Сегодня: Воскресенье, 19 Ноября    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
Glades.ru Квартиры для счастливых людей Факторинг от Промсвязьбанка ЖК «Спортивный квартал» от группы компаний «Стройиндустрия» Nordman Lumi для псковской зимы МеdEХРО.PRO-SPORT Будь в форме-7 Набор в йога студию в Пскове Лучшая интерьерная печать в Пскове



Много или мало

13.09.2005 13:11 ПЛН, Псков

Реформы в сфере государственного управления в России, взаимоотношений между различными уровнями и ветвями власти неизбежно сопровождались жаркими дискуссиями о том, кто за что должен отвечать и с кого за это спрашивать. Новейшая российская история государственного устройства началась со знаменитого высказывания первого президента страны Бориса Ельцина: «Пусть берут столько независимости, сколько смогут унести». Итоги оказались печальны: федеративное устройство России переживало кризис, рост сепаратизма некоторых субъектов Федерации перевалил критическую отметку, управляемость государством заметно снизилась.

На преодоление кризиса были направлены довольно жесткие меры, предпринятые нынешним Президентом России Владимиром Путиным, по выстраиванию вертикали государственной власти.

Однако проблемы разделения полномочий между Федеральным Центром и регионами, между региональными властями и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, участия регионов страны в общем развитии государства по-прежнему заметно снижают эффективность управления и тормозят социально-экономическое развитие государства.

Дискуссия о том, каким способом решить эти глобальные проблемы особенно активно ведется на протяжении последних нескольких лет, когда усилия пока еще довольно неповоротливой госмашины направлены на обеспечение экономического рывка в развитии страны.

Тема совершенствования федеративных отношений как одного из посылов для решения задач социально-экономического развития страны стала ведущей на последних двух заседаниях Госсовета: в Калининграде 2 июля и в Казани 26 августа.

Так, В. Путин особо отметил, что «когда региональная власть становится более ответственным и влиятельным звеном госуправления, особенно важно укрепить единство общенациональных целей, добиваться решения крупных общегосударственных задач, следуя тем самым стратегическим интересам страны. В этой связи выделю две основополагающие задачи. Первая – это создание прозрачной системы финансирования полномочий региональных властей. И вторая – выработка механизма солидарной политической ответственности за повышение качества жизни людей».

На обсуждение членов Госсовета был вынесен перечень из 114 полномочий, которые, по мнению рабочей группы Госсовета, необходимо передать на уровень регионов. Однако и этот перечень не исчерпывающий.

Не приходится сомневаться, что заявленная цель расширения полномочий  благая, по словам В. Путина «делегирование регионам дополнительной компетенции – это вовсе не самоцель, это не результат кого-то административного зуда. Здесь наша главная задача – обеспечить в территориях условия для экономического роста, дать больше простора управленческой инициативе».

Однако вспоминая практику реализации даже самых благих инициатив в России, приходится сомневаться в конечном итоге задуманного. Возникает ряд вопросов. Например, каким образом дополнительные полномочия регионов будут подкреплены финансово? Ведь межбюджетные полномочия должны стимулировать регион к развитию. Или снова получится так, что федеральные финансы будут выделены минимальные, а остальные придется изыскивать из регионального бюджета? Не наложится ли и не усложнит ли сложно идущую сейчас реформу местного самоуправления? Каким результатом завершится работа по разграничению доходов между Федерацией, ее субъектами и муниципальным уровнем управления?

26 августа в Казани члены Госсовета вновь вернулись к вопросу расширения полномочий регионов. Речь на этот раз коснулась еще одного аспекта – выработки стратегических идей, способных открыть новые перспективы развития общества и сплотить общество. По мнению участников заседания, Россия стоит на пороге нового этапа в развитии российского федерализма, на котором должна «проснуться» региональная инициатива, быть созданы условия для экономического роста, сформирована конкурентоспособность регионов.

Однако необходимо отметить, что едва ли борьба за большие полномочия станет для регионов самоцелью. Существует реальная опасность, спровоцированная в том числе и издержками взаимодействия Правительства и регионов, а также финансовыми проблемами регионов, что не добившись качественного исполнения возложенных на региональные власти задач уже идущих реформ (социальные реформы, административные реформы), регионы перейдут к реализации новых. Едва ли накопление незавершенных процессов, непрочность реформируемых «конструкций» будет способствовать качественному достижению целей и задач, которые планируется достичь реализацией «новой региональной политики».

Итогом работы стал проект закона, который предполагает внесение изменений в федеральное законодательство по перераспределению полномочий между уровнями публичной власти и по предоставлению органам власти субъектов права регулировать общественные отношения в сферах по предметам совместного ведения, в том числе в части, не урегулированной федеральным законодательством, и других дополнительных полномочий при наличии финансовых возможностей.

В качестве примера можно привести передачу следующих полномочий: организацию проведения государственной итоговой аттестации обучающихся в образовательных учреждениях, аттестация и аккредитация образовательных учреждений начального, общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования, начального и среднего профессионально-технического образования; участие в организации и финансировании проведения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, временной занятости подростков; это определение условий и порядка переустройства и перепланировки жилых помещений, установление порядка выкупа жилого помещения, полномочия по организации обеспечения устойчивого функционирования всего жилищно-коммунального комплекса…

В Псковской области публичного обсуждения инициатив по увеличению объема полномочий субъектов Федерации пока не было. Но можно предположить, что в силу своего экономического, геополитического положения предложения псковичей могут внести существенный вклад в концепцию новой региональной политики.

Андрей Осокин





 

Какие из характеристик кандидатов должны являться определяющими при выборе сити-менеджера Пскова?













Loading...


Голосование

Какие из характеристик кандидатов должны являться определяющими при выборе сити-менеджера Пскова?













Календарь

«« 2017 г.
«« ноябрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30