Общество

История с комментариями и без

23.06.2013 13:35|ПсковКомментариев: 11

Как известно, появился, наконец, проект концепции нового учебника истории России. Его представили Сергею Нарышкину разработчики РАН во время специального рабочего совещания. Содержание концепции до сих пор не известно, но обращает на себя внимание одна деталь: в пояснительной записке от РАН содержится утверждение, что историко-культурный стандарт должен включать принципиальные оценки ключевых событий прошлого.

Напомню, речь идет о президентском поручении правительству разработать к декабрю нынешнего 2013 года единую концепцию школьного курса истории России. Насколько можно было понять поставленную Путиным задачу, речь идет о требовании преодолеть академические разногласия в организации исторического материала для детей. Руководитель аппарата Госдумы Джахан Поллыева выразилась более определенно: подросток должен «проглотить учебник истории за несколько дней и ночей, а потом уже начинать искать подробности к каждому периоду». На мой взгляд, очень удачная характеристика для книжки, призванной влиять на гражданскую самоидентификацию молодых людей. Тем более что это абсолютно понятная и достижимая задача.

Специалистам известно, что чтение «на одном дыхании» - это всегда одинаковый и довольно конкретный перечень требований к поэтическому повествованию. Технология. Например, надо, чтобы это было обязательно описание необычного (неожиданного) действия. Чтобы это действие было одно. Чтобы герой совершал его в пространстве и во времени. Чтобы была у этого действия ретроспектива, а главное – следствие (под коим в данном случае надо понимать то самое историческое событие, ради которого и пишется статья) и т.д. и т.п.

Если эти требования рассматривать как условия пригодности того или иного исторического события в качестве сюжета для статьи в учебник истории, то станет ясно, что на эту роль годятся далеко не все факты российской истории, которые сегодня считаются «ключевыми». Более того, наиболее подходящими окажутся те триумфы, драмы и комедии нашего общего прошлого, которые менее всего любезны вниманию отечественных историков. Речь идет о материалах, которые раскрывают 1) причины географического расширения территории России 2) источник ее военных побед.

Ведь нашу Родину от прочих государств мира, как ни крути, отличают два обстоятельства – это самая большая территория и самая большая сила. На счет последнего (то есть «силы») имеется в виду, что в прошлом, которое известно нам достоверно (начиная с 17 века), именно за Россией оставалось последнее слово во всех самых больших катаклизмах планеты. Наполеон, Гитлер - они напоролись на силу, которая оказалась «круче» той, что поставила на колени весь остальной мир.

Как бы это недипломатично звучало, но для своих граждан Россия - это, прежде всего, рассказ о людях, которым оказалось по плечу создать самое большое по территории государство и сокрушить самых великих узурпаторов. Соответственно, учебник, который бы читался как сага про юного волшебника Гарри Потера, должен представлять собой цикл очерков, каждый из которых раскрывал бы по настоящему «ключевое» (то есть имеющее отношение к становлению территориального монстра, отвечающего за порядок на планете) событие российской истории.

Но такие тексты не требуют пояснений! Очевидно, концепция РАН исходит из другой позиции, коли предполагает включение в учебник разъяснений, как надо правильно оценивать те или иные события русской истории. Похоже, речь снова идет о традиционном историческом скулеже на счет «страданий русского народа». Лев Толстой по этому поводу как-то сделал запись в своем дневнике: «Читаю историю Соловьева. Все, по истории этой, было безобразие в допетровской России: жестокость, грабеж, правеж, грубость, глупость, неуменье ничего сделать... Но как же так ряд безобразий произвели великое единое государство?»

Вопрос писателя с тех пор так и висит в воздухе. Остается надеяться, что Джахан Поллыева правильно сформулировала требование Путина, и тогда у историков появляется шанс прервать затянувшуюся паузу. Лично мне было бы очень интересно узнать, кто, когда и как увеличивал территорию России, боеспособность ее армии? Как, когда и откуда взялись люди, сумевшие создать Россию - властительницу горизонтов? Может быть, тогда я, наконец, пойму смысл происходящего сегодня?

Федор Григорьев

 

 
опрос
Как может быть решена проблема с мусором в Псковской области?
В опросе приняло участие 872 человека
Лента новостей
Последние новости