Новости партнеров
Общество

«Все равно ничего нового не покажут»

07.12.2012 10:13|ПсковКомментариев: 9

Телевидение не намного популярнее печатной прессы, а будущее СМИ - однозначно за интернетом. Об этом говорят итоги медиаметрического исследования ИРР, презентация которого завершилась на этой неделе. Напомним, неделю назад Институт регионального развития рассказал о читательских практиках аудитории печатных изданий, вчера, 6 декабря, социологи поведали о телевидении и интернет-сайтах в восприятии жителей области.

Как сообщили социологи ИРР на прошлой встрече, порядка 50% жителей области называют себя постоянными читателями печатной прессы. Примерно столько же, 52%, смотрели новости по телевизору на неделе, когда проводился опрос. Это не то, что бы одни и те же люди, пояснил научный руководитель Института регионального развития Сергей Дамберг, эти группы частично пересекаются, но у газет есть своя эксклюзивная аудитория: «Читатели ежедневных газет в основном привыкли к ним, чтение по будням – часть повседневного уклада. Просмотр местных теленовостей – чаще случайная реакция на доступную ситуацию в телевизоре: там кино не началось, тут реклама, тут такие же новости, но про Москву или неинтересную Азию, и зритель остается на ГТРК «Псков». А вот еженедельники и субботние выпуски газет, областных или местных, никак не конкурируют с новостным потоком электронных СМИ». В выходные псковский потребитель информации выключает телевизор и переходит на печатную прессу – как раз в киосках появляются толстые еженедельники и все районные газеты. В то же время, местное телевидение ничего особенного не предлагает. «Читатели газет – это те, кому интересно, что произошло за неделю - и газетам удалось до них достучаться, убедить, - рассказывает Сергей Дамберг. – Тем более что местные телепередачи в области не состоялись как жанр. Поэтому в выходные у газетного инфотейнмента практически нет конкурентов».

Смотрят, действительно, не конкретные телепередачи и не кого-то из любимых авторов – смотрят, в подавляющем большинстве, по привычке, «чтобы быть в курсе событий». Это ни к чему не обязывающая формулировка, за которой, если приглядеться, не стоит даже минимальной информированности: на холл-тестах, рассказал сотрудник ИРР Юрий Стрекаловский, никто из участников, постоянно смотревших телевизор в течение недели – «и вчера смотрели, и позавчера, и третьего дня…» - не смог пересказать ни одного сюжета. Телевизор работает фоном, но в памяти ничего не откладывается: «Лояльность высокая, а усвояемость практически нулевая».

Не менее интересен и факт, что около половины жителей области вообще не смотрят местные новости по телевизору. «Это можно интерпретировать и как низкий интерес к региону среди его жителей, но это довольно абсурдная интерпретация, - говорит Сергей Дамберг. – Скорее, это выражение новостного пессимизма. Новостной пессимизм – это когда я понимаю, что ничего нового мне все равно не скажут».

Претензии к телевизионному контенту – практически те же самые, что и к газетному: областные СМИ зациклены на городской, псковской, тематике. Участники холл-тестов в Великих Луках смотрели записи теленовостей, потихоньку сатанея в процессе – когда, например, первым же сюжетом шла новость об отмене какого-то псковского автобуса по какому-то окраинному маршруту, который зрителям не из Пскова даром не сдался: «Что мы, автобусов не видели??». Телеканалы повторяют ту же ошибку, что и областные газеты: упускают общерегиональные и районные события. В телевизоре присутствует в основном Псков. У районных телезрителей не возникает ощущения единого информационного пространства, к которому они тоже имеют отношение.

Любопытно, что при этом местные телеканалы производят передачи, которые в принципе востребованы и желанны. Проблема в том, что об их существовании аудитория попросту не знает: анонсируются в основном новостные выпуски, а потенциально рейтинговые передачи выходят в те часы, когда люди вообще не включают телевизор. Юрий Стрекаловский пересказывал свое типовое общение с жителями районов на фокус-группах:

- Я спрашивал: а про что вам показывать? Что надо? «Ну, про наших земляков, про нас показывайте». Так вот вам, пожалуйста, передача про вашего земляка, замечательного учителя. «Обалдеть, какая хорошая передача!» Так это, вот, местное вещание, есть целый набор…. А люди первый раз в жизни это видят! Они вообще не знали о существовании таких передач, но при этом есть именно такой запрос. «А вы знаете, когда она выходит?» - «Нет, не знаем». «Она выходит по субботам, с утра». – «А ну понятно, мы по субботам с утра телевизор не смотрим…».

Но и при всем желании областной телеканал не сможет включить в сетку вещания передачи про все районы области, так же как областная газета не в состоянии опубликовать новости из каждого района. Что газеты, что эфиры не резиновые – в отличие от информационных интернет-сайтов. Именно сайты – самостоятельные информагентства или зеркала газет и телеканалов – могут восполнить лакуны и связать воедино информационную карту области. «Все перспективы качественного изменения ситуации на медийном рынке области, на мой взгляд, связаны с интернетом», - говорит Сергей Дамберг.

Сегодня компьютеры и интернет дома есть у половины жителей области. За бортом компьютеризации остались, наверное, главным образом пожилые граждане, кто не хочет, не умеет и не испытывает потребности осваивать технологии XXI века (к сожалению, подробностей на этот счет социологи не рассказали). Вообще, в рамках медиаметрии, заказанной областной администрацией с прицелом на создание медиахолдинга, в основном раскрывались вопросы относительно печатной прессы, так что многое про интернет-СМИ осталось за кадром. К примеру, ИРР не спрашивал, сколько компьютеров в семьях – один, два или несколько, какие это компьютеры и так далее. Это никогда не исследовалось, да и охвата такого не было еще несколько лет назад. Теперь, конечно, было бы интересно узнать, согласился Сергей Дамберг: «Компьютер компьютеру рознь, сисадмин не даст соврать. У нас вот сегодня один сдох, а он есть. Я думаю, такие компьютеры тоже бывают, где на мониторе салфеточка, а на салфеточке фикус».

Но через фикус в интернет не выйдешь, а завсегдатаев глобальной сети в некоторых районах больше, чем обладателей ПК. Лидирует, конечно же, Псков, где две трети жителей сидят в интернете, но на втором месте, что интересно, оказался Печорский район. Как пояснил участник семинара депутат Гдовского районного собрания, но выходец из Печор Алексей Малов, это вполне объясняется тем, что именно «через печорскую границу заводилось оптоволокно в Псковскую область», плюс местным жителям кое-где доступен скоростной эстонский интернет, не сочтите алогизмом. Великие Луки – на третьем месте, с 10%-ным отставанием от Пскова. На фокус-группах жители «южной столицы» поясняли, что интернет у них дорог, этот рынок во втором городе региона развит не так хорошо, как в первом.

По словам социологов, в Псковской области наблюдается значительный «отложенный спрос» на интернет. Научный руководитель ИРР уверенно прогнозирует дальнейший рост охвата аудитории, поскольку в настоящее время он сдерживается не низким спросом, а только дефицитом предложения. В любом случае, «комп с инетом» перестал быть диковинкой и признаком высокого уровня жизни – сегодня он столь же обычен как телевизор. В воображении отдельных гуманистов сельский потребитель информации все еще предстает в образе идиллической бабушки, которая, подоив корову, садится в заметенной снегом избушке почитать районную газету при свете керосиновой лампы, но эта картина (нарисованная сообща участниками семинара) далека от реальной. «Портрет человека, который в районе пользуется интернетом – это совсем никакой не сельский хипстер», - уверяет Юрий Стрекаловский. – «У нас исчезает информационное гетто». Само понятие провинции уходит в прошлое – в том, что касается информации и развлечения, интернет нивелирует разницу между городом и деревней, между столицей и регионами.

Однако остается другая проблема – в интернете люди посещают в основном развлекательные, а не информационные сайты. Интернет – домашняя практика, которая на селе, да и в городах, компенсирует недостаток других форм досуга. Даже самый популярный региональный новостной ресурс – ПЛН – читает только пятая часть жителей области (что в разы лучше показателей других агентств. Более двух третей, 68,5% жителей области заявили о том, что вообще не посещают информационные сайты. Более обширна аудитория социальных сетей: 37,4% имеют аккаунт «Вконтакте», 5,4% зарегистрированы в «Фейсбуке», это около 30 тысяч человек в абсолютных числах. При такой разнице в популярности парадоксальным выглядит намерение областных политиков вести агитацию именно среди второй, меньшей по численности аудитории. «Весь этот идеологический дискурс именно в «Фейсбуке», а не «Вконтакте» говорит о том, что люди делают это по душе, что называется, а не по работе, даже если им за это платят», - заметил Сергей Дамберг.

В группах, посвященных проблемам области, состоят незначительные доли пользователей – 0,6% жителей области вступили в такую группу в «Фейсбуке» и 18% - «Вконтакте». Больше половины жителей региона не состоят и не собираются вступать ни в одно социально-активное сообщество.

Таким образом, интернет в Псковской области пока в основном развлекает, а не информирует население – и во многом это проблема качества новостей. Для интернет-изданий региона, так же как печатных и электронных СМИ, все еще актуальна задача найти контакт со своей аудиторией, понять, что интересно, что важно знать большинству жителей области. Социологи говорят, что есть отложенный спрос на новости – в этом потенциал развития. Но реализовать его исследователи не помогут – здесь потребуется свое, редакционное мастерство.

Светлана Прокопьева (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом)  

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 234 человека
Лента новостей