Сегодня: Вторник, 12 Декабря    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
ЖК «Спортивный квартал» от группы компаний «Стройиндустрия» Топ-3 зимней обуви «Псковские Коммунальные Системы» получили Благодарность от замминистра энергетики РФ Масло со скидкой! Доверие клиентов TeleTrade Псковичи могут встретить Новый год в новой квартире Европа Плюс бьет рекорды Что купить к Новому году и где отметить - 2018 идей Лучшая интерьерная печать в Пскове Врачевание не просто работа



Город не для машин

13.10.2012 12:22 ПЛН, Псков

Это, между прочим, не жалоба. Это призыв.

Очень странно ехать в час пик в полупустом автобусе, и при этом со скоростью черепахи – потому что пробка. Эта картина отлично иллюстрирует, как меняется, как развивается Псков, и с какими проблемами может столкнуться в будущем. Пока что проблема парковок и заторов на дорогах всерьез беспокоит только людей, не поживших за пределами родного города – они просто не знают, с чем сравнивать. Однако нельзя исключать, что в скором будущем, если не случится какой-нибудь экономической катастрофы, автомобилей на псковских улицах действительно станет слишком много. Поэтому не будет лишним уже сегодня подумать о том, как решать проблему заторов.

Это задача для муниципальных властей, а мы, журналисты, можем, разве что, а) ее обозначить, б) напомнить, как она решалась в других городах. Что тоже небесполезно, так как, судя по некоторым признакам, псковские городские власти ситуацией не владеют. Предпринимаемые сегодня шаги в корне противоречат успешному мировому опыту. То, как пытаются «бороться» с проблемой нехватки мест для машин в Пскове, приведет лишь к еще большей нехватки мест – и на парковках, и на дорогах.

Речь, в частности, о программе ремонтов дворовых территорий. Суть этих ремонтов сводится, во-первых, к обновлению дорожного покрытия, а, во-вторых, к расширению парковочных зон. Один из авторов этой инициативы, охотно поддержанной всей городской Думой, замглавы города Александр Копылов рассказывал на семинаре в Институте регионального развития, что жители Пскова пишут коллективные письма с просьбой расширить парковки, даже ценой сноса деревьев. Городские депутаты – сами автомобилисты и охотно прислушиваются к подобным народным стонам. Организация парковок, того и гляди, будет выделена в отдельную городскую программу. От полного превращения дворов в парковочные зоны парадоксальным образом спасают коммуникации, «предусмотрительно» проложенные советскими строителями по диагонали дворов. Не исключено, что наши потомки будут хором благодарить за это наших предков, без шуток.

Дело в том, что улучшение автомобильной инфраструктуры, то есть расширение дорог и обустройство парковок, никогда и нигде не решало проблему заторов. Ровным счетом наоборот: чем лучше дороги и парковки – тем больше машин – и тем больше пробок. Все через это проходили, и спорить тут не о чем.

Значит ли это, что не нужно заниматься ремонтом дорог, строительством объездных и обустройством парковок? Разумеется, нет. Правильно организованная автомобильная инфраструктура необходима в любом случае – какое-нибудь «бутылочное горлышко» создаст затор пусть даже из десяти автомобилей. Но в Пскове таких проблем, вроде бы, нет – есть широкие центральные проспекты, альтернативные выезды из любого района, не по одному мосту на реках. А теперь еще и асфальта хорошего понаделали.

Чем точно нельзя заниматься – так это расширением пространства для машин за счет пространства для людей. Нельзя сокращать зеленые зоны ради парковок (что и делает муниципалитет во дворах) и пешеходные тротуары ради проезжей части (легко представляю себе такое «естественное» решение проблемы). Все известные примеры успешной борьбы с пробками представляют собой как раз борьбу с автомобилями, в более или менее жесткой форме, то есть через запреты или альтернативы. Например, мэр Лондона Кен Ливингстон 19 февраля 2007 года ввел плату за проезд через центр города для всех частных автомобилей. Собранные деньги пошли на развитие общественного транспорта. Пробок действительно стало меньше, и через несколько лет территорию платного въезда расширили.

Для Пскова ограничения на въезд в центр – мера ненужная и бессмысленная. Нашему милому компактному городку стоит присмотреться к альтернативным решениям, которые успешно разгрузили дороги уже многих европейских городов. В первую очередь, это развитие общественного транспорта, которое сводится к повышению стандартов пассажирских перевозок: более качественный подвижной состав, чтобы приличным людям было «не западло» пользоваться, строго выдерживаемое расписание, высокая периодичность движения, разветвленная маршрутная сеть. ФГУП «Псковпассажиравтотранс» в этом плане не безнадежен, и сам потихоньку движется в верном направлении. Роль муниципалитета здесь должна быть, скорее, направляющая и подстегивающая, так как набитые, словно консервные банки, автобусы, конечно же, привлекательны для перевозчика в плане прибыли. Но они побуждают пассажиров переключаться на личный транспорт – как раз то, чего хотелось бы избежать. Второе направление – приоритет общественного транспорта перед личным, это в Пскове пока не актуально. О выделении отдельных полос под автобусы нужно будет думать, когда действительно станет не протолкнуться.

Гораздо более важная и полезная работа, которой нужно заниматься прямо сейчас, чем быстрее, тем лучше – это развитие пешеходной инфраструктуры. Необходимо перестраивать город под людей, а не под автомобили. Причем конечная цель, которая может быть достигнута таким путем, гораздо выше и значительнее, чем избавление от автомобильных заторов. Речь идет о развитии городской среды и социальном прогрессе в целом.

«Разница между прогрессивным и отсталым городом заключается не в качестве автодорог или метро. Она заключается в качестве пешеходной зоны», - говорит бывший мэр Боготы Энрике Пеналоса. На пару со своим предшественником Антанасом Мокусом он в короткий срок сумел полностью изменить и облик, и социальную жизнь столицы Колумбии, до середины 1990-х годов – одного из самых криминализированных городов мира.

Подход Пенталосы, наверное, покажется парадоксальным нашим городским депутатам: «Сначала пешеходы, затем велосипедисты и в последнюю очередь — машины». На практике это означало, что автомобильные улицы Боготы стали сужаться для того, чтобы построить широкие тротуары с лавочками и деревьями там, где раньше не было вообще никакой пешеходной зоны. Вместо новых автомобильных дорог стали делать велодорожки. Оставление машин на тротуарах жестко пресекалось. Энрике Пеналоса вспоминает, что это была настоящая война: «Мне говорили: «Мэр, не будь таким упрямым, тут и так машинам негде парковаться!» Но почему это должно меня волновать? Вы же не спрашиваете, где вам хранить свои вещи!». Чтобы подчеркнуть приоритет тротуаров над проезжей частью, их стали продолжать даже на перекрестках. Дополнительно город запустил рекламную компанию, целью которой было показать, что тротуары – не обочина дороги, а полноценное общественное пространство, где можно гулять, общаться, отдыхать.

«В рабочее время люди с низким и высоким достатком находятся в равных условиях. Различия между ними ощущаются в свободное время. Богатые могут позволить себе жить в больших домах с собственными садами, спортивными площадками, могут позволить себе различные развлечения, рестораны. Люди с низким достатком и их дети живут в маленьких домах. Единственная альтернатива телевидению, которая им по карману, — прогулка по городу. Поэтому качественная пешеходная зона — наименьшее, что может дать своим гражданам демократическое общество. Качественные тротуары, парки, спортивные площадки и площади», - говорит Пенталоса. Его интервью на русском языке, опубликованное на портале «The Village», стало хитом в социальных сетях.

Улица Боготы до и после запрета на парковку в пешеходной зоне. Фото The Village

В Боготе исключительно для пешеходов и велосипедистов построили 24-километровую улицу Porvenir Promenade через самые отдаленные и бедные районы города. Самый проблемный квартал Картучо, площадью в 23 гектара, куда боялась заходить даже полиция, вообще снесли и сделали на его месте парк Третьего Тысячелетия (Third Millenium Park). Парки и футбольные поля построили и в других бедных районах. Эти и другие меры поменяли не только внешний вид города, но и саму его атмосферу: резко снизился уровень преступности, повысилось качество жизни (Мокус и Пенаталоса помимо парков и тротуаров строили еще и библиотеки, водопроводы и прочую коммунальную и социальную инфраструктуру).

В Пскове, конечно, нет такой поразительной нищеты и преступности, какая была в Боготе двадцать лет назад. Но уличный криминал, социальная апатия, скука псковичам тоже знакомы. Качественные публичные пространства могут если не решить, то, по крайней мере, ослабить эти проблемы. Попутно освобождая городские улицы от автомобильных заторов – если приятно ходить пешком и удобно ездить на велосипеде, зачем тратить деньги на бензин?

Хороший город – пешеходный город, и немножко велосипедный. Ремонт тротуаров и проходов между жилыми домами, обустройство новых парков на месте сегодняшних пустырей, обустройство общедоступных спортивных и детских площадок, строительство велосипедных дорожек – вот чем, по уму, должны в первую очередь заняться городские власти. Выстроить город, из которого не захочется уезжать – дорогостоящая, амбициозная, но благородная задача.

Светлана Прокопьева

Источник: Псковская Лента Новостей





 

За кого вы проголосовали бы на выборах президента?



















Loading...


Голосование

За кого вы проголосовали бы на выборах президента?



















Календарь

«« 2017 г.
«« декабрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31