Новости партнеров
Общество

Валентина Чернова: Нужно подарить ребенку детство

11.07.2013 12:48|ПсковКомментариев: 6

На радиостанции «Ретро ФМ Псков» стартовал проект «Протяни ребенку руку», направленный на повышение сознательности общества и активизацию жителей нашей области в желании усыновлять брошенных детей. Первым гостем студии стала начальник отдела опеки и попечительства госуправления социальной защиты населения Псковской области Валентина Чернова. Ведущий радиостанции Игорь Сычев в прямом эфире побеседовал со специалистом о проблемах сирот в регионе и их решениях.

- Валентина Владимировна, во-первых, я хотел бы поблагодарить вас за то, что вы откликнулись на нашу просьбу и согласились поговорить на такую важную для каждого человека тему. Скажите, сколько на сегодняшний день в Псковской области детей-сирот?

- В настоящее время в банке данных детей, оставшихся без попечения родителей, находится 870 малышей, которым нужна семья. Вообще в Псковской области в семьях и в госучреждениях находится 3198 сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

- Это большая цифра, если сравнивать с другими регионами?

- Регионы у нас разные, если брать мегаполисы, то, конечно, цифра незначительная. Но, мне кажется, что судьба каждого ребенка уникальна и для него, конечно, трагедия - оказаться в государственном учреждении. Для нашего региона цифра еще значительна.

- Среди этих ребят действительно много ребят, у которых нет ни мамы, ни папы, или большая часть детей, родители которых лишены родительских прав? 

- Примерно 10% из числа оставшихся без попечения родителей - это дети-сироты, потерявшие одного или двух родителей. Когда дети оказываются в государственных учреждениях, они сиротеют. Родители умирают, мы назначаем пенсию по потере кормильца. Но при этом они уже имеют статус оставшихся без попечения родителей. На выходе из госучреждений у нас 15-20% - сироты.

- Если человек отказался от ребенка, отдал его в детдом, он имеет право его забрать и воспитывать в будущем?

- Безусловно. Если так случилось, такие обстоятельства сложились, что состояние здоровья не позволяло забрать ребенка в семью сразу после рождения, то у матери есть шанс обратиться в органы опеки и забрать его, если только ребенок уже не усыновлен.  Но если даже ребенок усыновлен, мы выйдем на его приемных родителей, рассмотрим все возможные варианты возвращения в семью. Часто дети возвращаются.

- Скажите, усыновление и попечительство - это разные вещи, я так полагаю?

- Это все разные формы устройства в семьи детей-сирот. Усыновление, конечно, - приоритетная форма, она поддерживается администрацией региона. Ребенок приобретает права кровного ребенка. Ему уже никто не скажет, почему у него фамилия другая, почему так случилось, что его взяли из детского дома. Этих моментов уже никто не знает. Поэтому, конечно, для ребенка жить в семьи и иметь одну фамилию с отцом и матерью, никому ничего не объяснять, - это важно.

Тем не менее, законодательство предусматривает и другие формы семейного устройства, что для нас тоже важно. Ребенок должен воспитываться в семье, это его право.  Сейчас у нас есть возможность передавать детей под опеку и в приемные семьи. Чем отличаются две эти формы семейного устройства? Тем, что за ребенка, переданного в приемную семью, мы даем вознаграждение за труд. Сейчас оно составляет 5334 рубля за каждого ребенка, принятого в семью. Кроме того, эти средства увеличиваются, если ребенок болеет, он маленький или ему требуется коррекционное обучение.

- Сколько на территории Псковской области детских домов и интернатов?

- У нас достаточное количество государственных учреждений, где находятся дети. Это два учреждения системы здравоохранения для детей от 0 до 3 лет, два учреждения социальной защиты населения, где находятся инвалиды детства, и десять учреждений системы образования, в которых дети получают не только образование, но и воспитание, - это детские дома, школы-интернаты, специальные коррекционные школы-интернаты.

- Это все ребята из Псковской области или из других регионов?

- По-разному складывается судьба. Бывает, что из других регионов. Бывает, что семья берет семью из другого региона и так складываются обстоятельства, что они не справляются и по каким-то причинам не могут взять ребенка в семью. Ну а в большинстве своем это дети нашего региона.

- Если семья берет на воспитание ребенка из другого региона, выплаты предполагаются?

- Да, по той системе, которая существует у нас в регионе. Ребенок-сирота будет получать в Москве больше, так как там выше прожиточный минимум. За каждым ребенком с учетом вознаграждения у нас идет порядка 15 тысяч рублей.

- Помимо государства есть какие-то общественные организации, которые помогают сиротам?

- Я очень рада, что общественность сейчас не остается в стороне от проблем сирот, обращая внимание на этих детей, развенчивая мифы о том, что эти дети какие-то убогие. На самом деле эти дети талантливые.  Это такие же дети, как и  наши с вами. Да, у них бывают проблемы. Но в какой семье их нет? Я рада, что общество поворачивается лицом к этим детям. У нас в отделе ежедневно раздаются звонки с просьбами рассказать о детях, которых они видели на сайте. Возможно ли взять ребенка, получить консультацию.

- Скажите, какого рода эта помощь? Понятно, что самая лучшая помощь – это усыновить, а как еще люди помогают?

- Естественно, по-разному помогают. И, наверно, впервые такое открытие произошло, когда у нас заработал проект Тимура Кизякова «Видеопаспорт». Он показывал в своей рубрике передачи «Пока все дома» «У нас будет ребенок» наших ребят. Однажды, когда мы показали ребенка, который поступил в суворовское училище в Санкт-Петербург, из Санкт-Петербурга позвонила женщина. Она спросила, сколько у нас детей обучается в суворовских училищах. Мы сказали, что 9. «А могла бы я всех собрать и провести экскурсию по Санкт-Петербургу», - спросила она. Были, например, звонки граждан из других регионов, которые говорили, что не могут взять ребенка совсем, но могут взять на летнее время, сопровождать его, помочь поступить, помогать материально для того, чтобы у него все сложилось в этой жизни. И это приятно, потому что люди понимают, что непосредственно воспитывать ребенка сил не хватит, но помочь ему сделать старт в этой жизни, дать ему какие-то напутствия по жизни – это тоже очень хорошо.

- Если кто-то захотел помочь, куда обратиться?

В первую очередь, в органы опеки и попечительства по месту жительства, поскольку именно там знают всех детей, которые нуждаются в семейном устройстве. Вы можете обратиться к нам непосредственно в отдел, чтобы мы дали вам какие-то консультации. Мы можем связать вас с директорами государственных учреждений. Сейчас дети в государственных учреждениях обеспечиваются хорошо, они полностью обеспечены одеждой, обувью, инвентарем, питанием, но им не хватает одного – общения с обыкновенными детьми в школах. Сейчас в нашей области идет деструктуризация сети детских учреждений, выводятся из школ-интернатов школы на муниципальный уровень, чтобы эти дети ходили в обыкновенные классы, чтобы они общались с другими детьми.

Они не знают, как строить отношения между папой и мамой, между бабушкой и отцом, они не умеют планировать бюджет. Когда дети общаются с другими детьми, попадают в их семью, они сканируют все то пространство, в которое они попали, у них есть возможность накопить тот жизненный опыт, который поможет им устоять в этой жизни потом.

- Проблем в связи с этим не существует? Дети же порой бывают жестокими?

- Конечно, проблемы есть. Директора государственных учреждений приходят в школы, говорят об этих детях, рассказывают, контактируют с педагогами. Педагоги в этом отношении тоже вносят большой вклад. Безусловно, надо работать, чтобы менять отношение общества к этой категории ребятишек.

- Вы сказали, что довольно часто дети возвращаются в свои семьи, но я думаю, что бывают и такие случаи, когда человек, взявший ребенка в семью, отдает обратно, не справившись с этой ответственностью. Бывают такое случаи? Как часто и чем это чревато?

- Безусловно, такие случаи бывают. Этих случаев было гораздо больше, когда не существовало обязательной подготовки принимающих или замещающих родителей.  С 2011 года эта подготовка обязательна. С 2010 года мы уже готовили кандидатов в принимающие родители. В этих школах разъясняют людям возможности этих детей, куда можно обратиться в случае возникновения конфликтной ситуации либо каких-то стрессовых ситуаций с ребенком, с семьей, как выстроить отношения между родственниками и так далее. Все вопросы, которые могут появиться, рассматриваются на этой школе принимающих родителей, и оттуда у нас уже выходят родители совершенно подготовленные.

Надо сказать, что за три года, которые работает школа, на территории нашей области более 500 кандидатов в принимающие родители прошли подготовку. У нас в настоящее время нет вообще случаев жестокого обращения с приемными детьми, практически на 50% сократилось количество возвратов из семей, которые взяли неродных детей.

Единственное, у нас еще достаточно высок процент случаев, когда детей  возвращают родственники. Может быть, переоценили бабушки, тети,  дяди свои возможности. Происходит это и из-за того, что родственники не проходят эту школу, а надо бы. Мне даже кажется, что она важна просто для родителя, который воспитывает своего кровного ребенка.

- А может обычный человек прийти в эту школу, который не собирается усыновлять, а просто воспитывает своего ребенка?

- Да, безусловно. У нас есть телефон доверия, по которому можно позвонить и рассказать о своей проблемной ситуации. Профессиональный психолог поможет ее «разрулить». Кроме того, на территории Пскова существует Областной центр семьи, где как раз профессиональные психологи и занимаются проблемами семьи и ребенка. Можно конфликтные ситуации, которые возникают особенно в подростковом возрасте, разрешить с помощью специалиста.

- Есть ли какие-то программы, которые не только подготавливают, а сопровождают усыновителя уже после того, как он взял ребенка в семью?

- Мы двигаемся в этом направлении. В настоящее время подготовлен проект закона о сопровождении семей, взявших ребенка на воспитание. Безусловно, родители будут получать эту помощь безвозмездно. Мы будем оказывать им не только педагогическую, медицинскую, правовую, но и социальную помощь.

Еще один момент: сейчас молодежным парламентом разрабатывается еще один законопроект о постинтернатном сопровождении выпускников. Наши выпускники, к сожалению, выходя в этот мир, не способны должным образом оценить жизненную ситуацию и часто становятся молодыми родителями. Потом эти дети попадают в наши государственные учреждения, потому что выпускник размышляет таким образом, что его воспитало государство, значит и его ребенка воспитает. Мы должны тоже помочь им в этом вопросе разобраться и сделать так, чтобы он своего ребенка не оставлял. Поэтому придумали механизм наставничества, чтобы у каждого выпускника был наставник, который помогал бы ему разобраться в жизненных трудностях.

- Кто же этот наставник?

- Это обычный человек, у которого есть движение души и сердца помогать обездоленным детям.

- Скажите, в последнее время усыновлять детей стало популярнее?

- Да. И не только потому, что существует огромная поддержка со стороны федерального и областного законодательства в этих вопросах. Мне кажется, что здесь проявляются черты характера людей, которые понимают, что у них в жизни все в порядке, но рядом кто-то страдает, и можно сделать так, чтобы его жизнь была лучше. Особенно, когда это касается маленького обездоленного ребенка.

- Есть какой-то портрет усыновителя или это совершенно разные люди?

- Это разные люди. Это могут быть одинокие мамы, это могут быть родители достаточно зрелого возраста и не факт, что берут детишек совсем на руки. Но в большинстве случаев это семейные пары, которые берут детей до трех лет, это пары, которые не имеют собственных детей. Хотя эта тенденция сейчас меняется – берут детишек родители, которые уже имеют собственных детей. Чаще всего это дети однополые. Например, два мальчика и очень хочется иметь девочку, приходят к нам за девочкой. Или наоборот.

- Чудесно. Скажите, наша область отличается от других регионов России в плане законодательства, какой-то помощи усыновителям?

- Мне очень приятно отметить, что на последних двух совещаниях, одно из которых проводила заместитель председателя правительства Ольга Юрьевна Голодец, Псковскую область отметили в числе регионов-лидеров по семейному устройству детей. Ольга Юрьевна даже предоставила слово заместителю губернатора области поделиться положительным опытом семейного устройства детей. С января мы сократили банк данных практически на 129 детишек, отдав их в семьи. Это очень хороший результат, которым она и попросила поделиться со всеми другими регионами. Из 83 регионов Псковская область была признана лучшей.

На совещании, которое проходило в Москве 25-27 июня, Псковская область тоже была отмечена в числе регионов, которые дают самое большое денежное содержание – за ребенка-сироту мы даем полмиллиона рублей. Причем мы не спрашиваем, куда вы будете тратить эти деньги. Если в других регионах дают на получение жилья, то мы не ограничиваем усыновителей.

- Это плюс или все-таки минус?

- Я думаю, что  это большой плюс. Пусть это будет приданое для нашего ребенка.

- Наверно, сложно обойти вопрос об иностранном усыновлении. Как в Пскове обстоит с этим дело?

- Вы все знаете те события, которые произошли в начале года. Безусловно, эта тема сильно нас затронула, мы прошли все проверки, которые можно было предвидеть и не предвидеть. В настоящее время мы не отдаем ни одного ребенка в семьи иностранных граждан. Создана комиссия по рассмотрению вопросов о возможности усыновления иностранными гражданами. Если будут поступать такие заявления, то именно комиссия будет рассматривать, возможно ли передать ребенка в эту семью. Пока усыновлений нет.

- Я слышал, что за 20 лет впервые в Псковской области количество усыновленных детей превысило количество появившихся детей-сирот.

- Да, работа органов опеки всегда строится на том, сколько мы выявляем детей, оставшихся без попечения родителей, и сколько мы устраиваем в семьи. За этот квартал впервые, действительно, за много лет мы выявили меньше, чем устроили. Меня очень радует эта тенденция. Если так дальше пойдет, то мы действительно станем областью, которая будет называться территорией без сирот.

- Что еще можно предпринять в этом плане, чтобы в области совершенно не осталось сирот? Возможно ли это вообще?

- Мне кажется, что каждый из нас должен подумать, смогу ли я помочь обездоленному ребенку. Если такая возможность у человека есть, то сделать этот шаг, забыв, может быть, о себе, о том, что ему нравится делать для того, чтобы подарить ребенку детство, детство в семье.

- Ребенок вышел в 18 лет из госучреждения. Какие программы есть дальше для его поддержки?

- У нас существует очень большая поддержка для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мы совершенно не заставляем людей усыновлять. Вы можете взять в свою семью ребенка, получать за это вознаграждение. Это неплохо, потому что в этом случае мы будем знать, что ребенок не является каким-то бременем для этой семьи. Наши дети обеспечиваются жилыми помещениями, если у них не было никакого жилья. За счет средств областного и федерального бюджетов им выдаются однокомнатные благоустроенные квартиры. Кроме того, у них есть целый комплекс мер дополнительной социальной поддержки. Это и получение бесплатного профессионального образования, это и получение единовременных выплат по трудоустройству, по рождению ребенка, по уходу в армию. Мы оплачиваем проезд на санаторно-курортное лечение, проездной, коммунальные платежи, аренду жилья. Этих мер достаточно много. Ну и, безусловно, пока ребенок учится, даже если он достиг совершеннолетия, он находится на полном государственном обеспечении. В настоящее время оно составляет порядка 11 тысяч рублей ежемесячно.

- С какими проблемами вы сталкиваетесь?

- Проблемы с получением образования у каждого индивидуальны, как и у всех детей. Кто-то хочет туда поступить, кого-то родители не отпускают. Наши дети стараются выйти скорее из-под крыла государственных опекунов, получить какую-то самостоятельность, начинать работать, быстрее в жизни устраиваться. Может быть, поэтому они делают несколько ошибок, которые потом повлияют на их судьбу.

Проблемы есть и с трудоустройством. Не очень, если честно сказать, хотят брать детей-сирот к себе на работу, потому что думают, что они менее ответственные, могут принести убытки. На самом деле у нас очень много выпускников, которые заканчивают самые престижные учреждения страны. У нас есть дети, которые окончили Академию Петра Великого в Санкт-Петербурге, университет МЧС, высшие военные училища, суворовские училища. Это дети, которые достигли огромных результатов. Мы сейчас работаем над этой тематикой, и очень хотелось бы организовать сайт успешных выпускников государственных учреждений. Даже по городу Пскову таких детей, у которых все сложилось, немало.

- Есть ли какие-то специализированные  центры, куда бы стекалась вся информация о детях-сиротах?

- Если говорить про всемирную паутину, то можно найти информацию на сайте sirota-ps.ru, где расположены фотографии и вся информация о детях, которые подлежат семейному устройству. Мы работаем с благотворительным фондом «Дети ждут». В этом году отснято 100 видеороликов, которые размещены на сайте этого фонда. Этот сайт примечателен тем, что там как раз можно получить дополнительную информацию о том, как стать приемным родителем, какие трудности и какие проблемы возникают. Можно просто выйти на сайт министерства образования РФ, зайти в портал «Видеопаспорт ребенка». Там у нас отснято более 250 видеопаспортов детей, есть рубрика «Видеошкола», где самые лучшие педагоги, психологи, специалисты, работающие в органах попечительства и опеки, дают рекомендации о том, как взять ребенка на воспитание в семью.

- Валентина Владимировна, наше время подходит к концу. Может быть, вы какие-то напутственные слова скажете нашим радиослушателям?

Я хочу поблагодарить всех наших приемных родителей за то, что они отдают часть своего сердца, часть своей души нашим детям. Я хочу сказать, что вы не останетесь никогда одни. Если вдруг возникают проблемы, вы всегда можете обратиться в органы опеки и, я думаю, что мы совместно их решим. Я хочу сказать, что сиротство – это страшно, что ребенок не должен жить в государственном учреждении. Если у вас есть силы и возможности, есть движение души помогать, нужно содействовать семейному устройству, чтобы дети, находили своих родителей и не оставались одни.

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 213 человек
Лента новостей