода ноу-хау нового «хозяина Кремля», и уже тогда, в самом начале нулевых многие заговорили о попытке усиления таким образом президентской власти. Владимира Путина, а затем, с 2008 по 2012 годы, его преемника Дмитрия Медведева на Северо-Западе за полтора десятилетия представляли пятеро. Каждый из них неоднократно приезжал в Псковскую область, играл определенную роль в общественно-политических и социально-экономических процессах. По стечению обстоятельств с годовщиной первого «полпредовского» визита практически совпал приезд нынешнего представителя президента Владимира Булавина. На минувшей неделе он провел заседание оргкомитета по подготовке празднования Великих Лук, оценил социально-экономическую ситуацию, представил нового главного федерального инспектора Алексея Устинова, галопом пронесся по объектам «южной столицы» региона и, даже вернувшись в Петербург, напомнил нам о себе - провел в компании губернатора Андрея Турчака и его коллег заседание некоего оперативного штаба.

Полномочный представитель президента России в СЗФО Владимир Булавин в Псковской области. 24 июля 2015 года

Итак, есть повод поговорить о роли полпредов и вспомнить об этапах становления этого института госвласти, пробразованного из института полномочных представителей президента в субъектах РФ (напомню, в Пскове таким «доверенным лицом» Бориса Ельцина с 1991-го по 2000 год был Дмитрий Хритоненков, ныне возглавляющий аппарат областного Собрания депутатов). Точно также, как федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления РФ, полпреды главы государства не вписаны в основной закон нашей страны. С самого начала они были призваны стать самым зорким «оком государевым» и «особами, приближенными к императору». Приближенными — по крайней мере, в сравнении с прежними, ельцинскими, полпредами в субъектах РФ, количество которых чуть не дотягивало до девяноста. В нулевые, когда для того, чтобы пересчитать полномочных представителей президента в округах, стало хватать пальцев на руках, вес у «эмиссаров» Кремля стал значительно больше — уже хотя бы потому, что вверенная им территория не ограничивалась одним субъектом Федерации и круг полномочий был значительно шире.

Виктор Черкесов (третий справа) в день приезда Владимира Путина в Псков. 2 августа 2000 года

С мая 2000-го в должности полпреда в СЗФО работал Виктор Черкесов. Выходец из органов госбезопасности, в недавнем прошлом заместитель Путина в бытность последнего руководителем Федеральной службы безопасности и член его избирательного штаба, «чекист Черкесов» достаточно точно соответствовал образу помощника президента, призванного крепить вертикаль власти и ограничить вольницу глав субъектов РФ. Полпредов президента той поры сравнивали с комиссарами при командирах Красной Армии — дескать, их задача - проверять бдительность и лояльность, к тому же содействовать оперативному решению проблем, возникающих во взаимоотношениях Центра с губернаторами — разумеется, еще никакими не назначенцами, а победителями прямых всенародных выборов, без всяких «муниципальных фильтров» и прочих замысловатых барьеров. К слову, именно невысокий уровень поддержки губернатора Евгения Михайлова на выборах осенью 2000-го являлся «камнем преткновения» в отношениях регионального руководителя и аппарата полпреда, сотрудники которого не раз высказывались в том смысле, что полученные в день голосования 28 процентов (и это при активном использовании образа популярного президента — «Путин поддерживает Михайлова») дают основания сомневаться в легитимности главы области. Об этом было заявлено уже в ходе инаугурации, на которую сам Черкесов не приехал, а прислал своего заместителя.

В начале 2003 года миссия господина Черкесова на Северо-Западе по воле руководства была завершена, его отправили следить за оборотом наркотиков. А в кресло полномочного представителя президента в Петербурге села Валентина Матвиенко.

Валентина Матвиенко и вице-спикер Псковского областного Собрания, в прошлом главный врач областной больницы Виктор Антонов

Период ее работы в этой должности был непродолжительным (чуть более полугода), именно на это время пришелся заключительный этап подготовки к празднованию 1100-летия Пскова и сам юбилей (отмечу, что Валентина Ивановна возглавляла оргкомитет, будучи вначале вице-премьером, а затем и полпредом). Описывая детали «предъюбилейного» визита в Псков госпожи Матвиенко журналисты отмечали, что она «чувствовала себя в Пскове свободно, властной хозяйкой положения, и на ее фоне всенародно избранные губернатор и мэр как-то съежились, свернули плечи». К слову, именно в тот визит репортеры получили возможность увидеть ну о-о-очень большие глаза полпреда на пресс-конференции в администрации Псковской области. Это была реакция на вопрос корреспондента ПЛН (кстати, буквально прорвавшегося на встречу) о дотировании производства алкогольной продукции из регионального бюджета («Дело «Псковалко»):

Матвиенко: А что, неужели из областного бюджета идут дотации алкогольной промышленности? Для меня это новость. Что, Евгений Эдуардович, это действительно имеет место?

Михайлов: У нас население мрет от водки сплошь и рядом: поедем в деревню – и мы это увидим. В том числе наша область не исключение. Хотя смертность у нас ниже от алкогольных отравлений, чем в Новгороде и ряде других субъектов Федерации, но она также высока. Поэтому присмотревшись внимательно, почему же оно вымирает, мы увидим, что во многом потому, что потребляет население некачественный алкоголь. Почему? Потому что цена на легальный алкоголь достаточно высокая из-за политики правительства в области акцизов. Естественно, чтобы снизить цену, нужно дать дотацию. Значит, если мы хотим, чтобы у нас население в деревне пило что-то легальное, значит, необходимо снизить цену водки. Если это не делает правительство, значит, это должен сделать кто-то другой. Это раз. Об этом я два раза докладывал президенту. Второй момент. Действительно, увеличение продажи легального алкоголя дает дополнительные доходы в бюджет. И как только мы эту дотацию ввели, - к несчастью, из-за сопротивления ряда депутатов, мы не смогли этого сделать до кризиса 1998 года, – наши доходы резко выросли. Вот и вся история.

Матвиенко: Это очень оригинальный способ… Я извиняюсь, я этого не знала и не готова комментировать это дело, но мне думается, что это абсолютно не правильно...

В октябре 2003-го Валентина Матвенко покинула пост и отправилась на покорение новых карьерных высот, вначале она возглавила администрацию Санкт-Петербурга, затем - Совет Федерации. А представителем президента на Северо-Западе на долгие восемь лет стал Илья Клебанов. Как показало дальнейшее развитие событий, на смену полпредам, с которыми у псковского губернатора отношения складывались весьма непросто, пришел чиновник, не раз выступавший защитником господина Михайлова, а в ходе избирательной кампании 2004 года и вовсе представший в образе «рекламного агента»: для многих стало настоящим шоком, что господин Клебанов разъезжал по городам и весям, агитируя жителей Псковщины за действующего главу. Кроме того, заявлял полпред о своей поддержке и в эфире областного телевидения (ГТРК «Псков»): это сейчас подобное мало кого удивит, а 11 лет назад такие шаги посланника президента многими воспринимались как нечто, выходящее из ряда вон. Впрочем, и до этого Илья Клебанов не раз приводил псковичей в изумление и замешательство. Так, уже в первые недели после вступления в должность, в дни кампании по выборам депутатов Госдумы, он побывал в Пскове и сделал достаточно неожиданные заявления - в том числе произнес известное «Мы суду укажем жестко. Укажем и прокуратуре» - в ответ на вопрос журналиста, решившего обратить внимание высокопоставленного государственного чиновника на неисполнение решений суда по фактам нарушений избирательного законодательства со стороны партии власти. Надо ли говорить, что и в дальнейшем господин Клебанов «указывал, контролировал, «пинал» - судей, прокуроров, больше других – глав исполнительной власти в субъектах РФ.

2004 год. Инаугурация губернатора Михаила Кузнецова. Вместо полпреда Ильи Клебанова на церемонию приехала его заместитель Любовь Совершаева. Справа — главный федеральный инспектор в Псковской области Александр Селиванов

После того, как на выборах в 2004 году Евгений Михайлов потерпел поражение и губернатором стал Михаил Кузнецов, отношения между полпредом и главой Псковской области были откровенно натянутыми. Хотя можно сказать и по другому, напомнив про «палки в колеса», роль в процессе федерального инспектора Александра Селиванова, а также мэров двух крупнейших городов области — великолучанки Лидии Голубевой и псковича Михаила Хоронена, чьи губернаторские амбиции в аппарате полпреда долгое время искусно подогревались. Кроме интриг с мэрами городов против действующего губернатора, псковской политтусовке Илья Клебанов запомнился периодически звучавшими из его уст "грозными заявлениями" о необходимости присоединения Псковской области к Ленинградскому и Новгородскому регионам. Считается, что во многом позиция представителя президента предопределила отставку господина Кузнецова в 2009-м и назначение на этот пост Андрея Турчака, кандидатуру которого Клебанов лоббировал и ранее, при назначении молодого политика членом Совета Федерации.

Андрей Турчак и его «крестный отец» в региональной политике Илья Клебанов. Единственный случай, когда на инаугурацию псковского губернатора полпред приехал лично, а не прислал своего заместителя

В 2011 году господин Клебанов был отправлен в отставку, что выглядело достаточно закономерным кадровым решением, если учесть, во-первых, его восьмительний срок пребывания в должности, а, во-вторых, изменение условий — от социально-экономического положения в стране до имени президента. Если в первой половине нулевых институт полпредов выглядел своего рода подпоркой для создаваемой «вертикали власти», федеральному центру были нужны жесткие надсмотрщики и указчики, то, когда с управляемостью все вроде как сложилось и стало больше говориться о необходимости развивать регионы, потребовались новые типажи. При своеобразном «переформатировании» института полпредом президента в СЗФО был назначен однокурсник Дмитрия Медведева Николай Винниченко. А уже в марте 2013-го, при вернувшемся в Кремль Владимире Путине, вахту принял выходец из федеральной службы безопасности Владимир Булавин.

Николай Винниченко и Владимир Булавин. Коллаж ПЛН, 2013 год

Любопытно, что еще два года назад обозреватель ПЛН отреагировал на известие об очередной ротации кадров в корпусе полномочных представителей президента следующим образом: «Эту новость можно было бы назвать «заметной» и даже «важной», если бы для простых людей слово «полпред» имело бы хоть какой-то бытовой смысл. По сути, замена одного представителя президента на другого что-то значит только для политических элит СЗФО. Туманный институт полпредства, о пользе ликвидации которого периодически заговаривают те или иные реформаторы, остается загадкой для подавляющего большинства россиян. Вот и приходится аналитикам, комментирующим замену одной фигуры на другую, отыскивать такие «убедительные» аргументы, как «некое иждивенчество и проевропейские настроения на территории Псковской области».

За два года вопросов о целесообразности института полпредов стало еще больше. Как и тумана, окутывающего деятельность путинских назначенцев, — возможно, еще и потому, что сам этот институт, как и вся наша политическая система, становится все более закрытым. Закрытым - в том числе для представителей СМИ: вот и недавний визит господина Булавина включал в себя лишь протокольную съемку центрального события визита — совещания по социально-экономической проблематике и дежурный пресс-подход с парой заранее определенных пресс-службой вопросов. В этом отношении уже упомянутая пресс-конференция Валентины Матвиенко или две встречи с представителями СМИ в один день Виктора Черкесова сейчас кажутся чуть ли не образцом открытости. А ведь в свое время их критиковали - за ту же закрытость, за то, что на встречи приглашают только подконтрольных власти журналистов, за создаваемые горожанам неудобства в дни приезда вип-персон и по многим другим поводам.

Если прежде эксперты находили у каждого из полпредов наряду с общими и некие специфические задачи, собственный стиль взаимодействия с региональными сообществами, то теперь подобные рассуждения звучат все реже. Это раньше представители главы государства активно участвовали в противостоянии местных политэлит и вмешивались в процесс выборов губернаторов - теперь этого не наблюдается. Ничего не слышно и об амбициозных и обиженных на губернскую власть мэрах региональных столиц — некогда повешенная для них вывеска «Добро пожаловаться» на дверях кабинетов полпредов давно снята. Их самих все чаще сравнивают со «свадебными генералами», у которых стоящие с протянутой рукой региональные управленцы по многолетней привычке просят денег. Впрочем, сейчас, в условиях экономического кризиса, возможностей не то, что исполнять многочисленные «хотелки» республик, краев и областей, но даже обеспечивать ранее утвержденные программы, становится все меньше. Очевидно, что денег в стране не хватает даже на самое необходимое. Отчего в давно начатом разговоре о «пользе ликвидации» этого института государственной власти появляется дополнительный серьезный аргумент. Действительно, раз говорим о необходимости проводить серьезную оптимизацию бюджетных расходов - почему бы не включить в нее полпредов с их аппаратами, охраной и проч-проч. Если у этих «мавров» и было дело в ту пору, когда Кремль боролся с сепаратизмом, выстраивал вертикаль, усиливал контроль и т. д., и т.п., то эта задача вроде бы уже давно выполнена, и даже где-нибудь в глубинке волостной глава в туалет не ходит без соответствующей разнарядки. Так чего уж теперь-то...

Александр Савенко

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 86 человек
Лента новостей