Новости партнеров
Политика

Владимир Зубов о мировом кризисе, бизнесе, власти и Вениамине Пинхасике

26.12.2008 14:22|ПсковКомментариев: 4

Псковская Лента Новостей представляет интервью с президентом Торгово-промышленной палаты Псковской области Владимиром Зубовым

- Владимир Анатольевич, накануне нового года Торгово-промышленная палата Псковской области провела собрание своих членов и бизнес-сообщества региона. Тема была озвучена злободневная: «Партнерство государства и бизнеса в условиях финансово-экономического кризиса». Может, с кризиса и начнем?

- Мне, если честно, не хотелось бы говорить о кризисе, мне хотелось бы говорить о той же самой власти, или том же самом бизнесе, которые в этих условиях ищут пути взаимодействия.

- А такие пути есть, на ваш взгляд?

- Я уверен в этом. Если бы власть была самодостаточной и сказала бизнесу «знать вас не знаем», но нет - бизнес нужен власти, так он дает налоги. С другой стороны бизнес сам по себе тоже не может существовать. Поэтому стороны должны очень согласованно подходить к тем контактам между бизнесом и властью, и бизнес необходимо поддерживать в рабочем состоянии, в тонусе. Чтобы бизнесу было выгодно работать, выгодно платить налоги, чтобы он являлся основным социальным инструментом, создающим рабочие места. Там где есть работа, там нет социальных потрясений.

- Но вы же не станете отрицать, что происходящие сегодня события в мировой и российской экономике затрагивают, в том числе, и псковский бизнес. Насколько последствия кризиса могут быть фатальными для нас?

- Не только бизнес почувствовал этот кризис, его ощутили все жители. Не случайно он называется «мировым» - кризис идет как ржа, съедая все на своем пути. Его нельзя привязать к какому-то государству, он связан с процессами макроэкономики. Мы очень радовались глобализации, вот эту глобализацию мы можем наблюдать воочию, когда невозможно спрятаться в рамках отдельного национального государства.

Самое основное – рухнул рынок заказов. Люди вдруг поняли, что они работают на некие «пирамидки», «мыльные пузыри», облигации, акции, которые ничем не обеспечены. В конечном итоге нельзя получить эти деньги, а продукт, который производился, оказался никому не нужным. Расплачиваются всегда те, кто находится у основания этих пирамид.

В одночасье стали не нужны товары. Сначала для сферы строительства, как наиболее комплексной, вовлекающей в себя разные производства. Потом и для других сфер.

Все компании привыкли жить на чужие деньги – получаешь удовольствие сразу, а платишь за него позднее. На этом мы и попались. 

- Глобализация нас касается, вроде, в меньшей степени, но все равно «задело»?

- Если посмотреть по статистике, не просто «задело», а «взяло в оборот».

- Может нам эта глобализация и нужна вовсе? У нас в стране все есть, и газ, и нефть и все остальное. Может, лучше жить, как в коконе?

- Да запросто мы можем жить, как в коконе. Но это не выход. Если есть возможность что-то продавать, надо это делать. Вопрос в другом. Никто не хочет то, что у нас есть, покупать. Смотрите, как упали цены на наше сырье. Раньше все «с руками отрывали», так как был стимулирован очень мощный спрос. Мы находились на вершине синусоиды – ведь все экономические и жизненные процессы происходят циклично. Есть периоды подъема, есть периоды спада.

Причем, нужно отдавать себе отчет, что это не сиюминутный спад, как был в 1998-м году, когда кризис был исключительно в России из-за облигаций ГКО. И когда рубль «рухнул» в два раза по отношению к доллару, производство начало активно работать на экспорт, очень мощно пошло сельское хозяйство, так как стало невыгодно завозить сельхозпродукцию из-за рубежа.

Сейчас мы находимся на несколько новом этапе, связанном с новыми технологическими процессами. То есть в некой пиковой вершине сошлись социальные процессы, экономические процессы, коллапс финансовой системы, равнение на одну международную валюту и многое другое.

Поэтому, я считаю, что наступает 2009-й год, как период нового осмысления той ситуации, в которой находится не только Россия, но и мировое сообщество.

- Значит, вы согласны с тем, что в кризис отечественная промышленность может начать по-новому действовать?

- От кризиса есть мощная польза. Это изменение устоявшихся привычек и традиций. Оно стимулировано внешней средой, но подстегивает к изменению и внутреннего уклада. Так что, если мы можем грамотно стимулировать спрос у нас в стране. У нас есть, чем заняться.

Надо сделать нормальные дороги, поменять парк станков, который давным-давно пришел в упадок. Предприятиям, которые были ориентированы на внешний рынок, переориентироваться на внутренний. Не дать возможности нашим российским предприятиям умереть, дать возможность сохранить рабочие места. -  это будет гораздо выгоднее, нежели постоянные субсидии и субвенции в социальную сферу на увеличение выплат пособий по безработице. Это все последствия, а необходимо смотреть в корень -  и сохранить промышленность.

Необходима ориентация на собственного производителя. Тогда мы будем чувствовать себя лучше, чем другие страны, у которых подушки безопасности в виде накопленных средств нет. Надо начинать заботиться о собственном производителе.

- Разговоры про заботу о собственном производителе идут уже последние 15 лет. Вы думаете, руководство страны осознает это?

- Я думаю, процессы, которые сейчас развиваются, находятся еще в самом начале, и если руководство страны не озаботится о сохранении и разумном использовании накопленной денежной форы, и от разговоров не перейдет к делу, то очевидно, что это будет уже другое правительство.

- Возвратимся к псковским реалиям. На минувшей неделе было официально подтверждено, что на многих предприятиях Пскова и области начались или начнутся сокращения. Вы знаете о цифрах. Где 50 человек сокращают, где 100, где 200. Для Псковской области это не предел?

- К сожалению, это только начало процесса, и предприниматели – они не враги себе. Они понимают, что если сейчас выгонят людей, которые научены работе на определенном производстве, то человек, благодаря инстинкту самосохранения, обязательно найдет себе сферу применения. На предприятиях должен оставаться костяк. Если и предлагать кому-то уволиться, то это должны быть те специальности, которые будет можно очень быстро восстановить. Процесс увольнения бывает растянутым по времени от 2 до 3 месяцев. И это болезненный процесс. Поэтому, когда предприниматель его проходит, это всегда психологические потери, как с его стороны, так и со стороны работника. Я считаю, что никто толпами необдуманно народ на улицу выгонять не будет.

Многие предприятия взяли кредиты на инвестиционную деятельность, на обновление парка станков и инструментов. Без этого в конкурентном рынке выжить не возможно. Сейчас они остались один на один со своими проблемами: как возвращать эти кредиты?

Конечно, все эти проблемы, может быть, конкретному работнику и не понятны. Для него важно то, что ему отказали в работе. Думаю, что пик процесса высвобождения рабочей силы придется на конец января – февраль следующего года. И тогда мы будем реально знать, насколько сильно кризисные явления ударили по рынку труда в Псковской области.

Это не значит, что стоит «посыпать голову пеплом», потому как открываются новые ниши, и малый и средний бизнес на это реагирует. И уже работники службы занятости говорят, что 1/3 из высвобождающихся работников будет иметь возможность переквалифицироваться и устроиться на новую работу.

- Вы сказали о свертывании инвестиционных программ, но если взять статистику по Псковской области, она совсем неплохая и свидетельствует о том, что объем инвестиций растет...

- Я полностью согласен, с уточнением «не растет, а рос». Если мы говорим о периоде до ноября 2008-го года, был рост. В ноябре уже был зафиксирован спад производства на 11% по России. Эта участь не минула и Псковскую область. А если мы возьмем декабрь, скорее всего, тоже будет спад. Хотя, на самом деле, действительно 2008 год для Псковской области был самым большим годом как по инвестициям, так и по другим направлениям.

Но если вспомнить про синусоиду, где мы находимся на самой вершине, другого быть и не могло. Сейчас мы с пика начали идти вниз. Нужно осознать глубину падения.

- До глубины еще, значит, не дошли?

- Нет, мы только в начале спуска. Те, кто занимался горными лыжами, знают, что самый пик ощущений это тогда, когда ты отталкиваешься от вершины, и самое захватывающее это тогда, когда находишься на самом низком участке.

- Кризис затронет непосредственно и жизнедеятельность муниципальных образований. Сегодня в Пскове идет активная дискуссия по поводу новой должности, которая появится в марте 2009-го – сити-менеджер. Уже даже появилась кандидатура – Вениамин Пинхасик. Как вы относитесь к его возможному назначению в такой непростой период?

- Если говорить о Вениамине Шмуиловиче Пинхасике, то мы знакомы с ним еще в бытность его работы в «Пскоэнерго». Его организаторские таланты, умение управлять коллективом, умение решать поставленные задачи – в этом никто не сомневается. Предложение кандидатуры Пинхасика было весьма рациональным. Возможности и желание работать у него есть. Думаю, он не растерял связи, которые у него были тут наработаны.

Надеюсь, что мало найдется желающих, которые в такой сложной ситуации взвалили на себя эту ношу, понимая, что так или иначе они будут в данный момент кризисными управляющими. И что на них будет сосредоточено внимание. Считаю, что Вениамин Пинхасик одна из достойных кандидатур. Это очень сложная работа, и не все до конца это осознают.

- Оппоненты говорят о том, что управлять денежной энергокомпанией и дефецитным муниципалитетом – две разные вещи...

- Логика в этом, конечно, есть. Не всегда управление корпорацией согласуется с работой сити-менеджера. Но кризисный менеджер и должен вывести ситуацию в городе. Тот, кто имеет желание, тот, кто достаточно четко представляет себе суть будущей работы, тот, кто не строит иллюзий, это, наверное, основное. У Вениамина Пинхасика, мне кажется, это есть. Справится или нет, мы, жители города, увидим.  

- В этом есть определенная пикантность, что кризисный управляющий приходит в Псков в тот момент, когда кризис не только в муниципальном хозяйстве, но и в мире...

- Иногда эти пикантности они как-то в этом мире совпадают. Ничего не делается просто так. Если мы пришли к тому, что городу нужен сити-менеджер, и так ратуем за то, чтобы это был действительно хороший специалист, значит, не все нам безразлично.

Беседовал Алексей Голубев

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 120 человек
Лента новостей