Новости партнеров
Политика

Иван Цецерский: Я сторонник модели управления, которая принесет пользу людям

14.11.2005 17:20|ПсковКомментариев: 5

Иван Николаевич, чем вызвано в последнее время внимание к Уставу города Пскова?

- Во-первых, требование федерального законодательства об обязательном приведении всех Уставов муниципальных образований Псковской области до 1 июля мы не выполнили. В связи с этим мы попали под серьезный дамоклов меч наших правоохранительных органов. На сегодняшний день участие прокурора города Пскова Фомина Валерия Максимовича – лишнее доказательство тому, что генеральная прокуратура очень пристально следит за тем, как в городе Пскове проходит процесс принятия Устава. Кроме того, заявление прокуратуры в отношении некоторых статей ныне действующего Устава, нарушающих законодательство, рассматривается и отложено до 12 января, то есть на тот период, когда мы должны принять Устав города Пскова.

На сегодняшний день произошло только опубликование Устава города Пскова, который обязательно будет обсужден на публичных слушаньях 8 декабря. Обязательно предусматривается участие населения. Будут учтены все просьбы, заявления и предложения, и, конечно, общественное мнение будет учитываться при принятии депутатами  окончательного решения на сессии городской Думы.

- Как псковичи смогут поучаствовать в обсуждении Устава?

- 131-й федеральный закон обязательным органом местного самоуправления предусматривает такую должность, как глава муниципального образования. Раньше этот орган мог бы быть, согласно Уставу, по решению представительного органа, а сегодня законодатели  говорят, что он должен быть обязательным. Порядок прописан в законе. Первый способ - это избрание из состава населения, при котором глава муниципального образования может быть наделен полномочиями главы местной администрации или полномочиями возглавлять представительный орган и иметь решающий голос. И второй способ – это избрание главы муниципального образования из состава депутатского корпуса. Все эти способы имеют законную почву, право на существование и могут быть обсуждены с разных позиций.

Сегодня депутаты имеют исключительное право принятия Устава. А населению дано право определить лишь способ  избрания главы муниципального объединения в первую очередь. Есть мнение, что, может быть, было бы правомерным и справедливым проведение местного референдума в городе Пскове. Конечно, это сняло бы всю остроту противостояний по моделям формирования главы муниципального образования, и в том числе, - напряжение не только с сегодняшнего дня, но и в будущем в городе Пскове.

-  Какой модели вы отдаете предпочтение?

-   Изучая опыт муниципального управления во многих странах, я пришел к выводу, что сегодня единого понимания, каким  должен быть уровень местной власти, нет. Есть много причин отстаивать ту или иную форму управления. Многое зависит и от  Городской Думы. Наше право - распределять бюджет по тем статьям расхода, которые мы посчитаем нужным. Кроме того,  есть в городском хозяйстве немало проблем, которые должны решаться при участии депутатов. Ведь отдавая, например, те или иные участки под застройку, мы очень многие факторы   не учитываем. Строя дома, мы не предусматриваем парковку автомобилей. Таким образом, мы заранее создаем проблему, потому что зеленая зона через  несколько  лет будет просто изъезжена машинами. Это также зависит от власти - нужно выделять земельные участки в достаточном количестве и выделять их на конкурсной основе, получая солидную прибыль в бюджет города. Эти моменты также говорят в пользу того, чтобы глава муниципального образования избирался из состава депутатского корпуса и мы всегда могли повлиять на деятельность этого должностного лица. А главу местной администрации нужно нанимать по контракту. При этом такие веши, как политическая деятельность, у него будут отсутствовать - он будет заниматься только хозяйствованием. Также у него в руках не будет сосредоточено все и вся. Сегодня, вся власть в городе, по сути, сосредоточена в одних руках, и нужно  понимать, что это очень серьезный и большой соблазн, ведь не всегда бывает так, что человек, избранный сегодня,   остается на том же посту и через пять лет.

-  А как в других российских городах решена эта проблема? Какую модель управления выбрали наши соседи по региону? Ведь они тоже поднимают эти вопросы и решают эти проблемы?

Мы всегда обращаем внимание на наших соседей– новгородцев. Сегодня Великий Новгород принял Устав. Модель они избрали. Это выборы главы муниципального образования из  представительного органа. Я хотел бы сказать, что есть положительные и отрицательные моменты у любой системы управления городским хозяйством. Безусловно, в прямых выборах из состава населения много положительного.  Право граждан на выбор нужно всегда уважать. Это, безусловно. Второй момент – большая легитимность главы муниципального образования. Мы же это не можем отрицать. И мы соглашаемся с этой точкой зрения, но тут же говорим о другом. Есть ли у нас право отзыва должностного лица, избранного на пять лет, есть ли у нас право в промежуток его срока полномочий повлиять на его деятельность. Фактически – нет. Оказывается, законодатель заложил норму, что только тогда глава муниципального образования будет отозван, если за него проголосует 50% от зарегистрированных на территории муниципального образования жителей. У нас на выборы президента приходит 56%! Можете представить, какая у нас может быть   явка на референдуме выборного должностного лица. Причем, это касается не только главы муниципального образования. Это касается и депутатского корпуса. Сегодня, чтобы депутата отозвать, такая же норма отзыва – 50% от зарегистрированных избирателей.

-  Вы с этим не согласны?

-   Я с категорически с этим не согласен. Нужна гибкая система влияния избирателей на выборное должностное лицо. Получается так: избирала тысяча, а чтобы его отозвать, нужно чтобы за отзыв проголосовало 4 тысячи! То есть в четыре раза больше. Это совершенно несправедливая норма. И я убежден, она должна быть пересмотрена в сторону позиции граждан. Граждане должны иметь гибкую систему отзыва выборного должностного лица. Только тогда его избрание можно приветствовать и поддерживать.

-  Иван Николаевич, мы привыкли ссылаться на опыт других государств. Существует ли подобная практика в Европе?

-    Да, конечно. Изучая опыт муниципальной власти наших соседей в зарубежных странах Евросоюза, я был очень удивлен, что у них мэра избирают из состава депутатского корпуса. Является ли это той моделью, которая идет на благо людей? Мы сегодня видим результат - вся Европа живет намного лучше, благополучнее, ведь на местном уровне решаются основные проблемы людей. И мне было удивительно, что те проблемы, которые мы решаем сегодня, у них сегодня вообще забыты. Они сейчас переживают, как же провести Интернет в каждую деревню... Это опыт европейский. Если взять, например,  Америку (Мы на нее тоже должны внимание обращать, потому что это страна с развитой демократией и с высоким уровнем благосостояния людей), то там даже президента не выбирают всенародно. Это косвенные выборы, но никто в мире не ставит под сомнение выборы президента США. Хотя на местном уровне у них есть все модели, которые мы сегодня имеем в нашем законе: и выборы из состава депутатского корпуса, и выборы из состава населения. Вот здесь еще раз подчеркивается, что могут быть разные модели. Посоветуемся с людьми. Я думаю, как люди решат, так и будет.

-  Иван Николаевич, в чем важность принятия Устава для псковичей? Что это даст жителям города? Какие механизмы заработают с принятием Устава?

-   То, что мы сегодня обсуждаем – проект опубликованного Устава – это первый шаг в нашей информационно-разъяснительной работе по важности принимаемого Устава. Первое, что принимается новое – вводится публичное слушанье. Раньше такого не было никогда. Сегодня – публичное слушанье – это обязательная процедура обсуждения проекта бюджета, проекта Устава, проекта плана социально-экономического развития. И сегодня каждый гражданин может участвовать в публичных слушаньях не только как слушатель, но и поднимать проблемы своего дома, своего двора, своего микрорайона. Деятельность власти будет более открытой, прозрачной. Эти публичные слушанья кардинальным образом меняют подход слушателей к участию в решении вопросов местного значения. Сегодня публичные слушанья – это обязательная процедура.

Что касается главы муниципального образования, то если избирать его из состава депутатского корпуса, он будет являться председателем Псковской городской Думы, в первую очередь будет участвовать в разработке нормативной базы и за своей личной подписью вводить в действие все решения представительного органа. Во-вторых, глава местной администрации будет принят по контракту на основании конкурса. То есть конкурсная комиссия, которая будет сформирована представительным органом, рассмотрит кандидатуры, и примет решение, кто же будет главой местной администрации, занимающимся исключительно вопросами городского хозяйства. Он будет принят как конкурсный управляющий города. В его руках будут находиться полномочия, которые сегодня принадлежат администрации, в том числе он будет формировать свою структуру. Но, согласовываясь с Думой, как это и сегодня происходит. В его руках будет находиться и финансовый источник. Он будет исключительно заниматься хозяйствованием. Никакой депутат не будет главой местной администрации.

-   А если понятно, что у него что-то не получается?

-    Вот для этого и существует контракт, по которому все эти вопросы решаются, вплоть до расторжения с ним этого контракта. Вот было отключение газа. Да уже в октябре этот глава администрации прекратил бы свою деятельность. И в ноябре мы избирали бы нового главу администрации. Вот вам действенные механизмы реализации права,  как на постановку этого должностного лица, так и на его снятие. Поэтому, конечно, эта ситуация скорого принятия решения играет свою положительную роль. Правда, есть и отрицательный момент – человек всегда будет бояться быть снятым.

Но мэр с дрожащими руками – плохой управленец…

-  Речь идет не о мэре, глава местной администрации – это управляющий, которого мы наймем по контракту.  Это как раз форма прямой ответственности, когда депутатам представлять свои округа, отстаивать их интересы будет легче, быстрее и конкретнее.

-  Такая модель уже где-то работает?

-  Такие модели есть по Российской Федерации. Есть такие модели и в Псковской области. Даже наш сосед, Великие  Луки, принял модель, по которой глава муниципального образования избирается из состава депутатского корпуса, а глава местной администрации принимается по контракту на основании конкурса. Мы далеко не пионеры. Уже есть наработанный опыт, как  положительный, так  и отрицательный. То есть, есть практика, которая должна учитываться у нас, в городе Пскове.

-  Вы сторонник этой модели?

Я сторонник той модели, которая принесет большую пользу людям. И сегодня говорить об этой модели мне приходится и потому, что я являюсь разработчиком внесенного мной Устава. 

-   Иван Николаевич, подводя итоги нашего разговора, что бы вы сказали в завершение?

-   Есть еще одна проблема, которую мы будем обсуждать на публичных слушаньях. Это наличие как самостоятельного органа местного самоуправления - контрольно-счетной палаты. Сегодня очень много предложений, как положительных, так и отрицательных. Нужно четко нам понять – должен ли быть контрольный орган отдельным органом независимым или он должен быть в составе депутатского корпуса. Проблема контроля за исполнением бюджета, проверки его отчета является важным элементом прозрачности в деятельности местной администрации. Потому что мы не все являемся специалистами. Не у всех у нас есть право быть «ревизорами» исполнения бюджета. А функция важна и нужна. Потому что сэкономленные деньги – это чьи-то решенные проблемы.

А что касается Устава города Пскова, никакой революции никто не будет предлагать. Никакой революции мы не примем и не допустим. А мнение псковичей обязательно учтем.

Беседовала Елена Лахтина, эфир областного радио ГТРК «Псков»

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 207 человек
Лента новостей