Новости партнеров
Общество

Любимый недооцененный праздник

15.01.2013 12:35|ПсковКомментариев: 7

Самый долгожданный и любимый праздник с самыми длинными каникулами в году получается одновременно и самым скучным, минимально наполненным какими-либо событийными мероприятиями. К такому выводу пришли социологи Института регионального развития, впервые исследовав новогодние практики псковичей. Новый год как был, так и остается семейным, домашним праздником - но отчасти вынужденно домашним, так как заманчивой альтернативы своим жителям Псков не предлагает, утверждают социологи.

Как справляют Новый год, живы ли традиции, зафиксированные культовой «Иронией судьбы», или в 21 веке сложился уже какой-то новый формат праздника, далекий от привычных представлений – это любимый предмет бытовой постновогодней рефлексии. Чтобы составить достоверную картину празднества, ИРР 8-10 января провел квартирный опрос 400 респондентов в разных частях города, ошибка выборки не превышает 5%. В Пскове это первый опыт социологического исследования самой популярной праздничной традиции.

Итоги исследования свидетельствуют, что традиции определенно живы. Две трети горожан предпочли встретить Новый год дома, в кругу семьи (72,5%), принарядившись (75,3%), поставив на стол салат «оливье» (75,3%) и какой-нибудь «другой салат» (69,8%), со «свининой» (49%) или «курицей» (45,8%) в качестве горячего блюда (рыба, утка, баранина не пользуются популярностью в псковских семьях). Застолье, по традиции, обильное, потом все это доедалось еще в течение нескольких дней (65,5%). Перед звоном курантов – обязательное новогоднее поздравление от президента России (91,3%), а потом – бокал «Советского шампанского» (62%). Продолжали праздник в основном водочкой (61,8%), «нестандартные напитки», типа коньяков, виски, вермутов, красного вина и пр., употреблялись значительно реже. На десерт – разумеется, мандарины (75,3% псковичей покупали фрукты для праздничного стола) и торт для самый стойких (41%). В общем, советские стандарты новогоднего застолья псковичей ничуть не смущают: «традиция», выкованная десятилетиями.

Новые форматы празднования потихоньку проклевываются. Так, примерно каждый десятый уехал из Пскова на Новый год, правда, половина из них – не дальше собственной дачи. В гости к друзьям-знакомым ушли 17,8% псковичей. И очень немногие решили справлять праздник в каком-нибудь заведении – всего 1,8%.

Исследователи не обошли вниманием главную городскую новогоднюю тему – елку на Октябрьской площади. Вывод: ссылки чиновников на чаяния горожан в выборе между живым деревом и искусственным – не состоятельны. Псковичи – те еще гринписовцы: 23,6% уверены, что искусственная ель лучше, «чтобы не губить деревья». О том, что надо было ставить прошлогоднюю искусственную ель заявили 38,8%  практичных горожан: «Раз купили такую – надо было ставить ее». Эстетский вариант «о ней надо забыть, настоящая елка лучше» поддержали 16,5%. Справедливости ради отметим, что вопрос «надо ли было вообще покупать дорогую искусственную ель» социологи горожанам не задавали, поэтому сложно судить, что стоит за голосованием в пользу прошлогодней ели: модернистский уклон или просто рациональная хозяйственность. Впрочем, в частных домах и квартирах культа традиционной живой новогодней елки также не замечено: только треть горожан поставили дома настоящую ель, 8% выбрали еловые ветки, а 2,3% - купили елку в горшке. При этом 42,6% выбирают для украшения дома искусственную ель.

Инициатор исследования, начальник исследовательского отдела ИРР Дмитрий Лебедев, взглянув на результаты, был удивлен, с одной стороны, экономическим потенциалом праздника, и с другой – его недооценкой.  «Как мне показалось, это один из самых провальных и недооцененных праздников, если говорить о его городской, муниципальной составляющей. Очевидно, что программа была очень слабая, - рассказывает Дмитрий. - При этом, когда мы посмотрели, сколько горожане потратили на этот праздник – оказалось, что это огромные деньги. Люди тратились на приготовление своих столов, люди были готовы тратить деньги и за пределами дома – в том числе, в городе, на какие-то мероприятия. Но как я понимаю, им практически ничего не было предложено в качестве уличных мероприятий, ни в новогоднюю ночь, ни в последующие длинные выходные. Главное, топовое событие – это фейерверк в 3 часа ночи, и все!».

Прогулку по городу в качестве новогоднего мероприятия выбрали 4,3% псковичей. Еще 14,5% вышли погулять в центр после застолья, а 18% вышли в 3 часа ночи посмотреть фейерверк. То есть существует прослойка людей, склонных к публичному времяпрепровождению, готовых выходить на улицу в праздник. Однако 51% псковичей и знать не знали о том, что в городе была какая-то новогодняя программа. О своем участии в городских праздничных мероприятиях заявили 6,3%. «Удивительно, городские власти все время говорят о том, что Псков зажат в рамки своего бюджета, но при этом не предлагают горожанам никакой возможности потратить деньги во время таких длинных праздников», - комментирует Дмитрий Лебедев. В течение года областной комитет по туризму и муниципальные власти удачно вытаскивали псковичей на улицу на самые разные городские праздники, будь то Масленица, День Скобаря или День города. Но самые долгие каникулы, дарованные государством, тем не менее, остались без внятной событийной программы. Остается только пожалеть тех редких туристов, которые решили из Москвы или Санкт-Петербурга выехать на Новый год в русскую провинцию, например, Псков. Им достались пустые заиндевелые улицы, закрытые магазины и редкие рестораны.

В общем, несмотря на верность традициям в плане организации застолья и времяпрепровождения в ночь с 31-го на 1-е, самый любимый праздник Новый год все-таки нуждается в некотором переосмыслении. Действительно, нелогично: пытаться выстроить круглогодичный календарь для событийного туризма, но при этом игнорировать многодневный период новогодних каникул, когда люди только и ждут предложения куда-нибудь поехать и что-нибудь посмотреть.

Самую интересную часть исследования – то, что связано с экономикой празднества и общественной жизнью города – ИРР пока держит в секрете. Методы социологии позволяют перевести опросные данные в абсолютные цифры и таким образом выяснить, например, размер общего новогоднего бюджета Пскова: сколько зарабатывают продуктовые сети на праздничной торговле, какова клиентская база досуговых заведений и прочие прикладные вещи. Рассказать об этом социологи обещают в ближайший четверг, 17 января.

Светлана Прокопьева (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом)

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 224 человека
Лента новостей