Новости партнеров
Общество

Как строить в Пскове. Договорились!

28.12.2013 09:43|ПсковКомментариев: 40

Самый важный итог искрометных дискуссий вокруг утверждения зон охраны псковского Кремля и еще 12 памятников истории и культуры состоит даже не в том, что эти зоны были утверждены. Причем утверждены практически единогласно 32 присутствовавшими депутатами: лишь изредка в итогах голосования по какому-нибудь из 12 объектов возникал «один против».

Но самое-то главное в том, что теперь придется более чем наполовину переписать Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) города Пскова, которые в какой-то болезненной горячке утвердила 5 декабря Псковская городская Дума. И, которые, позволяли, например 7-этажное строительство в Кремле или около Мирожского монастыря. Специалисты по охране памятников назвали «приём» этих Правил назвали «действиями на грани преступления». И вот появилась реальная возможность «отмотать назад»

Откуда что взялось?

Вопросы о зонах охраны памятников истории и культуры в Пскове занимали большую часть повестки дня. Их перед депутатами добросовестно и даже живо презентовал председатель Государственного комитета по культуре Псковской области Александр Голышев. С картинками, простыми схемами, понятными цифрами, но депутатам всё равно было скучно. Гудели как на последнем уроке перед каникулами. Положение спас Игорь Савицкий, который очень интересуется памятниками истории и культуры в Пскове. Ради них он накануне сессии почитал федеральный закон «Об объектах культурного наследия». И решился задать Александру Голышеву вопрос: «Я этот закон вчера еще раз просмотрел, но так и не нашел там ограничений по этажности. Откуда взялась эта норма – ограничение этажности в охранных зонах?»

Господин Голышев терпеливо, подробно и даже как будто всерьез объяснил,  где находятся не найденные господином Савицким нормы. Но сложилось стойкое впечатление, что Игорь Николаевич лишь слушал музыку голоса Александра Ивановича. Ибо после всех пояснений начальника псковской культуры повторил: «Зачем обманывать депутатов, вводить всех в заблуждение? Я еще раз утверждаю, что ни в одном федеральном законе нет ограничения этажности!»

Тут не выдержал председатель государственно-правового комитета администрации области Андрей Карпов. И посоветовал парламентарию для начала обратиться к Градостроительному кодексу – с 36 по 40 статью. Бесполезно. «Какое отношение эти зоны имеют к памятникам? Охранять памятники – это одно, я не против этого, а причем здесь вообще всё строительство в центре города?» - вот такой вопрос оказался следующим у Игоря Николаевича.

Единственным, кто в какой-то мере поддержал Савицкого, оказался депутат Ян Лузин. Заметно волнуясь, он задал Александру Голышеву вопрос о том, когда будут отменены охранные зоны, разработанные в 1995 году – они, якобы, устарели «морально и физически». Ну и естественно мешают развитию города. Александр Голышев слегка извиняющимся тоном пояснил господину Лузину, что зоны охраны в центре города, в общем-то, не изменятся с принятием новых документов. А вот по объектам историко-культурного наследия, не вошедшим в этот «список двенадцати плюс Кремль», еще предстоит работа – года на полтора минимум…

«Не демонизируйте!»

В отличие от председателя комитета по культуре депутат Лев Шлосберг (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) никого разочаровать не боялся: «Я бы попросил депутатов, особенно близких к строительной деятельности, не демонизировать проект зон охраны 1995 года. Этот выдающийся документ позволил сохранить исторический Псков в течение почти 20 лет. Если бы его не было – не было бы сегодня исторического города».

Он сказал еще одну очень важную вещь, которую упорно не хотят слышать инвесторы от строительства: ни прежние зоны охраны, ни вновь утверждаемые не запрещают высотное строительство в Пскове, они «регулируют высоту строительства там, где к современному строительству на прямой визуальной связи корреспондируют объекты культурного наследия».

«Город Псков открыт для строительства. Историческая территория Пскова – это пять процентов его площади. Все остальные 95% в зависимости от плотности застройки открыты и доступны для строительства», - как можно четче артикулируя, говорил господин Шлосберг.

И по поводу новых зон охраны он заявил, что «сегодня мы делаем колоссальный шаг вперед как в вопросах регулирования градостроительной деятельности в Пскове, так и в вопросах охраны объектов культурного наследия. Существенных претензий ни к одному из этих документов нет. Они согласованы Министерством культуры РФ и могут быть приняты только в согласованном Министерством виде».

Как показало голосование, его услышали все. Кроме Игоря Савицкого (он, правда, до голосования не досидел): «Я категорически не согласен со всем вышесказанным! Что касается федерального закона – я заявляю еще раз, что внимательно смотрел вопросы по поводу этажности, опять же не памятников культуры, а того, что их окружает. Нигде не прописан порядок ограничения этажности зданий в охранных зонах, такого понятия нигде нет. Это чисто наше псковское изобретение, мы так решили, что со всех точек должен быть виден Кремль!»

«Мы уже на всё заработали!»

Кремлю, кстати, от Игоря Николаевича досталось отдельно: «Даже наш уважаемый Кремль – это всё Диснейленд, построенный в 70-м году, вернее в 60-х годах. Так он не выглядел в начале века или когда там он был древним, так не выглядели башни, так не выглядели стены. Это всё новострой!»

И всё-таки именно Игорю Николаевичу Савицкому суждено войти в историю, как непримиримому борцу с псковской коррупцией.

«Любой предприниматель вам скажет, что если на том месте, где было трехэтажное здание, строить трехэтажное, то там цена квадратного метра будет невменяемая, и заплатят ее не строители - не Поляков (Игорь Поляков – председатель совета директоров ЖБИ-1, организации, построивший 16-этажку в панораме между башнями Нижних решеток псковского Кремля – прим. авт.), не Лузин, не Савицкий, а заплатят псковичи! Сейчас запускается просто коррупционный конвейер по сбору средств со строителей! Сегодня примерно получается так: если вы хотите получить участок и разрешение на строительство, то получение участка под дом площадью фундамента где-то полторы тысячи метров стоит 2 миллиона. Пятьдесят процентов, вернее двадцать, двадцать процентов – это взятки, это вы отдаете наличными деньгами. Это общепринятая практика в нашем городе. Вот такие примерно расценки», - простодушно рассказал Игорь Савицкий.

И как только он закончил свое выступление о «воровских механизмах» и прочей коррупции на почве охраны памятников, как слово опять взял Лев Шлосберг: «Я сегодня подам заявление в Следственный комитет Псковской области, в прокуратуру Псковской области о проверке по факту высказывания депутата Игоря Николаевича Савицкого о том, что неким лицам даются взятки за согласование разрешений на строительство на объектах культурного наследия. Попрошу депутата Савицкого в ходе проверки пояснить – кто, когда, кому, за что и сколько давал взяток. Я требую наказания всех этих лиц – того, кто эти взятки давал, и того, кто эти взятки брал».

Игорь Николаевич Савицкий ушел с сессии областного Собрания, не дожидаясь процедуры голосования по зонам охраны Кремля и еще 12 памятников. Ушел с вещами, оставив в одиночестве коллегу Яна Лузина.

Интересно, кто же изредка голосовал против утверждения какой-то конкретной охранной зоны?

А обещанное Шлосбергом заявление ушло в компетентные органы.

Елена Ширяева

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 152 человека
Лента новостей