Новости партнеров
Политика

Николай Цветков: Если сити-менеджер за год не наведет порядок, то сделать этого он не сможет и за пять лет

03.12.2008 14:55|ПсковКомментариев: 48

8 декабря в Пскове пройдут общественные слушания, на которых будет рассматриваться инициатива о сокращении срока полномочий главы администрации Пскова (сити-менеджера) с пяти лет до одного года.

По этому вопросу уже развернулась дискуссия, высказываются аргументы за и против, порой они довольно эмоциональны, что скрывает или искажает суть.

О том, что же предполагает изменение срока полномочий сити-менеджера, мы попросили объяснить председателя комитета по вопросам местному самоуправления администрации Псковской области, кандидата юридических наук Николая Цветкова.

- Николай Юрьевич, давайте наш разговор построим таким образом. Я выступлю сомневающейся стороной и буду приводить аргументы против поправки, в том числе, уже звучавшие из разных уст. Итак, начнем с «глобального». Предложение губернатора сократить срок полномочий сити-менеджера идет в разрез с политикой партии «Единая Россия» и Президента?

- Никоим образом. Более того, это предложение отражает суть ряда заявлений, сделанных Президентом Медведевым в послании Федеральному Собранию, а также озвученных лидерами «Единой России».

1 год для главы администрации города - это не срок полномочий, это инструмент политического контроля. Городская Дума контролирует деятельность местной администрации. Однако по итогам такого контроля Дума, даже если признает деятельность неудовлетворительной, далее ограничена в своих действиях. Между тем, в послании Президента Дмитрия Медведева содержится тезис об усилении контролирующих полномочий со стороны представительных органов местного самоуправления, которые «должны иметь возможность действенно контролировать, а при необходимости – и отстранять от должности руководителей муниципалитетов. Вопрос о повышении ответственности муниципальных начальников за качество и результаты их работы давно назрел». Это фактически о нашей, псковской ситуации.

Можно утверждать, что положения послания Президента, в том числе, касающиеся местного самоуправления, найдут свое отражение в законодательстве, но, учитывая некоторую долю инерции в процедуре разработки и принятия актов, губернатор предложил действенную меру по созданию эффективного и быстрого механизма отрешения от должности сити-менеджера.

Кстати, необходимость создания такого механизма Дмитрий Медведев поддержал в ноябре на пресс-конференции в Ижевске. Процитирую, он сказал так: «Никакой глухой стены между муниципалитетами и субъектовым уровнем, уровнем регионов, нет и быть не может. Для людей это одна власть: что губернатор или его заместитель, что мэр крупного города – это всё начальники, которые каким-то образом появляются на должностях. Поэтому, конечно, здесь должна быть логика. Если, скажем, руководитель муниципального образования всё-таки что-то нарушил, если он неэффективно работает, на это должны быть какие-то меры воздействия: начиная от судебного увольнения и заканчивая теми предложениями, которые я сформулировал в Послании, – решение этого вопроса через муниципальные же представительные органы, чтобы была всё-таки процедура достаточно быстрого и эффективного отрешения от должности. Вот эта процедура, на мой взгляд, полностью укладывается в Конституцию и может быть реализована».

- А как же апелляции к тому, что срок полномочий Президента и депутатов Госдумы увеличивается, а срок полномочий сити-менеджера предлагают наоборот уменьшить?

- Этот «аргумент» - наглое передергивание, подмена понятий, рассчитан на неосведомленность людей. Вы, в принципе, об этом уже писали. Сравнение с Президентом и депутатами абсолютно неуместно. Президент и депутаты напрямую избираются народом и определяют долгосрочную стратегию страны. Сити-менеджер – наемный работник, отвечающий за исполнение конкретных обязанностей и функций. Если его с кем-то и сравнивать, то подойдет более-менее сравнение с премьер-министром, который назначается Президентом и утверждается Госдумой. Тут аналогичная схема – конкурс и утверждение кандидатуры городской Думой. Однако премьер-министр может быть отправлен в отставку Президентом в любой момент. Почему же сити-менеджер фактически бесконтрольно должен пять лет находиться у руля?

Ну, уж если и говорить о Президенте, то его правовой статус таков, что согласно ст. 93 Конституции он может быть отстранен от должности в порядке установленном самой Конституцией.

Данная статья содержит четкий, абсолютно прозрачный механизм отстранения от должности Президента. Чего не скажешь о выборных должностных лицах местного самоуправления и муниципальных служащих категории подобной сити-менеджеру.

- Есть ли какой-то опыт годичного срока полномочий для руководителей высокого уровня?

Конечно, есть. Примеров много, приведу несколько. Город – это хозяйство, это своего рода большая корпорация. Вы знаете, что топ-руководителей крупных корпораций федерального уровня назначают на один год, после чего контракт с ними могут и не продлить, все зависит от показателей работы.

Кстати, сразу отмечу, что пять лет - тот срок, который сейчас прописан в Уставе Пскова, выходит за рамки срока полномочий Думы IV созыва. А годичный срок контракта согласуется с положениями федерального закона, предусматривающих исключительную компетенцию Думы по контролю за деятельностью местной администрации. Компетенция Думы раскрывается в Уставе города, который содержит положения о проведении ежегодного отчета главы администрации города перед Думой о своей деятельности и деятельности администрации по итогам прошедшего года.

Такой опыт имеют ряд зарубежных стран. В Латвии по окончании отчетного периода глава местной администрации представляет отчет представительному органу, и по итогам работы принимается решение о пребывании его в этой должности. Города республиканского значения Латвии - Даугавпилс, Резекне и др. – уже давно применяют такую схему и достигли серьезных успехов в различных сферах: благоустройство, содержание и ремонт местных дорог и т.д. Да и выглядят они совсем иначе, чем Псков.

В Европейском Союзе, при наличии постоянно действующего Европарламента, Европейский Совет поочередно возглавляют разные страны-члены ЕС. Председательствующие страны–члены ротируются 1 раз в полгода и при этом исполнительный орган выполняет основные положения общей стратегии, утвержденной членами ЕС коллегиально.

- Но как сказал один из оппонентов поправки, научная организация труда не предполагает назначения топ-менеджеров на один год, кроме того, за год человек может не успеть зарекомендовать себя с профессиональной стороны…

Те, кто упорно твердят о том, что пройдет один год и надо будет назначать нового сити-менеджера, просто вводят людей в заблуждение, сознательно или нет, не знаю. Один год - это не просто срок полномочий, это, по сути «испытательный срок» по должности главы администрации города Пскова для муниципального служащего, прошедшего конкурсный отбор.

Трудовое законодательство не предусматривает испытательного срока при заключении срочных трудовых договоров. Контракт с сити-менеджером подписывает глава города и в случае если муниципальный служащий не выдержал годичный «испытательный срок», то трудовые отношения с ним прекращаются безболезненно, без судебных процедур и взысканий. Это своего рода гарантия от ошибки в отборе некомпетентного специалиста.

Год – это не срок работы сити-менеджера, а срок действия его контракта. Если он отрабатывает этот год хорошо, то трудовые отношения могут быть продлены. В связи с этим данная поправка может стать лишь этапом в системном обновлении Устава, уточняющим правовое положение главы администрации города Пскова.

- То есть вы считаете, что за год сити-менеджер сможет себя проявить, сформировать команду, достигнуть каких-то заметных результатов?

- Профессионалу, а брать на такую работу нужно только профи, человека с опытом такой работы, а не кухарку, не инженера, или поэта, как это было в 1990-е годы, когда мэры выбирались и были политиками, а не управленцами, не нужен год, чтобы продемонстрировать качество своей работы. Если улицы убираются, в домах есть свет и тепло, значит, сити-менеджер работает качественно. А если за год не смог навести порядок в городских делах, то и за 5 лет этого не произойдет.

Профессионал способен привести с собой команду таких же профессионалов, или быстро подобрать их. Ему не придется действовать методом проб и ошибок как мэрам-политикам старой закалки, подбиравшим команду по признакам политической лояльности и личной преданности.

Кроме того, в ныне действующей мэрии тоже есть профессионалы, на которых глава администрации города сможет опереться.

- Есть серьезные сомнения о том, что найдутся желающие занять должность сити-менеджера с гарантированным сроком полномочий только на год.

- Я разговаривал со многими специалистами, которые в других городах уже выполняют функции сити-менеджера. Если свести их мнения к общему знаменателю, то оно такое: если четко прописаны полномочия, если работа достойно оплачивается и человек имеет опыт, то для успешного человека срок один год не имеет никакого значения – он просто уверен в своих силах.

Я считаю, что для настоящего специалиста такая должность – подарок: это хорошая работа и она достойно оплачивается. Это ценная запись в его резюме. Менеджеры-управленцы привыкли к системе срочных трудовых контрактов, она распространена повсеместно в крупных кампаниях. В нынешних условиях кризиса число претендентов еще больше увеличится.

Вообще я считаю развернувшуюся по этому вопросу дискуссию весьма полезной, потому что фактически идет общественная экспертиза предложения.

Беседовал Александр Машкарин

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 274 человека
Лента новостей