Сегодня: Пятница, 18 Августа    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
Фестиваль Скидка в 3% всем вновь зарегистрированным пользователям Аренда Непогода нынче в моде Руки вверх! Квартиры от муниципального застройщика Новая школа Пскова готовится к приему детей 1 сентября Центр Бубновского теперь без выходных Шансон Scandinavia приглашает на «Черный четверг» Псковские автосервисы выбирают запчасти из Интернет-магазина «Глэдис» Лучшая интерьерная печать в Пскове Жаркие дебаты «Лошадиное дело». Без масок и хлыстов



Выйти из-под контроля

31.01.2013 08:47 ПЛН, Псков

На ближайшей сессии депутаты Псковского областного Собрания планируют рассмотреть в первом чтении закон, который обяжет муниципалитеты области создавать так называемые контрольно-счетные органы. Наподобие того, который недавно прославился в Пскове так называемым «Делом УКС»: контрольно-счетная палата при Псковской гордуме нашла нарушений в работе управления капитального строительства аж на 1,9 млрд рублей.

Впрочем, областной центр - это отдельный разговор: представить себе, что в районах новые контрольно-счетные органы будут не «подконтрольно-счетными», а более-менее независимыми, крайне сложно. Таковы традиции политической глубинки. На сегодняшний день, не считая Пскова и Великих Лук, подобные органы действуют в Красногородском, Невельском и Локнянском районах, но, по словам экспертов, практически везде они отбывают номер. В Печорском районе и вовсе в 2005 году приказом главы такая структура была, по непонятным причинам, расформирована.

Особняком стоит Гдовский район, в котором, наоборот, контрольно-счетную палату создали только в минувшем декабре. По словам инициатора законопроекта «яблочника» Александра Конашенкова, на должность руководителя нового органа - чуть ли не очередь, дескать, многие хотят поруководить независимым и демократическим контрольным органом. «У нас КСО действительно будет работать, потому что Гдовский район - единственный в области муниципалитет, в Собрании которого ни у одной из партий нет большинства», - считает Конашенков.

У «Единой России» в Гдове действительно нет большинства, к тому же главой района здесь Николай Миронов, не являющийся выдвиженцем партии власти. Конечно, в районах партийная принадлежность играет не такую важную роль, как в двух крупнейших городах, а потому те же гдовские депутаты зачастую идут в фарватере исполнительной власти. И тем более, крайне сложно представить себе, что контрольно-счетная палата может иметь претензии к администрации района, возглавляемой представителем партии большинства, с учетом того, что учредитель также в большинстве своём состоит из представителей той же партии. И дело не в коррупционных подозрениях, а так - в политических нюансах…

Вопрос, разумеется, не в нужности/ненужности контрольного органа - суть в том, сможет ли он заработать в существующих политических условиях? На ум приходит история годичной давности, когда псковские коммунисты распространили документы о проверке регионального бюджета Счетной палатой. Первый документ счетно-контрольного органа подверг бюджет-2012 острой критике. «Счётная палата считает невозможным рассмотрение законопроекта в первом чтении», - резюмирует начальник Марина Хохлова. Однако за день до «часа икс» появился второй документ, в котором никаких принципиальных замечаний к разработчикам бюджета предъявлено не было.

Таким образом, создается впечатление, что осуществлять свои функции независимо подобные органы могут только в случае, если исполнительная и представительная власть муниципалитета находятся в состоянии хотя бы видимого противостояния. На сегодня, кроме Гдовского района, независимостью «суждений» отличался Пыталовский район, да и тот выбрал во вторник в качестве главы района ставленника региональной власти Елену Крылову.

В ином случае, при всеобщем «одобрямсе» и полном доминировании одной ветви власти над другой, наличие счетной палаты, скорее, напоминает дань моде или вынужденную необходимость. Будет ли депутатами предложен механизм, который сможет обеспечить независимость контрольно-счетных палат не только на бумаге?

Справедливости ради стоит сказать, что не покидает стойкое ощущение: даже в областном центре (который, в отличие от районов, находится на другом уровне публичности) работа КСП принесла плоды только потому, что нынешняя гордума не питала теплых чувств к администрации Пскова, возглавляемой Петром Слепченко. Возможна ли сейчас подобная ситуация, безотносительно имеющихся нарушений? Думается, вряд ли. Тем более, у всех перед глазами пример пресловутой Коммерческой палаты Пскова, о «фокусах» которой уже лет 10 говорят все, кому не лень, но нарушений никто не обнаруживал. А если и обнаруживал, то аккурат тогда, когда очередной глава Коммерческой палаты покидал свой пост и скрывался в неизвестном направлении.

По словам вице-спикера регионального парламента, председателя профильного комитета Бориса Полозова, новый закон позволит увеличить независимость контрольно-счетных органов в Пскове и Великих Луках: КСП могут выделяться в отдельные структуры вплоть до образования юридического лица. Однако, по сложившейся уже в российской политике традиции, законом допускается и старый вариант, то бишь привычные специалисты при представительном органе. Что, интересно, выберут псковские депутаты?

Если вернуться к «оплоту демократии» в Гдовском районе, то нужно упомянуть и тот факт, что именно гдовские депутаты первыми из районов приняли положения об отчете главы района и о его удалении в отставку. Кто-то увидел в этом намёк на досрочное свержение Николая Миронова, хотя на самом деле, подобный нормативный акт выгоден всем: в случае серьезного конфликта с районным Собранием он отчасти позволяет главе района не опасаться немотивированной критики, поскольку в положении чётко прописаны все пункты, по которым работа администрации муниципалитета может быть признана неэффективной. При этом любопытно, что гдовские депутаты в качестве критерия работы главы района сознательно указали и здравоохранение, несмотря на то, что оно передано на уровень региона.

Разумеется, выигрывают от такого нормативного акта и депутаты, которые становятся не просто обычными статистами, но и могут влиять на главу муниципалитета, чего раньше не могли делать. Нужно оговориться, что в случае с районами, где администрация и райсобрание дудят в одну дуду, этот инструмент выгоден региональной власти: руками подконтрольных депутатов администрация области может законно снимать неугодного главу района с занимаемого поста: к какому-нибудь из критериев «оппортуниста» всегда можно «прицепить».

Правда, остальные районы, вслед за Гдовским, принимать подобные изменения (продиктованные, кстати, 131-м Федеральным законом) не торопятся. Это говорит не столько о «разгуле» демократии в северном районе области, сколько о полном политическом штиле в остальных муниципалитетах, который, спустя короткий срок после выборов, вновь установился в районах.

Денис Камалягин

Источник: Псковская Лента Новостей





 

Беспокоит ли вас продление Западом санкций против России?












Loading...


Голосование

Беспокоит ли вас продление Западом санкций против России?












Календарь

«« 2017 г.
«« август
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31