Новости партнеров
Общество

В Госдуму внесен законопроект о народных дружинах

13.03.2013 20:47|ПсковКомментариев: 25

Группа депутатов и сенаторов внесла в Госдуму проект закона «Об участии граждан в охране общественного порядка», предусматривающий создание общественных объединений правоохранительной направленности и народных дружин, в том числе из членов казачьих обществ.

Данный проект закона был внесен в среду в Госдуму.

Как говорится в документе, общественные объединения правоохранительной направленности создаются по месту жительства, нахождения собственности, работы или учебы граждан, достигших 18-летнего возраста.

Основными направлениями их деятельности является содействие органам госвласти субъектов РФ, местного самоуправления, а также полиции в охране общественного порядка.

Народные дружины решают аналогичные задачи на территории своего поселения или городского округа. Деятельностью таких дружин руководят командиры, избранные членами дружины по согласованию с органами местного самоуправления поселения или городского округа, а также правоохранительными структурами, отмечается в проекте закона.

В нем также оговорен круг лиц, которые могут состоять в народной дружине и которым туда путь закрыт. К числу последних отнесены имеющие неснятую или непогашенную судимость, ранее осужденные за умышленные преступления, состоящие на учете наркоманы и алкоголики; обозначен и ряд других категорий граждан, которые не могут участвовать в работе народных дружин.

Особый раздел законопроекта посвящен пределам применения народными дружинниками физической силы.

«Народные дружинники, участвуя в охране общественного порядка, могут применять физическую силу для устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в пределах, установленных законодательством РФ», - говорится в проекте закона.

Запрещено применять физическую силу в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев, когда совершается вооруженное либо групповое нападение. Дружинники не могут иметь при себе оружие самообороны.

Что касается деятельности народных дружин, создаваемых из числа членов казачьих обществ, то предусмотрено согласование действий такого рода дружин с атаманами этих обществ органами местного самоуправления и правоохранительными структурами районного уровня.

В проекте закона регламентирована деятельность внештатных сотрудников полиции. Определено, что таковым может быть гражданин РФ, привлекаемый с его согласия полицией к участию в охране общественного порядка.

Гражданину должно исполниться 18 лет и он, по законопроекту, должен быть способен по своим деловым и личным качествам, состоянию здоровья оказывать помощь полиции в качестве внештатного сотрудника.

Предусмотрено, что внештатные сотрудники полиции обязаны «не допускать необоснованного ограничения прав и свобод граждан, не совершать действий, имеющих целью унижение чести и достоинства гражданина и человека».

Законопроект «Об участии граждан в охране общественного порядка» также содержит норму, в соответствии с которой органы госвласти и местного самоуправления должны оказывать добровольцам содействие в реализации их прав и обязанностей по поиску лиц, пропавших без вести.

В этих целях названные органы «размещают на своих официальных сайтах в сети Интернет, а также в СМИ, в том числе на общероссийских, обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах оперативную информацию о лицах, пропавших без вести, месте их предполагаемого поиска, контактную информацию координаторов мероприятий по поиску лиц, пропавших без вести, иную информацию, необходимую для эффективного проведения мероприятий по поиску лиц, пропавших без вести».

Как говорится в пояснительной записке к документу, законопроект «Об участии граждан в охране общественного порядка» использует опыт современного зарубежного законодательства по укреплению сотрудничества между полицией и населением.

Авторы проекта закона отмечают, что при разработке норм, связанных с коллективными формами участия в обеспечении правопорядка и предупреждения преступности был использован опыт Японии; практика американских полицейских нашла отражение в положениях о формировании полицейского резерва, помощников. Что касается организации патрулирования общественных мест, создания добровольных дружин и иных формирований правоохранительной направленности, то здесь учитывался опыт Белоруссии, Великобритании, США, Эстонии и других государств, отмечается в пояснительной записке.

Как отмечают инициаторы законопроекта, индивидуальное участие граждан в охране правопорядка может осуществляться в виде долгосрочного сотрудничества в рамках института добровольных помощников полиции, а также как одномоментная помощь, выражающаяся в сообщении полиции о противоправном поведении, о замеченных подозрительных предметах и подозрительных лицах.

Одновременно в среду на рассмотрение Госдумы был внесен еще один законопроект, позволяющий штрафовать граждан, если они не выполняют законные требования дружинников.

Согласно документу, кодекс РФ об административных правонарушениях предлагается дополнить новой статьей «Невыполнение законных требований народного дружинника или внештатного сотрудника полиции», предусматривающей наложение административного штрафа от 500 до 2500 рублей за невыполнение таких требований дружинника, а также за воспрепятствование его законной деятельности.

Одновременно Кодекс дополняется статьей «Превышение народным дружинником или внештатным сотрудником полиции их полномочий в связи с участием в охране общественного порядка», по которой народный дружинник или внештатный сотрудник полиции могут быть оштрафованы от одной тысячи до трех тысяч рублей; должностные лица, возглавляющие органы управления народными дружинами (штабы), по этой статье могут получить предупреждение или наложение штрафа в размере от 1,5 до пяти тысяч рублей.

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 224 человека
Лента новостей