Новости партнеров
Общество

Конструируя соседа

07.11.2012 09:33|ПсковКомментариев: 10

Псков вошел в число городов, которые станут предметом изучения сотрудников Центра Европейских исследований Карлтонского университета (Оттава). Канадских ученых заинтересовали «Ценности, интересы, структуры управления в европейско-российских отношениях» - каким образом складываются, как развиваются территории по обе стороны границы Евросоюза после расширения Шенгенской зоны. Руководитель проекта профессор Джоан ДеБарделебен посетила Псков на этой неделе.

Директор Центра Европейских исследований Карлтонского университета представила свой проект во вторник, 6 ноября, на экспертном семинаре Института регионального развития. Джоан ДеБарделебен пояснила идею исследования, образно названного «От стен – к заборам»: изучить, как изменяется восприятие государственной границы по мере расширения европейской интеграции. В прошлом граница служила непреодолимой стеной, преградой, в будущем, полагает канадский исследователь, стены должны превратиться, скорее, в заборы – то есть границы приобретут более условный, если не декоративный характер, что уже наблюдается внутри Евросоюза.

В ходе исследования предполагается найти ключевые факторы, которые провоцируют конфликты либо стимулируют сотрудничество России и Евросоюза. Для этого профессор деБарделебен и ее помощники изучат основополагающие документы, проведут серию экспертных интервью, а также сделают контент-анализ публикаций российских и европейских СМИ по темам, обозначенным как ключевые: визы, энергетическая безопасность и соседские связи.

Уже на подходе к проекту канадские исследователи – далекие, отстраненные наблюдатели – отметили ряд технических препятствий. Системы управления по разные стороны границы Россия – ЕС не просто не совпадают, но и в ряде моментов диаметрально различны. В  Евросоюзе решения принимаются коллегиально, на основе консенсуса и через прозрачные и сильные институты. В России, наоборот, с институтами проблемы, зато есть один понятный центр принятия решений – Кремль. Различия в политическом устройстве, ценностном и идеологическом наполнении внутренней жизни обоих государственных образований заставляют искать новые механизмы взаимодействия. Среди таковых Джоан обнаружила склонность заменять политические вопросы технологическими (обсуждаются, к примеру, не права человека, а визовые режимы), приверженность к общим, концептуальным декларациям (т.н. «дорожные карты»), одновременную игру на двух уровнях (когда диалог Россией вместо ЕС ведет Германия или другая страна) и другие. Важный вопрос, на который хотели бы получить ответ канадские исследователи: способны ли приграничные отношения на низовом уровне (между муниципалитетами Эстонии и Псковской области, например) оказать влияние на федеральную внешнюю политику. Ответ, скорее всего, окажется отрицательным.

Российско-европейские отношения как тема исследований на протяжении ряда лет «кормила» многие псковские НКО, так что Джоан ДеБарделебен попалась благодарная и компетентная аудитория. Участники семинара, сами непосредственно вовлеченные в приграничное сотрудничество в тех или иных формах, по личному опыту рассказали профессору, как менялось с годами отношение к соседям, как функционируют пункты пропуска, какие проблемы возникают при получении виз, как «было при том и стало при этом» консуле – в общем, множество деталей, которые было бы совершенно невозможно обсуждать в каком-либо ином регионе. Эксперты обратили внимание, что в Псковской области восприятие Латвии и Эстонии, как ближайших соседей, где живут родственники и знакомые, куда можно съездить на выходные, значительно отличается от того, что можно встретить в других субъектах РФ.

Чем дальше от границы, тем более убедительной выглядит пропаганда федеральных телеканалов, рассказывающая о чудовищных унижениях наших балтийских соотечественников (не спешащих, тем не менее, репатриироваться). Заядлый путешественник и организатор международных культурных проектов Юрий Стрекаловский напомнил об опыте выступления в Пскове патриотического публициста Егора Холмогорова и его единомышленников: риторика «в защиту русскоязычного населения и против фашиствующей Прибалтики» два года назад не нашла отклика у псковской аудитории. И по сей день псковичей беспокоят куда более приземленные вопросы, типа: почему требуется обязательно въезжать в ЕС через Эстонию, если виза все равно «шенгенская».

Член Общественной палаты Псковской области, юрист Константин Калиниченко обратил внимание, что, несмотря на «потребительские», в целом не политизированные взаимоотношения Пскова с балтийскими соседями, некоторый «экспорт ценностей» все-таки происходит. В последние годы в работе эстонских пограничных служб стали иногда наблюдаться типично российские черты – бюрократизм и бездумные ссылки на «указания начальства» (к примеру: запрет при повторном пересечении границы на провоз более 15 литров бензина, пусть даже в бензобаке). С другой стороны, среди псковичей сформировался вполне европейский тип потребителя, который при столкновении с этой новой бюрократией в состоянии потребовать четкого соблюдения буквы закона и способен апеллировать к нормам общеевропейского права.

Емко описал проблемы российско-европейских отношений менеджер «Чудского проекта» Сергей Тимофеев. Он обратил внимание на принципиально разный бэкграунд в России и Европе в том, что касается границы и приграничных отношений. Если Европа со времен окончания Второй Мировой войны только и делала, что «переваривала» границы отдельных стран, постепенно конструируя новую общность – Европейский Союз – и, нарабатывая опыт соседских коммуникаций, действительно превратила «стены» в «заборы», то Россия, в составе СССР и ранее, привыкла считать государственную границу вооруженным укреплением. Не имея опыта трансграничных коммуникаций, наша страна надолго уступила инициативу ЕС, когда тот, поглотив страны бывшего Восточного блока и Прибалтики, оказался у нас «прямо за стенкой». Евросоюз сумел расставить свои приоритеты в приграничных программах сотрудничества и инвестиций – очевидно, эта ситуация будет меняться по мере того, как Россия превращается из реципиента в донора двусторонних проектов.

Самое интересное, что все концепции, которые проговорили участники семинара или можно встретить в прессе и политических декларациях, не имеют ничего общего с реальными повседневными практиками, заметил научный руководитель ИРР Сергей Дамберг. «Мы, русский народ» или «они, эстонцы» - не более чем умозрительные конструкты, созданные в процессе рефлексии. Существует изрядное количество мифов «у нас про них» и «у них про нас», которые, на самом деле, не мешают принимать гостей, ездить в эстонские супермаркеты, летать латвийскими авиалиниями и вести совместный бизнес. Обсуждая приграничные отношения, мы конструируем для себя образ своих соседей, согласились участники семинара.

Но именно эти конструкты, судя по всему, и станут предметом канадского исследования. Джоан ДеБарделебен не ставит своей задачей социологическое изучение приграничных отношений. Тем не менее, по результатам работы планируется выработать практические рекомендации для европейских стран, которые помогут сделать диалог Россия – ЕС менее напряженным.

Светлана Прокопьева (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом)

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 222 человека
Лента новостей