Сегодня: Суббота, 25 Ноября    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
Новогодняя распродажа Доверие клиентов TeleTrade  «Видный»: квартиры для счастливых людей Факторинг от Промсвязьбанка Nordman Lumi для псковской зимы Отказ в ипотеке Европа Плюс бьет рекорды ЖК «Спортивный квартал» от группы компаний «Стройиндустрия» Не доводите предприятие до коллапса - коллектив завода «Точлит» «Псковские Коммунальные Системы» получили Благодарность от замминистра энергетики РФ Лучшая интерьерная печать в Пскове



Подкуп или агитация: большой секрет для маленькой кампании

21.08.2017 19:47 ПЛН, Псков

Предвыборная гонка в Пскове набирает обороты. Борьба между основными претендентами на мандаты депутатов гордумы становится все более острой, а на днях она и вовсе ознаменовалась громким информационным взрывом. Лидер списка «Единой России» Иван Цецерский обвинил своего оппонента — руководителя регионального отделения партии «Справедливая Россия» Олега Брячака в подкупе избирателей. Более того — на минувшей неделе отмечен шквал жалоб и на действия других кандидатов, которые предлагают псковичам заключить договора на проведение агитации, но на самом деле якобы заняты скупкой голосов избирателей. Эта тема стала одной из центральных в предвыборной повестке. О ней сейчас много говорят, в том числе первые лица региональной власти — вице-губернатор Максим Жаворонков, председатель областного Собрания депутатов, секретарь регионального политсовета «Единой России» Александр Котов, глава областной избирательной комиссии Николай Цветков. Попробуем разобраться, почему данная тема вызвала такой резонанс.

Как известно, сыр-бор разгорелся из-за того, что команды ряда кандидатов в депутаты Псковской гордумы предлагают местным жителям заключить договора на агитационную деятельность, естественно, с последующей оплатой оказанных услуг. По мнению самих оппозиционных кандидатов, такие соглашения никак не противоречат избирательному законодательству и уж точно здесь нет никакого подкупа: кандидат и гражданин заключают договор, гражданин проводит агитацию за кандидата - и тот оплачивает эту работу из средств своего избирательного фонда. Что тут такого? Соответственно, любые обвинения в попытках подкупа избирателей тот же эсер Олег Брячак называет клеветой и грозится обращением в суд с исками на своих оппонентов.

Вместе с тем представители власти настаивают на том, что мы имеем дело со скрытой формой подкупа, когда с гражданином подписывают договор о ведении за вознаграждение агитдеятельности, а в устной форме ему объясняют, что нужно проголосовать за определенного кандидата. Более того - это явление носит массовый и системный характер.

Как заявил на недавнем заседании штаба по обеспечению законности и правопорядка на выборах вице-губернатор Максим Жаворонков, «на территории Пскова наблюдается беспрецедентная попытка исказить волеизъявление избирателей». Высказыванию заместителя Андрея Турчака созвучны и слова председателя облизбиркома Николая Цветкова. Он призвал псковичей не поддаваться на уговоры участников выборов и не дать «сделать себя "стрелочниками"». «Когда заказчики скроются, например, за депутатской неприкосновенностью, вы будете наказаны за преступление, предусмотренное ч.2 ст.141 Уголовного кодекса РФ. Предлагаемые вам 1000 или 2000 рублей за ваш голос - ничто по сравнению со штрафом до 300 тысяч рублей либо лишением свободы на срок до пяти лет», - предостерег избирателей Николай Цветков.

Таковы позиции сторон — от «никакого нарушения» до «беспрецедентное ЧП». Является ли используемый оппозицией метод подкупом или же это законный метод привлечения агитаторов, пусть разбираются правоохранительные органы. Я ничего тут не утверждаю. Со своей стороны хочу лишь напомнить, что тема подкупа на выборах, образно говоря, стара как мир. Своими корнями это явление уходит еще в 1990-е, когда принцип «Ты мне голос, я тебе — деньги» был весьма распространенным в дни голосования. Если вспоминать те времена конкурентных выборов, то различные технологии по приводу на участки малообеспеченных слоев населения, в том числе схожие с подкупом и заключением договоров на агитдеятельность, применяли многие из кандидатов, обладавших необходимыми финансовыми ресурсами. Так что старожилов предвыборных войн, в том числе из числа действующих псковских депутатов, неоднократно использовавших в прошлом подобные технологии, темой подкупа избирателей не удивишь.

Почему же сейчас так много шума вокруг в общем-то банального процесса? На мой взгляд, все дело в том, что власть впервые за продолжительное время столкнулась с серьезной консолидированной силой, которая вкладывает в кампанию большие средства. Как пояснил тот же Максим Жаворонков, эти действия (имеется в виду подкуп) «четко координируются и охватывают кандидатов не только от "Справедливой России", но и самовыдвиженцев, и представители других партий». «Честно говоря, на моей памяти подобного рода действия в таких масштабах за последние восемь лет не происходили», - признался вице-губернатор.

На системный характер действий оппозиции обращает внимание и лидер единороссов Псковской области Александр Котов. «Исходя из того, что мы наблюдаем в ходе избирательной кампании, можно сделать вывод, что появилась и активно действует некая координирующая сила, и возглавляет ее Михаил Гавунас», - об этом Александр Котов заявил сегодня в эфире радио «Эхо Москвы в Пскове». Он также отметил, что в прошлом году на выборах в Государственную Думу и Псковское областное Собрание в схеме Михаила Гавунаса была только «Справедливая Россия», а «теперь в политическую сеть попали несколько партий».

Здесь следует отметить, что столь бурная реакция со стороны руководителей органов власти последовала после того, как глава Пскова и лидер команды «Единой России» на выборах в гордуму Иван Цецерский обвинил региональное отделение партии «Справедливая Россия» в подкупе избирателей.

Соответствующее заявление было подано им в территориальную избирательную комиссию Пскова (после рассмотрения в ТИКе жалобу направили в правоохранительные органы). Впрочем, обращение господина Цецерского было далеко не единственным: десятки жалоб на предполагаемый подкуп со стороны кандидатов из так называемой «группы Михаила Гавунаса» поступили на «горячую линию» выборов в Пскове.

Представителей данной группы, разумеется, можно упрекать во множестве тактических ошибок, отсутствии яркого креатива и прочих оплошностях, однако следует признать очевидное: «команда Михаила Гавунаса» действует на муниципальных выборах в Пскове системно и, можно даже сказать, тотально. Вследствие чего власть вынуждена отвечать. Именно в связи с системным характером явления, как будто вернувшегося из конца 1990-х — начала 2000-х, оно напрягает многих в региональном и городском руководстве.

К чему же может привести такая активность оппозиции? Учитывая, что это выборы муниципальные и округа относительно небольшие, исход голосования зачастую решает разница всего в несколько десятков голосов, поданных за соперничающих друг с другом кандидатов. Таким образом, многое зависит от способности тех или иных сил мобилизовать и привести на избирательные участки своих сторонников. Муниципальные выборы - именно тот случай, когда каждый голос имеет большое значение и способен реально повлиять на общий результат. Это не масштабные избирательные кампании регионального уровня, где несколько десятков или даже сотен «купленных» голосов — капля в море, и ничего по большому счету не решают. На муниципальных выборах все иначе, чем и объясняется такая точечная «работа» с избирателем, а также достаточно крупные суммы (1-2 тысячи рублей), которые кандидаты готовы платить «агитаторам».

Все это может принести успех — тем более в условиях низкой явки. А 10 сентября, скорее всего, она и будет именно такой: едва ли псковский избиратель на исходе дачно-отпускного периода валом повалит на участки. К тому же сама кампания с обилием черного пиара и взаимными обвинениями кандидатов вряд ли способна побудить псковичей оторваться от своих дел и отправиться на исполнение гражданского долга. Это уж не говоря о том, что областная столица в принципе не относится к числу муниципалитетов, традиционно ставящих рекорды явки, да и сами выборы органов местного самоуправления — это отнюдь не президентская кампания и не даже не парламентские выборы, чтобы рассчитывать на участие хотя бы половины всех избирателей. Таким образом, при низкой явке используемые оппозицией приемы вроде заключения договоров на агитационную деятельность могут принести правящей партии весьма неприятные неожиданности. Этим, на мой взгляд, и объясняется столь бурная реакция представителей власти на сообщения о возможном «подкупе избирателей».

Андрей Степанов

Источник: Псковская Лента Новостей





 

Какие из характеристик кандидатов должны являться определяющими при выборе сити-менеджера Пскова?













Loading...


Голосование

Какие из характеристик кандидатов должны являться определяющими при выборе сити-менеджера Пскова?













Календарь