Сегодня: Суббота, 25 Ноября    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
Nordman Lumi для псковской зимы Не доводите предприятие до коллапса - коллектив завода «Точлит» Факторинг от Промсвязьбанка Новогодняя распродажа  «Видный»: квартиры для счастливых людей ЖК «Спортивный квартал» от группы компаний «Стройиндустрия» Европа Плюс бьет рекорды Доверие клиентов TeleTrade Отказ в ипотеке «Псковские Коммунальные Системы» получили Благодарность от замминистра энергетики РФ Лучшая интерьерная печать в Пскове



Леонид Трифонов: Если нет денег, надо больше думать

27.09.2005 10:22 ПЛН, Псков

В последнее время три направления деятельности администрации Пскова постоянно муссируются в СМИ и обсуждаются горожанами: «газовые» долги и связанное с этим отключение горячего водоснабжения, затянувшиеся дебаты по поводу Устава города и несколько странно выглядящая на фоне хозяйственно-административной лихорадки поездка мэра Пскова Михаила Хоронена в дружественную Шотландию. Прокомментировать и в какой-то степени проанализировать непонятные для многих вопросы мы попросили председателя Псковской городской Думы Леонида Трифонова.

- Леонид Николаевич, почему, на Ваш взгляд, стала возможной ситуация с такими огромными долгами газовщикам? Ведь в нашем климате оплата энергоресурсов – первое, что должен предусматривать и гарантировать бюджет.

- Бюджет, говоря проще, это: сколько мы имеем и сколько можем отдать. И совершенно четкой его составляющей должны быть энергоресурсы. Если раньше можно было оттянуть, договориться, то, к сожалению, а может быть и нет, ситуация изменяется. Выстраивается новая система отношений, в которой есть правило: электроэнергия и газ являются продуктом, и нужно вовремя рассчитываться за них, заранее обозначив соответствующую статью расходов в бюджете. Вы, например, приходите в магазин. Там ведь никто вам продукты ни в долг, ни под обещание, что завтра рассчитаетесь, не даст. Потребление газа на уровне Пскова идет в сотнях миллионов кубических метров. Для жителей города газ – это горячая вода и тепло в домах. Раз потребление большое, значит и оплата должна быть тем более своевременной. Какие источники оплаты за услуги могут быть? Их может быть два. Можно взять из нашего общего кошелька – бюджета. Тогда население будет платить меньшую составляющую. А бюджет будет субсидировать то, что не доплачивают граждане. Если в бюджете нет достаточного для такой схемы количества денег, значит, население должно платить столько, сколько стоит продукт. Тогда бюджетная часть будет ниже, и высвободившиеся деньги можно направить на здравоохранение, образование, дороги и многое другое. В Пскове сложилась ситуация: тарифы повысились – то есть продукт стал стоить дорого, а ставки населения по- прежнему были низкие. Денег в бюджете недостаточно. Поэтому и возникла задолженность.

- И каковы пути выхода из этой ситуации?

- Задолженность можно регулировать цивилизованным путем. В частности, соглашением о ее реструктуризации. И такое соглашение было подписано весной этого года. Но: долг платежом красен. Согласился, подписал – значит, выполняй обязательства. Город их не выполнил. В июне наступает такая же ситуация, и город был отключен от газа. К сентябрю удалось снизить задолженность, но Соглашение в полной мере выполнено не было. При том, что областная администрация идет навстречу, гасит свои обязательства по льготам.  Но денег опять не хватает.

- А когда подписывали соглашение, деньги были?

- Когда подписывали – надеялись, что будут. Надежда была, что сумеем продать на аукционе ряд объектов муниципальной собственности или акции хлебокомбината, чтобы покрыть долг. Правда, это тоже не выход – реализовывать и сразу долги отдавать. Обычно как: если продаешь что-то старое, так прибавляешь и покупаешь новое. А здесь как: продашь и сразу отдашь, то есть, получается, что имущество идет за долги. А это - неправильно. Продать то, что собирались, не получилось, поэтому ситуация с долгами не разрешилась. «Псковрегионгаз» законно просил: заплатите! И второе: приведите платежи населения в соответствие с тарифами. В прошлом году население платило порядка 60 процентов от реальной стоимости, остальные субсидии шли из городского бюджета. В августе правительство в своем Постановлении 541 приняло решение: 100-процентная оплата населением коммунальных услуг. Хотите вы не хотите, в данной ситуации мы заложники – в Пскове это Постановление не выполнено в полной мере, хотя ставки платы за горячее водоснабжение повышены. Но платежи еще не начали поступать, а ситуацию с долгами было необходимо разрядить в кратчайшие сроки. Поэтому была созвана 44-я внеочередная сессия городской Думы. И по ее решению до 80% всех доходов города стали направлять на оплату энергоресурсов, благодаря этому до 20 сентября были покрыты долги – на городские котельные дали газ.

Сейчас проблема со старыми долгами в общем-то разрешена. Нужно думать о будущем.  «Псковрегионгаз» попросил выступить гарантами в том, что подобная ситуация больше не повторится, тот выборный орган самоуправления, который утверждает и прописывает бюджет – городскую думу. Чтобы новое Соглашение, где будет все записано: сроки, повышение цен, был утвержден на заседании Думы, и ответственность за его выполнение была бы коллективной. Коль требовалось утвердить соглашение, гарантом в котором должна выступить городская дума, была созвана 45 сессия. Но она была сорвана, ряд депутатов покинули заседание, и она не состоялась по кворуму. Это, кстати, наработанная парламентская практика. В Госдуме СПС уходил, коммунисты уходили, ЛДПР уходила – не согласны, мы заставим слушать себя таким образом. «Псковрегионгаз» продолжает настаивать, чтобы это соглашение по оплате было утверждено в городской Думе, значит, вернемся к  рассмотрению этого вопроса.

- А с чем связан уход депутатов?

- Мной был внесен выверенный проект решения: утвердить соглашение, предложить администрации внести на рассмотрение Думы документ о совмещении ставок платы населения за коммунальные услуги с реалиями жизни и соответствующим Постановлением правительства. Группа депутатов предложила другой проект решения, в котором ситуация определялась как кризисная, несколько ужесточались требования к мэру: предупредить мэра, обязать. Дополнительную нервозность внесло еще предложение о поименном голосовании. Поэтому мэр и сказал такую фразу: «Кто поддерживает меня, прошу покинуть заседание». Ряд депутатов ушли.

- А почему «поименка» вызвала нервозность?

- Потому что в этом случае от каждого депутата требуется четкое определение своей позиции.  И каждый должен нести персональную ответственность за принятое решение, которое публикуется в печати. То есть не получится, образно говоря, укрыться за спинами товарищей. «Поименка» – это бланк, это счетная комиссия, это публикация, короче говоря, некоторое давление. Есть депутаты, которые давления не любят.   В общем и целом драматичного здесь ничего нет. По большому счету, главное, чтобы у людей было тепло и свет. Есть фраза такая: какая бы ни была власть, канализация должна работать. Людей ведь не интересует, что там происходит на заседаниях. Сейчас главное – не допустить впредь повторения подобной ситуации с долгами и отключениями. Сделать так, чтобы энергосоставляющая в бюджете 2006 года была прописана  до копейки. И отведенные на это в бюджете деньги были неприкосновенными и шли по назначению.  Для этого в  Соглашении есть еще один пункт, что мы обязуемся открыть транзитный счет. То есть, поступает на него оплата за коммуналку и сразу расщепляется на составляющие: за газ, за электроэнергию. То есть оплата идет прямая, четкая и прозрачная. В этой, скажем так, грустной ситуации с отключением, надо сделать вывод. С нами шутить не будут, деньги надо платить. Поэтому нужно научится их считать – хозяйствовать грамотно. 

- Так если денег нет, чего уж тут считать?

- Мне очень нравится фраза: если нет денег, надо больше думать. То есть, думать, как заработать, как получить больший доход. Потому что продажа муниципального имущества – это ведь не выход. Нужно увеличивать доходную часть бюджета, опираясь на то, что у нас есть. Например, на подоходный налог – чем больше люди имеют работы, чем больше зарабатывают денег, тем больше отчислений идет в бюджет. Только зарплата при этом тоже должна выплачиваться не «черным налом», не в конверте выдаваться.

Если сделать общий вывод из ситуации с «газовыми» долгами… Сейчас идет работа, заключаются новые соглашения о поставках энергоресурсов. Так что приобретенный опыт будет как нельзя кстати. 

- Леонид Николаевич еще один момент работы, вернее, «недоработы» городских властей стал притчей во языцех. Не принятый Устав Пскова как муниципального образования. В чем Вы видите основные проблемы?

- Драмы особой «Вот, не приняли Устав!» - нет. Хотя срок его принятия – 1 июля, уже прошел, и время торопит. На сегодняшний день в работе три варианта. Администрация  Пскова отстаивает позицию: мэр - глава администрации и глава муниципального образования, избирается прямыми выборами. Дума предлагала вариант (который тоже не прошел): глава муниципального образования – председатель Думы, который тоже избирается на прямых выборах. Сейчас появился третий вариант, широко распространенный на Западе: глава муниципального образования выбирается из состава депутатов. Вот эти два момента: количество депутатов и как избирать главу муниципального образования и вызывают особенные разногласия у депутатов.

- Плюсы и минусы каждого варианта?

- Выборы мэра прямым голосованием - тут есть одна опасность. Нашему народу столько всего обещали, а ему все мало. Тот, кто обещает больше, тот обычно и проходит. Не зря же наши высшие руководители стараются не обещать. Можно столько наговорить, что выберут человека, который            не сможет реализовать то, что необходимо для населения. Муниципальное образование, это ведь, прежде всего, предоставление услуг: чтобы была вода, было тепло, светло и чтобы убирали. Поэтому оптимальный, наверное, вариант: глава администрации – менеджер, городской директор, так еще говорят. Работает  по контракту, выбирается по конкурсу на замещение вакантной должности. И не занимается политикой, а делает то, что прописано в контракте: решает хозяйственные и административные вопросы. И ответственность предусмотрена. Если не делается то, что должно, значит, просто разрывается контракт, вот и все. А лучше всего было бы так: глава муниципального образования избирается депутатами по представлению губернатора – и все было бы ясно.  

- На фоне того, как город лихорадит в последнее время, как-то непонятно выглядит поездка псковской делегации во главе с мэром в Шотландию…

- У Пскова 17 городов-партнеров, и есть плановые визиты, которые согласовываются заранее. Ответный визит в Перт был согласован 10 мая этого года во время приезда к нам мэра города Перт. Был заранее оговорен срок – с 15 по 22 сентября.  16 сентября мы были участниками открытия концертного зала в Перте, на котором присутствовали представители Шотландского Парламента, Правительства Вест Минстера, представители Ее Величества королевы Елизаветы.  Открытия зала в Перте долго ждали, долго проектировали, долго выбивали деньги – у них тоже есть такие проблемы. Наша делегация была принята на высоком уровне, встречал и провожал вице-консул России.  Все было прекрасно организовано, прошли встречи в торгово-промышленной палате, школах-партнерах, в обществе друзей Пскова. Есть такая мудрость: костер может гореть, если в него подбрасывать топливо. Чтобы развивать отношения, нужно общаться. Чтобы решать какие-то вопросы, нужно видеть глаза партнера. У меня, честно говоря, были раздумья: ехать-не ехать – как раз в связи с ситуацией с долгами, сессией. Но: соглашение было подписано, деньги должны поступить, да и договоренности с шотландцами нужно выполнять – поэтому поехали.

Кроме мэра и меня в делегации участвовали директор педкомплекса и заведующая международным отделом. Они сделали большую работу на будущее. Наметили новые совместные социальные, школьные и культурные проекты. А также еще больше укрепили связи между псковскими и шотландскими предпринимателями. Власти Перта уже рассматривают предложение по приезду наших творческих коллективов.

Анна Тышкевич





 

Какие из характеристик кандидатов должны являться определяющими при выборе сити-менеджера Пскова?













Loading...


Голосование

Какие из характеристик кандидатов должны являться определяющими при выборе сити-менеджера Пскова?













Календарь