Сегодня: Суббота, 16 Декабря    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
Что купить к Новому году и где отметить - 2018 идей Доверие клиентов TeleTrade Европа Плюс бьет рекорды «Псковские Коммунальные Системы» получили Благодарность от замминистра энергетики РФ Топ-3 зимней обуви Лучшая интерьерная печать в Пскове



Сидякин и FARA

10.07.2012 10:09 ПЛН, Псков

В пятницу, 6 июля, депутаты Государственной Думы приняли в первом чтении законопроект об иностранных агентах, предложенный единороссом Александром Сидякиным. Более того, вся фракция ЕР решила выступить в качестве его соавторов. То есть это была не шутка, а вполне себе новое слово в законотворчестве, которое можно и даже нужно обсуждать всерьез. Понятно, что когда речь идет о политической целесообразности, здравый смысл вынужден отступать. Однако перечислить аргументы небесполезно, хотя бы для завершения гештальта.

Итак, записывая в «иностранные агенты» некоммерческие организации, получающие любые зарубежные деньги и участвующие в политике любым возможным способом, Сидякин сотоварищи декларируют «развитие институтов гражданского общества и гражданского контроля в России». Положения проекта, уверяют единороссы, «четко соотносятся с нормами законодательства развитых стран». Это, кстати, любопытный феномен: вводя откровенно недемократические нормы, наши депутаты обязательно ссылаются на опыт развитых демократий. Еще забавнее принимать закон против иностранного влияния, кивая на иностранную практику. Симптоматично, что тут скажешь.

Под «нормами законодательства развитых стран» авторы проекта, очевидно, имеют в виду американский Закон о регистрации иностранных агентов (FARA). Он был принят в США перед Второй мировой войной в целях сопротивления гитлеровской пропаганде и потом еще пригодился в эпоху маккартизма. На этом политическая роль FARA исчерпалась.

На принципиальные отличия FARA от сидякинской инициативы указал 5 июля 2012 года политический представитель Соединенных Штатов при ОБСЕ Тим Фингарсон: «Российский законопроект, как мы его понимаем, требует регистрации в качестве иностранного агента от российских групп, получающих финансирование из-за рубежа и занимающихся политической деятельностью в ее широком определении. Американский закон обязывает организации регистрироваться, если они работают для продвижения интересов иностранного заказчика. Большинство структур, зарегистрированных согласно FARA, являются оплачиваемыми лоббистами, службами по связям с общественностью и юридическими фирмами, а не некоммерческими организациями. Регистрация по FARA не требуется для американских организаций, получающих финансирование из иностранных источников».

Подробно разобрал эти различия Николай Злобин, директор российских и азиатских программ Института мировой безопасности (США), постоянный участник заседаний путинского Валдайского клуба (это ремарка для тех, кто склонен оценивать эксперта по шкале «патриот - наймит Запада»). Кстати, по его мнению, России, безусловно, нужен закон, регулирующий участие иностранных денег в социально-политической и экономической жизни. Проблема в том, что данный законопроект таковым не станет.

Господин Злобин выделяет как минимум пять принципиальных позиций. Во-первых, проект допускает максимально широкую трактовку «политической деятельности», под которую попадает практически любая гражданская активность. Об этом говорит в своем заключении и Общественная палата РФ. Сидякинская инициатива в первую очередь ударит по правозащитным организациям - они постоянно давят на власть и пытаются влиять на политические решения - тогда как в США правозащитная деятельность в принципе не считается политической. «Правозащитник по определению не может и не должен заниматься политикой, ибо права человека надо защищать в любой системе власти», - поясняет Злобин.

Далее эксперт отмечает, что требование раскрывать источники финансирования для НКО звучит бессмысленно в условиях общей непрозрачности бюджетов как проправительственных, так и оппозиционных организаций. В США налоговое законодательство стимулирует благотворительность: пожертвования списываются с налогов и частных лиц, и коммерческих компаний. Поэтому каждый доллар задекларирован. Опять же, не будем забывать, что транспарентность - английское слово: сама идея прозрачности бюджетов пришла к нам с Запада. Но европейские и американские деньги - капля в море неучтенного финансирования, текущего в Россию из Китая, стран СНГ, с Ближнего Востока и т.д. «То есть можно будет видеть, откуда деньги у конкретных институтов, и эта информация все равно будет из Америки приходить. А как у остальных будут выяснять [откуда деньги], я не очень понимаю», - говорит Злобин.

Третий пункт, о чем говорил Тим Фингарсон: в США как иностранные агенты регистрируются именно организации, работающие в интересах иных государств. При этом источники финансирования таких организаций значения не имеют - они могут быть сугубо национальными.

Четвертое различие заключается в том, что FARA имеет прежде всего фискальное значение: иностранные агенты лишаются права на налоговые льготы. Однако в США от необходимости регистрироваться по FARA изначально освобожден широкий спектр НКО - культурные, образовательные, научно-исследовательские, молодежные, спортивные и другие организации. Никому в голову не приходит, что такая работа может осуществляться «в интересах других государств». А вот финансирование политической деятельности в узком смысле (выборы, партии) за счет иностранных источников в США напрямую запрещено.

Наконец, пятый и самый важный момент - FARA является частью обширного и хорошо проработанного законодательства о лоббистской деятельности. Как показывает практика, большинство иностранных агентов заняты именно в сфере лоббизма. В Соединенных Штатах лоббист - это профессия, а не побочная функция федерального чиновника высшего ранга. Лоббисты платят налоги и тем самым пополняют бюджет страны (еще одно отличие от российской практики).

В РФ лоббистская деятельность вообще не регулируется законом. В рейтинге лучших лоббистов России, который регулярно составляет Агентство экономических новостей по заказу «Независимой газеты», первые места традиционно занимают министры, вице-премьеры и губернаторы. Например, в майском рейтинге (см. номер «НГ» за 20.06.2012) группу «Лоббисты - "первые лица"» возглавляют Игорь Шувалов (федеральное правительство) и Сергей Иванов (администрация президента), группу «Лоббисты - региональные лидеры» - губернаторы Сергей Собянин (Москва) и Георгий Полтавченко (Санкт-Петербург), группу «Лоббисты - "профессионалы"» - Вячеслав Володин (администрация президента) и Владислав Сурков (аппарат федерального правительства). В США, даром, что оплот демократии, такие вольности были бы расценены как нонсенс. «Это и есть коррупция, когда член правительства или министр, или губернатор, или высокопоставленный чиновник, или президент, или премьер-министр лоббирует что-то», - поясняет русский американец Николай Злобин.

Неконтролируемый лоббизм, по всей вероятности, и становится причиной разных труднообъяснимых решений в сфере экономики и финансов. Ряд примеров приводит в своем блоге лидер «Яблока» Сергей Митрохин. Это такие вещи как строительство Росатомом за счет бюджета АЭС за рубежом «на сверхльготных условиях», продажа в 2011 году Китаю нефти по «60$ за баррель при рыночной цене в 110$», систематическое сдерживание Минфином РФ роста ставок акциза на табак и тому подобное. Сидякинский законопроект, как легко увидеть из текста, ни в коей мере не способен упорядочить эту сферу.

Вообще, говорить о серьезном влиянии будущего закона преждевременно - мало того, что он еще не принят, так в России законы в принципе не самоценны. Источники в Кремле уже анонсировали выборочное применение нормы об иностранных агентах - мол, «Генпрокуратура не будет проводить тотальную проверку всех НКО». Изначальная цель - делить НКО на своих и чужих, считает главред «Эха Москвы» Алексей Венедиктов, отсюда нарочитая неряшливость законопроекта: «И я никогда не поверю, что главное правовое управление президента РФ случайно это пропустило. Значит, это делается специально. Потому что по букве этого закона Русская Православная церковь - иностранный агент. И поскольку в этом законе сказано, что любое информационное сообщение иностранного агента должно сопровождаться сообщением о том, что это иностранный агент - это значит, что когда Патриарх Кирилл будет вести службу на Пасху, должна идти строчка: «иностранный агент». Впрочем, назло Венедиктову, единороссы решили перед вторым чтением «вывести религиозные НКО из-под действия закона» и тем самым поберечь лицо РПЦ.

В итоге, очевидно, что цель законопроекта - сугубо прикладная. По моему мнению, мы наблюдаем, как самая массовая фракция эксплуатирует возможности федерального парламента в своих партийных интересах, а вовсе не в интересах страны и ее граждан. Бывает такое, надо полагать, и в развитых демократических странах. Но не радует эта тенденция: почему-то из западного опыта наши законотворцы умудряются заимствовать не правила, а девиации.

Светлана Прокопьева

Источник: Псковская Лента Новостей



cюжет:
Законопроект об «иностранных агентах»


 

Владимир Путин провел большую ежегодную пресс-конференцию. Получили ли вы ответы на волнующие вас вопросы?












Loading...


Голосование

Владимир Путин провел большую ежегодную пресс-конференцию. Получили ли вы ответы на волнующие вас вопросы?












Календарь

«« 2017 г.
«« декабрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31