Новости партнеров
Общество

Американский плач о свободе слова

03.05.2012 16:58|ПсковКомментариев: 29

3 мая отмечается Всемирный день свободы печати. В международном рейтинге свободы прессы за 2011 год, подготовленном - видимо, к празднику - американской организацией Freedom House, Россия заняла 172-е место из 197. В окружении Зимбабве и Азербайджана. Хуже всего дела обстоят в Иране, Белоруссии и Узбекистане. Замыкает рейтинг уже не первый год Северная Корея. В пятерку стран с самой свободной прессой входят Финляндия, Норвегия, Швеция, Бельгия и Дания. Соединенные Штаты занимают 22-е место, разделяя его с Эстонией и Ямайкой.

Всего же эксперты насчитали 66 «свободных», 72 «частично свободных» и 59 «несвободных» стран. Из постсоветских государств в состав «свободных» попали члены Евросоюза - Эстония, Литва и Латвия. В числе «частично свободных» - Грузия, Молдова и Украина. Остальные вместе с Россией примкнули к «несвободным».

Забавно, что по сравнению с прошлым годом наша страна поднялась всего на одну ступеньку вверх. Улучшению положения со свободой слова россияне обязаны развитию «социальных медиа» - блогов и социальных сетей, доступу к альтернативной информации. Однако, по мнению составителей рейтинга, судебная система в России служит для преследования журналистов. Кроме того, отмечена «безнаказанность за физические нападения и убийства журналистов» и государственный контроль или влияние на большинство традиционных СМИ.

При всем уважении к американским правозащитникам нельзя не отметить предвзятость рейтинга. Даже учитывая определенные претензии к российским центральным федеральным каналам, ставить Россию почти в самый конец списка - как-то перебор. Со стороны все похоже на специально подготовленную пропагандистскую фишку, дабы еще раз как бы напомнить о проблемах демократии в нашей стране. Любят американцы всех поучить жить - что тут поделаешь!

Просто комичным выглядит представление о том, что в 171-ой стране мира со свободой СМИ лучше, чем в России. Взять хотя бы наших географических соседей - Эстонию и Латвию. В этих странах половина населения вообще неграждане, которые даже не имеют права избирать и быть избранными, а по рейтингу свободы прессы они, типа, в лидерах. Просто смешно. Тут уже даже не двойные стандарты, а тройные или еще какие.

Разговоры о свободе слова в России ведутся постоянно. Кому-то кажется, что у нас произвол и засилие властей, которые затыкают рот всем неугодным. Другие уверены, что в настоящий момент мы имеем в распоряжении достаточно широкий спектр независимых источников, прежде всего, через Интернет.

Конечно, если взять жесткие критерии свободной журналистики, то Россия, может, им и не соответствует. Вполне возможно, в европейском смысле свободной прессы у нас просто нет. В то же время если сравнивать с тем, что было в Советском Союзе или что сейчас происходит в Северной Корее, то это земля и небо. И если брать по большому счету, то особых проблем со свободой слова в России, в принципе, не наблюдается.

В том, что российские власти стремятся контролировать СМИ, нет ничего удивительного. В определенной степени этим занимаются все государства. Те же США. Широко известен факт, что, например,  после событий 11 сентября, по мнению наблюдателей, мобилизация американской прессы на безусловную поддержку администрации США произошла стремительно и носила тотальный характер. Были установлены строгие табу. Американское правительство сформулировало принципы ведения глобальной пропагандистской кампании, утвердило жесткие критерии подачи информации.

Также американские СМИ практически в один голос поддержали натовские бомбардировки Югославии, а затем и войну в Ираке. Власти США «попросили» периодическую печать, теле- и радио каналы на неопределенное время забыть про свободу слова и отказаться от «абсолютной объективности». А как же долг журналиста, предполагающий добросовестное донесение до общества всего существующего многообразия точек зрения?

Так чего мы хотим от наших властей? Да, надо признать в России есть темы и персоны, закрытые от критики. И тут действует скорее не механизмы цензуры, а внутренняя самоцензура телекомпании или конкретного журналиста. С одной стороны это можно называть продажностью и, как водится, навешивать ярлыки на журналистику по поводу «второй древнейшей» профессии. С другой стороны, журналист, как и сотрудник организации в любой другой сфере действует по установленным правилам этой организации. И если государственные СМИ, условно говоря, лояльно относятся к власти, то чему удивляться? Так и должно быть. Естественно, есть у нас и частные СМИ, которые тоже выполняют госзаказ. Ничего личного – только бизнес.

Один из псковских журналистов – можно сказать, «акул пера» - как-то высказал довольно понятную и простую мысль. В том смысле, что степень свободы слова в СМИ зависит от длины поводка, на котором это СМИ держит хозяин-учредитель. Есть поводки покороче, которые всегда позволяют держать СМИ «у ноги». Есть подлиннее – там свободы побольше. Но безграничной свободы никогда не бывает.

Нормально все у нас со свободой слова. А американцы пускай за собой следят...

Андрей Степанов

Иллюстрация: Алексей Меринов, «Московский комсомолец»

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 234 человека
Лента новостей