Новости партнеров
Общество

«Долгие годы им не доплачивало государство»

14.12.2012 10:52|ПсковКомментариев: 32

Креативному классу социальной сферы, то есть «так называемым бюджетникам», государство не доплачивает долгие годы, признал президент Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию 12 декабря, и пообещал кардинально исправить ситуацию. Действительно, на ближайшие годы у государства большие планы: к 2018 году средняя зарплата врачей, преподавателей вузов и научных сотрудников должна в два раза превышать среднюю региональную зарплату, заработки остальных категорий – сравняться с уровнем среднего по области. Бюджетники возрадовались, а управленцы задумались: основная доля расходов на эти цели ляжет на дефицитные региональные бюджеты. Без федеральных дотаций повышение зарплат в бюджетной сфере обернется сокращением числа рабочих мест, опасаются эксперты.

Работники бюджетной сферы чаще всех прочих ностальгируют по советским временам – и дело не в их консерватизме или социалистических убеждениях. Просто советские годы были последними, когда учителя, воспитатели, врачи и работники культуры получали достойную заработную плату вкупе с большим «социальным пакетом». Сегодня они с тоской вспоминают времена, когда их работа в школе или больнице не вызывала жалостливого сочувствия у друзей.

Когда в 1990-х у государства закончились деньги, зарплаты бюджетников резко просели, не говоря уже о полугодовых задержках с выплатами. С тех пор ситуация так толком и не выровнялась: повышение зарплат в бюджетной сфере всегда отставало и от реальной инфляции, и от роста заработков в рыночных отраслях экономики (исключение составят, пожалуй, лишь госслужащие и работники силовых ведомств). Владимир Путин описал это словами: «Долгие годы им не доплачивало государство, потому что мы должны были решить острейшие проблемы, такие как повышение пенсий. Сейчас мы можем кардинально изменить ситуацию».

Остается сожалеть, что это «сейчас» настало лишь в его третий президентский срок, а не, допустим, во время второго, когда экономика небывало росла, и деньги приходилось искусственно стерилизовать в Стабфонде. За прошедшие годы бюджетная сфера потеряла и недополучила изрядное число высококлассных специалистов, которые предпочли уйти в коммерческий сектор или вовсе сменить профессию. Обещание зарплаты в размере средней по региону и выше теперь нацелено не только на повышение уровня жизни работников, но и восполнение кадрового потенциала – это проблема, которая особенно остро стоит в здравоохранении.

Тем не менее, задача повышения заработка в бюджетной сфере декларировалась постоянно. По большей части она решалась точечными мерами в виде доплат в рамках нацпроектов, но случался и системный подход. В частности, появилась новая система оплаты труда. В Псковской области она действует с 1 января 2011 года, и сегодня уже можно говорить о ее плюсах и минусах. Другое новшество ожидается в 2013 году – федеральная Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы предусматривает введение «эффективного контракта». Последствия этого эксперимента сегодня можно только предполагать.

Научный переход

Новая система оплаты труда (НСОТ) сменила единую тарифную сетку (ЕТС). Ранее фонд оплаты труда в учреждении формировался на основе сметы, при этом штатное расписание утверждалось на основе нормативов штатной численности, а заработок работника определялся отнесением должности к тому или иному тарифному разряду ЕТС. Теперь объем бюджетных ассигнований не связан с численностью служащих – государство оплачивает госзадание, объем оказанных услуг. Например, учреждения образования финансируются исходя из численности учеников: ровно таким образом «жизнь заставляет» закрывать нерентабельные малокомплектные сельские школы. Руководитель бюджетного учреждения вправе сам утвердить штатное расписание и установить квалификационные требования к должностям. По своему усмотрению он распределяет и стимулирующие выплаты.

Структура заработка бюджетника в Псковской области состоит из а) должностного оклада или ставки заработной платы, б) персональных надбавок и повышений, в) выплат компенсационного характера и г) стимулирующих выплат. Первые три пункта составляют стабильную часть заработной платы – то, что получает работник на своей должности за исполнение оговоренного объема работы. Стимулирующие выплаты задумывались как премии для поощрения трудовых достижений. В законе области прописано, что стимулирующая часть должна быть не менее 15% от фонда оплаты труда. В целом, НСОТ была призвана, во-первых, выровнять оплату труда специалистов одной квалификации в разных ведомствах, и во-вторых, связать результативность и заработок, подтолкнув тем самым работников к профессиональному росту. Но жизнь, как водится, внесла свои коррективы.

В Псковской области внедрение НСОТ проходило не без труда, и даже не без скандала. Нарекания вызвала методическая основа расчетов, несмотря даже на выбранный администрацией научный подход. Напомним, регион заказывал «Разработку научно-исследовательских основ по рационализации расходов на оплату труда по государственным и муниципальным учреждениям Псковской области». Тендер в 2010 году выиграл Санкт-Петербургский госуниверситет экономики и финансов и выполнил работу за 1 899 тыс. руб. Ученые-экономисты предложили понятие «базовый должностной оклад», который рассчитывался как МРОТ, поделенный на долю собственных доходов в консолидированном бюджете области. В 2011 г. региональный МРОТ должен был составить, таким образом, 2600 рублей, вместо федеральных 4330.

Против того, чтобы ополовинивать МРОТ, предсказуемо выступили профсоюзы. Базовый оклад или ставка не может быть ниже установленного государством минимального размера оплаты труда – сумели они, в конце концов, убедить областную администрацию. Тогда в закон вошло положение, что оплата труда не может быть ниже МРОТ, а вместо «базового должностного оклада» появилась «базовая расчетная величина». Это чисто псковская новация. Интриги добавляет то обстоятельство, что механизм расчета БРВ, придуманный разработчиками, в итоге не зафиксирован ни в одном нормативном документе. Закон говорит лишь о том, что БРВ «устанавливается законом области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период с учетом ежегодной индексации». Привязку к доле собственных доходов в бюджете решено было убрать в виду очевидных рисков. Доля собственных доходов может сокращаться из-за обильных федеральных дотаций, или расти по причине отказа от заимствований или обмеления финансового потока из центра – с количеством денег в казне это слабо соотносится (в первом случае, объем бюджета вырастает, а зарплаты бюджетников падают, во втором – наоборот). В итоге на начало 2011 года размер БРВ был определен как 2600 (цифру получили, умножив МРОТ в 4330 рублей на 60% собственных доходов), в 2012 величина была проиндексирована до 2756 руб., в следующем году она поднимется до 2908 рублей.

Кстати, что любопытно: если бы тот механизм расчета остался в законодательстве, зарплаты в бюджетной сфере в следующем году могли быть больше. МРОТ с 1 января 2013 г. поднимается до 5205 рублей, и если считать от предполагаемой доли собственных доходов в 2013 году в размере тех же 60%, БРВ могла составлять 3123 руб.

Жизнь по НСОТ

Сегодня оценки двухлетнего опыта работы по НСОТ различны. Власть считает, что система сработала хорошо и поставленные задачи удалось реализовать, представители работающего населения говорят о имеющих место недостатках.

«Мы считаем, что переход на НСОТ сыграл положительную роль в увеличение реального заработка всех бюджетников, увеличении фонда оплаты труда и обеспечил привязку заработной платы к качеству работы специалистов бюджетной сферы», - говорит Вера Емельянова, заместитель губернатора по социальной сфере. – «Я считаю, что самое главное, что этот закон в принципе обеспечил перестройку на новые механизмы финансирования заработной платы». Для сравнения Вера Васильевна отмечает, что если бы переход на НСОТ не состоялся, заработные платы бюджетным работникам росли бы не более чем на 6% в год, в рамках индексации по федеральному закону. На деле фонды оплаты труда в бюджетных отраслях увеличились более заметно.

На фото: Вера Емельянова

 

Средняя заработная плата

(руб.)

До введения НСОТ

2012 год

% роста

 

Здравоохранение

11291

15249

 

35,0

 

Образование

10698

13269

24,0

 

Культура

7257

10471

44,3

Напротив, совсем другие данные у профсоюзов. «НСОТ реально уменьшила зарплаты», - говорит председатель областного совета профсоюзов Ульяна Михайлова. По новой системе расчета, «за ставку заработной платы люди получают меньше чем в 2010 году». Не потерять в сумме к выдаче помогала специальная переходная доплата до уровня за сохранение уровня заработной платы к декабрю 2010 года. С сентября в ряде учреждений эта доплата начинает потихоньку исчезать.

С проблемой снижения заработков у отдельных категорий работников боролись полгода с момента введения НСОТ. Сообщения о падении доходов одно за другим сыпались на сайт губернатора. Причиной стало изменение структуры заработка: уменьшилась БРВ и, следовательно, должностной оклад, в структуре заработной платы была уменьшена процентовка за стаж, сложность и напряженность работы, сократились межуровневые квалификационные коэффициенты с 75% до 15%. Острее всего это почувствовали работники культуры, где «стажевые» составляли значительную часть зарплаты. В закон пришлось вносить коррективы – вводить надбавки за стаж, персональные доплаты и так далее. В итоге персональные доплаты, не увязанные ни со сложностью, ни с интенсивностью труда (доплата за звание - учитель, воспитатель, педагог-библиотекарь), «растянули систему оплаты труда», не позволив выдержать принцип равной оплаты за труд равной ценности, рассказывает Ульяна Михайлова.

На фото: Ульяна Михайлова

Единственное безусловное достижение – переход позволил выровнять оплату неквалифицированного труда во всех бюджетных отраслях: «Вся армия вахтеров стала получать одинаково». Но попутно, поясняет Ульяна Александровна, проявилась другая проблема: работники с 1 по 10 квалификационную категорию не видят реального роста зарплат. Дело в том, что некоторые оклады по НСОТ получаются меньше минимального размера оплаты труда, что противоречит закону. Разницу учреждение им компенсирует из стимулирующей части ФОТ. Эти доплаты «съедают» все индексации БРВ – люди как получали на руки один МРОТ, так и продолжают получать.

Распределив таким образом свою стимулирующую часть фонда оплаты труда, учреждение лишается возможности действительно поощрять лучших работников. Особенно это актуально в школах, где объем стимулирующих выплат изначально определяется бюджетом. В здравоохранении и культуре эти средства учреждения зарабатывают на платных услугах. Распределение премий в конце учетного периода – отдельная проблема.

По закону, перечень стимулирующих выплат, их размеры и условия в каждом учреждении определяется соответствующим положением, которое должно быть разработано и согласовано с профсоюзом. На практике получается так: раз в квартал или раз в полгода, директор подбивает баланс, берет сумму, что есть на счете, и распределяет премии внутри коллектива, согласно некоей внутренней убежденности. Понятно, что перегибы неизбежны. Председатель облсовпрофа рассказывает о трудовом конфликте в Бельском Устье: «Это потрясающая ситуация! Мы подхватили приказ о распределении стимулирующей выплаты, где воспитатели получали по 300 рублей, по 500 рублей, а руководящий состав – по 15 тысяч». Подобные истории, по словам Ульяны Михайловой, в бюджетной сфере не редкость.

В итоге, профсоюзы не видят положительных результатов введения НСОТ: «По каким критериям можно оценивать систему: управляема она или не управляема, обеспечена деньгами внутри межбюджетных отношений или не обеспечена, понятна она или не понятна работнику, критерии привязаны к труду или не к труду, и дает ли она возможность реального роста заработной платы, пусть даже в привязке к интенсивности. По всем показателям НСОТ не обеспечивает никакого развития».

Будущее НСОТ

Исполнительная власть региона, не намереваясь в целом отказываться от НСОТ, тем не менее, признает, что система нуждается в совершенствовании. «Конечно, закон надо развивать, надо его совершенствовать. Надо добиваться того, чтобы те замечания, которые к нему есть – а они есть, и мы это признаем – были устранены», - говорит Вера Емельянова. На 14 декабря намечена очередная встреча рабочей группы по доработке системы оплаты труда бюджетников. Профсоюзы готовы придти во всеоружии.

«Схема-то по нашему мнению очень проста: надо увеличить стабильную часть заработной платы и уменьшить ту, которая уходит на персональные доплаты, и стимулирующую часть», - говорит Ульяна Михайлова. Стабильная часть, с точки зрения профсоюзов, должна составлять не менее 70% заработка в бюджетной сфере, а не 30-40%, как сегодня. Тем более, многие персональные доплаты трудовое законодательство позволяет отменить, предупредив за три дня сотрудника. Не исключено, что нынешняя система изначально затачивалась под возможность, в случае проблем с наполнением бюджета, оперативно подкорректировать объем фондов оплаты труда.

Напротив, цель профсоюзов – защитить интересы работников через достойный размер зарплаты за одну ставку, то есть без чрезмерных переработок и дополнительной нагрузки. Исполнительная власть вряд ли готова пойти здесь навстречу: учитывая коэффициент совместительства (1,8 в здравоохранении), региону, при нормальных базовых окладах сразу понадобится в полтора раза больше работников. Не только низкий заработок заставляет людей брать на себя по две ставки (не без потери в качестве и здоровье), но и физическое отсутствие кадров в учреждениях.

Идеальный вариант реформы, по мнению облсовпрофа, сводится к замене псковского термина «БРВ» на общероссийский МРОТ. Эту позицию профсоюзы намерены отстаивать на дальнейших переговорах: «Мы начнем с того, что минимальный должностной оклад должен быть не ниже МРОТ. От него и нужно отталкиваться, если говорить об обязанности реального роста заработной платы за ставку. Если рост заработной платы будет подчинен росту «минималки», а это происходит сейчас ежегодно, он будет обеспечивать реальный рост зарплаты за ставку. Все остальное – от лукавого». Такой подход позволил бы отказаться от доплат до уровня МРОТ и уровня зарплат в декабре 2010 года – а значит, стимулирующие выплаты смогут вернуть свое целевое назначение.

Нуждаются в совершенствовании и межуровневые коэффициенты, благодаря которым заработная плата повышается вместе с ростом квалификации. Сегодня прибавки не настолько значительны, чтобы оправдать временные, финансовые и административные затраты на обучение. Это особенно актуально для медиков, которым для повышения квалификации необходимо надолго уезжать за пределы области на учебу в федеральные медицинские центры.

Эффективный контракт с государством

«Доработка новой системы оплаты труда пойдет в сторону решения тех задач, которые определены для нас президентским указом – мы должны стремиться к увеличению заработной платы работников бюджетной сферы, с одной стороны, и к реализации задачи связать качество работы специалистов с его заработной платой, с другой. Переход на эффективный контракт, который также прописан сегодня в правительственных документах – это вторая функциональная задача тех изменений, которые, возможно, мы в ближайшее время увидим в законе», - говорит Вера Емельянова.

Серьезный рост зарплаты бюджетников, повторенный в недавнем послании Федеральному Собранию, впервые был анонсирован в предвыборной программе Владимира Путина. Уже в этом году заработок учителя должен был сравняться со средним по региону. К 2018 году врачи, преподаватели вузов, ученые будут зарабатывать вдвое больше среднего по региону – этим профессиям действительно пора вернуть былой престиж. Остальные бюджетники тоже расстанутся с нищетой: младший и средний медицинский персонал, преподаватели профессиональных училищ, социальные работники и другие должны получать среднюю областную зарплату.

Все это обещает значительный рост расходов региональных бюджетов. Программа повышения зарплат бюджетникам до 2018 года обойдется в 4,6 триллиона рублей. При этом лишь 1,2 триллиона готов выделить федеральный бюджет, остальные 3,4 триллиона рублей придется искать консолидированным бюджетам регионов. Эксперты уже прогнозируют рост дефицитов и внутреннего долга в субъектах. В частности, на совещании в Сочи замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач говорил о том, что дефицит региональных бюджетов, который сегодня не превышает 50 млрд. руб., к 2018 году может вырасти в 36 раз до практически двух триллионов рублей.

На вопрос о ресурсах бюджета Псковской области Вера Васильевна дает осторожный ответ: «Первоочередные задачи по повышению заработной платы педагогическим работникам, работникам дошкольных учреждений к 2013 году до среднего уровня зарплаты в отрасли общего образования обеспечены финансированием. В бюджете области эти деньги заложены. По всем другим бюджетным категориям на 2013-15 годы принято решение об индексации, но в процессе работы над законом мы будем искать дополнительные механизмы совершенствования заработной платы и поиска средств для решения задач указа».

Следует понимать, что другой вариант заявленного повышения зарплат, то есть без привлечения дополнительных федеральных средств, заключается в перераспределении денег внутри системы. Если регионы не получат достаточных дотаций и не смогут поднять собственные доходы к 2018 году, выполнить указ президента можно будет только одним способом: сократив число рабочих мест в бюджетной сфере. Кстати будет напомнить слова Владимира Путина, сказанные во время презентации Бюджетного послания 28 июня 2012 года: «Надо добиться, чтобы в социальной сфере остались только те организации, которые это делают с наибольшей пользой для граждан. <…> Средства, высвобождаемые в результате реструктуризации сети бюджетных учреждений - это, конечно, один из планируемых источников повышения оплаты труда в социалке».

В экспертной среде угрозу сжимания соцсферы считают вполне реальной. В том числе, эти опасения разделяют псковские профсоюзы. «При отсутствии давления общественных структур на федерацию с требованием выделения соответствующего финансирования в адрес органов субъектов РФ, у нас область схлопнется однозначно. Такие затраты на зарплату бюджетникам хозяйствующему субъекту «Псковская область» просто не выдержать», - считает Ульяна Михайлова.

Определенная угроза слышится и в свежей новации – «эффективный контакт». В Бюджетном послании президента говорилось, что эффективный контракт должен четко определять условия оплаты труда и «социальный пакет» работника «в зависимости от качества и количества выполняемой им работы». Вроде бы, спорить не с чем. Но большой вопрос: каковы будут критерии эффективности? Как оценить эффективность услуги школьного учителя, воспитателя детсада, врача поликлиники, смотрителя музея, учитывая, что это все творческие виды деятельности, требующие индивидуального подхода к каждому получателю услуги. Это отлично работает на интуитивном уровне, но практически не поддается регламентированию. В России уже есть пример издержек чрезмерной отчетности: в полиции. Сегодня эксперты говорят о том, что органы внутренних дел заняты не столько охраной правопорядка, сколько формированием «правильной» статистики. Точно такой же подгон показателей может начаться и в социальной сфере.

Но для государства эффективный контракт теоретически открывает новые возможности. «Есть то, что они нам говорят, а есть то, что мы видим в сухом остатке: это поголовный перевод бюджетников на срочные трудовые договоры. Это способ давления», - поясняет председатель областного совета профсоюзов. Срочный контракт дает возможность не продлевать трудовые отношения с неудобным сотрудником. Это дешевле, быстрее и надежнее, чем процедура увольнения с бессрочного договора: «Это реальный механизм давления на широкие слои населения. Мы же все находимся в трудовых отношениях, даже государство. Это стопроцентная сфера общественных отношений. И когда она подчиняется таким вот образом – это опасная тенденция».

История России приучила, что к каждой бочке меда должна быть своя ложка дегтя, если речь идет об отношениях государства и его граждан. Так почему обещание столь значительного роста зарплат в бюджетной сфере вдруг станет исключением?

Это страхи и риски, которые пока отложены на будущее. Возможно, многих проблем вообще получится избежать, если доработка системы оплаты труда работников бюджетной сферы – а это примерно пятая часть рынка труда – будет идти в атмосфере сотрудничества, а не конфликта. Сегодня люди, подчиненные в трудовых отношениях государству, чувствуют себя польщенными: президент красиво назвал их креативным классом социальной сферы. Звучит куда приятнее, чем «бюджетники», и, возможно, отражает новое положение этой страты в общественной иерархии.

Светлана Прокопьева (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом)

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 234 человека
Лента новостей