Новости партнеров
Политика

Каким будет мэр «самарского изготовления»

17.11.2005 12:54|ПсковКомментариев: 2

В середине октября Главное управление Министерства юстиции РФ по Приволжскому федеральному округу за­регистрировало проект ново­го Устава города Самара, ко­торый должен вступить в си­лу 1 января 2006 года. Однако некоторые положения доку­мента, в частности, новый порядок избрания мэра горо­да из числа местных депута­тов, а не всенародным голо­сованием, вызвали полити­ческий резонанс.

Депутаты городской Думы (всего 35 человек) разделились на услов­но названных «большевиков» — в основном депутаты фракции «Еди­ная Россия» и «меньшевиков» — парламентарии, преданные мэру Самары, а по совместительству и председателю городской Думы Ге­оргию Лиманскому. В связи со сло­жившейся ситуацией была создана чрезвычайная комиссия регио­нальной парторганизации ЕР, ко­торую возглавил член Совета Фе­дерации от правительства Самар­ской области Андрей Ищук. Он со­гласился рассказать о том, как раз­вивались события и как работают власти города сегодня.

Российская газета:Андрей Георгиевич, каковы причины противо­стояния?

Андрей Ищук:Я бы не стал назы­вать сложившуюся ситуацию про­тивостоянием. Можно говорить о различных взглядах на одну и ту же проблему — принципах избрания мэра города. Большая часть самар­ских парламентариев сочла, что мэ­ра города необходимо выбирать из числа депутатов Думы. Другие депу­таты настаивают на всенародных выборах. И это нормально — у каж­дого есть своя точка зрения. Но Ду­ма — это коллегиальный орган. Су­ществует понятие кворума, сущест­вует понятие квалифицированного большинства. И это большинство своим решением приняло новый Устав Самары. Для его принятия было необходимо две трети голосов. депутатов. Две трети проголосова­ли «за», значит, Устав принят. Этот факт подтвержден регистрацией Минюста. Естественно, меньшинст­во осталось недовольным, но это скорее закон жизни, нежели какой-то политический нонсенс. А деление Думы на так называемых «большевиков» и «меньшевиков» произошло еще в 2004 году. На пер­вом же заседании при принятии по­вестки дня думское большинство предложило свою повестку. Однако оно не получило поддержки мень­шинства, и с тех пор общего заседа­ния Думы не проводилось. Хотя думское большинство все это время собиралось, проводило заседания. За истекший период этими депута­тами принято сто с лишним доку­ментов, легитимность которых под­тверждена судами.

РГ: А зачем Самаре потребовался новый Устав?

Ищук:Во-первых, была необходимость привести главный документ города в соответствие с федераль­ным законодательством. Так, но­вый Устав не предусматривает воз­можность совмещения должности мэра города и председателя гордумы одним и тем же чиновником. Второе — это вопрос избрания гла­вы города. Опять же по федерально­му закону есть два варианта: всена­родное — с помощью прямого голо- сования избирателей, или избрание из числа депутатов. Государствен­ная Дума приняла, Совет Федера­ции утвердил, а президент России подписал закон о подобной воз­можности избрания мэра для того, чтобы сделать более эффективным деятельность глав муниципальных образований. Фактически самар­ские депутаты лишь согласились с руководством страны, посчитав, что в сложившихся обстоятельствах подобное решение наиболее опти­мально.

РГ: Какие еще плюсы есть у нового Устава?

Ищук:Еще один большой плюс — впредь Дума будет назначать еще и главу администрации города. То есть это будет отдельно взятый про­фессиональный менеджер, с кото­рым будет подписан контракт. Он будет руководить городским хозяй­ством по контракту, а значит, его можно будет призвать к ответу в случае неисполнения своих обязан­ностей...

РГ: Но как, на ваш взгляд, отмена прямого голосования сочетается с принципами демократии?

Ищук:Прекрасно сочетается. В данном случае депутатов тоже вы­бирает народ. Просто теперь выбо­ры мэра будут проходить в два эта­па: сначала надо стать депутатом го­родской Думы, потом депутаты должны тебя избрать мэром. Надо понимать и то, что прямое голосо­вание не дает избирателям никаких явных преимуществ. Хорошо, если выбрали толкового руководителя. А если всенародно избранный мэр не справляется со своими обязанно­стями? В этом случае нет реальных возможностей поменять городскую власть. Отзыв практически невоз­можен, так как мэр не несет никакой ответственности до новых выборов. С избранием мэра из числа депута­тов решить эту проблему будет го­раздо проще: не справляется — из­берем другого. К сожалению, во всей России пока нет ни единого прецедента, когда бы не оправдав­ший народного доверия мэр был бы этим же народом смещен. А депута­ты будут иметь не только такую возможность, но и прямую обязан­ность, так как они являются народ­ными избранниками, а, следова­тельно, представителями интересов своего электората. Поймите, людям нужна достойная жизнь. Чистый го­род, чтобы улицы были освещены, транспорт ходил, дороги были хо­рошими, дома новые строились, а старые — вовремя ремонтирова­лись. Спросите избирателей напря­мую, что им важней — чтобы в городе все было хорошо или чтобы все­народно мэра избирать — думаю, что для большинства принципиаль­ней первое.

Если же говорить о демократии как о глобальном явлении, то идентич­ную новой самарской схеме избра­ния глав городов легко встретить во многих развитых государствах. А во Франции, например, мэров вообще просто назначают, как говорится, сверху. И никто не говорит, что во Франции нет демократии или нару­шаются права избирателей.

РГ:То есть вы объективно считае­те, что новая система будет более эффективной?

Ищук:Да. По моему мнению, это будет более эффективная система. Избиратели, о которых так много пекутся, должны почувствовать разницу. А вот когда они почувству­ют разницу, вот тогда будет объек­тивное мнение. Сейчас тяжело дой­ти до объективности. Хотя польза проявится сразу: при новой системе выборов мэра будут сэкономлены серьезные деньги, на которые, например, можно будет хорошо отре­монтировать пару самарских школ.

РГ: Не мельчает ли при этом ста­тус мэров как заметных политиче­ских игроков в своих регионах, не скажется ли это негативно на ка­честве региональной политики?

Ищук:Действительно, и мэр, и глава городской администрации фак­тически становятся наемными ме­неджерами, которые обязаны под­держивать эффективную систему управления профессиональной ко­мандой экономистов, финансистов, строителей, транспортников, меди­ков, учителей. Но в любом случае им придется самим выстраивать ди­алог со всеми политическими и фи­нансовыми элитами, становиться заметными игроками в этом про­странстве. Другой разговор, что те­перь политика станет продолжением экономики и развития конкрет­ного города, а не личным проектом конкретного человека.

РГ:Но не получится ли так, что главными претендентами на долж­ности «сити-менеджеров» станут представители бизнеса?

Ищук:А что в этом плохого? Бизнес — это же не какая-то манна небес­ная, которая сыплется сверху. Это серьезный процесс, где человек от­вечает за успешное его проведение. Он знает цену деньгам, отвечает за своих работников, думает о том, чтобы они были сыты, одеты, обу­ты, получали хорошую зарплату. Все это в целом дает определенный жизненный опыт, формирует миро­воззрение, определенную ответственность. Они имеют хороший опыт управления, владеют совре­менными знаниями управленче­ского, юридического, финансового дела. А главное, знают, как и за счет чего привлекать серьезные инве­стиции.

Поэтому их приход к управлению городским хозяйством, мне пред­ставляется вполне нормальным. То, что деньги поступят на развитие экономики, например, Самарской области, от этого здесь никому пло­хо не будет. А говорить, как это де­лают некоторые руководители, мол, «я с бизнесменами и олигархами не встречаюсь», — это большая глупость. Надо встречаться. У нас и президент, и премьер-министр, и губернаторы встречаются с бизнес­менами, пытаются создать какие-то условия для привлечения инвести­ций.

РГ:Чем закончилась работа чрез­вычайной комиссию региональной парторганизации «ЕдРа», которую вы возглавляли?

Ищук:25 октября результаты ее ра­боты были оглашены на региональ­ном политсовете «Единой России». Прямо на этом заседании, выслу­шав советы нашей комиссии, президиум политсовета решил создать де­путатскую группу из 20человек, ко­торую возглавил Юрий Алексеевич Буянов. Также было принято обра­щение к главе города Лиманскому — в нем речь о том, что надо приступать к выполнению своих конституционных обязанностей: нужно хо­дить на заседания, предоставить по­мещение для городской Думы, создать нормальные условия для рабо­ты самарских депутатов. Есть наде­жды, что действующий мэр прислу­шается к столь авторитетному сове­ту.

РГ:А когда пройдут выборы мэра по новому Уставу?

Ищук:Утвержденный Минюстом новый Устав города вступает в силу с 1 января 2006 года. Однако срок полномочий нынешнего главы го­рода Лиманского истекает в июле 2006-го, поэтому, думаю, летом и появится у Самары новый мэр.

РГ: Уже известны имена претен­дентов?

Ищук:Точно сказать невозможно, этот вопрос будет решаться ближе к дате выборов, после долгих кон­сультаций, в том числе и с руковод­ством области. Но, я думаю, им бу­дет кто-то из 35 депутатов, скорее всего из фракции «Единая Россия», которая выиграла эти выборы и яв­ляется доминирующей в городской Думе. Пока называются два канди­дата — вице-спикер Виталий Ильин и руководитель депутатской группы Юрий Буянов.

РГ:А почему из фракции «Единая Россия»?

Ищук:Я считаю, что если партия победила на выборах, то она долж­на получать плоды победы. Победи­ла «Единая Россия», значит, спикер должен быть единоросс. Если есть возможность привести к власти мэ­ра, значит, тоже должен быть пред­ставитель «Единой России». Правя­щая партия должна проводить в жизнь свою политику на всех уров­нях.

Беседовал Михаил Евсеев, «Российская газета», федеральный выпуск от 11 ноября 2005 года №253 (3922)

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 257 человек
Лента новостей