Новости партнеров
Общество

Восемь главных тактик офисных манипуляторов

25.07.2014 12:30|ПсковКомментариев: 0

Умение манипулировать окружающими в бизнесе может быть полезно. Хитрые, изворотливые и расчетливые сотрудники приходятся весьма кстати при проведении переговоров. Но хорошо, когда такой персонаж играет за вашу команду и на пользу вашей компании. А если он манипулирует собственным руководителем да еще так виртуозно, что последний как под гипнозом делает все, что от него требуют? Получается пятидневный праздник непослушания. Чтобы этого не случилось, манипуляторов нужно ставить на место. Какие способы манипуляции используют особо коварные сотрудники, желающие, чтобы оклад был побольше, а работы – поменьше? Как противостоять таким людям? Проверенные способы и средства существуют.

Однако не спешите разворачивать полномасштабную офисную охоту на ведьм. Эксперты ведущих рекрутинговых компаний, комментируя данную тему для E-xecutive.ru, отмечают, что манипуляции руководством часто не являются частью коварного плана сотрудника. Так руководитель группы подбора персонала кадрового агентства «Юнити» Ирина Антоненко отмечает: «В каждой просьбе подчиненного, информировании, например, о том, что ему не хватает времени на выполнение поставленных задач, не следует видеть попытку манипулировать. В большинстве случаев сотрудники делают это неосознанно».

В свою очередь, партнер хедхантинговой компании Cornerstone Виктория Филиппова отмечает, что вариантов манипулятивного поведения существует огромное множество, причем они могут быть как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». Прозорливый руководитель без труда их различит и поймет, что первый вид манипуляций имеет право на жизнь, а второй надо рубить на корню. «Я знаю одну компанию, где генеральный директор не слишком решителен и боится идти на любые, даже необходимые компании изменения. Казалось бы, организацию неминуемо ждет застой и поражение в конкурентной борьбе, но нет – компания двигается вперед с помощью тактичных помощников – исполнительного и финансового директоров. Специалисты последовательно «ведут» и направляют генерального директора, соединяя его личные интересы и ценности с интересами проекта. Такая манипуляция приводит к тому, что решение об изменениях принимается, а у главы компании нет ни малейшего сомнения в том, что это решение принял он сам!» – рассказывает Виктория Филиппова.

Перекладывание ответственности

Описывая этот весьма распространенный вид манипуляции руководством, Ирина Антоненко отмечает: «Сотрудник, ссылаясь на отсутствие нужного авторитета, просит вас позвонить кому-то, сделать что-то, постоянно приносит свою работу на согласование, то есть это вы выполняете его задачи». При этом руководитель нередко сам провоцирует подобное поведение персонала – если стремится участвовать во всех бизнес-процессах, уверена ведущий консультант кадрового агентства «Визави Консалт» Ольга Комардеева: «Бич всех руководителей – утверждение даже обычных рассылок по компании. Так что тут вина частично лежит на самом менеджере и его желании все контролировать. Для сотрудников это только плюс, ведь с них снимается часть ответственности. Учитесь доверять подчиненным, высказав свои пожелания первые два-три раза, а потом дайте им возможность принимать решения самостоятельно».

Виктория Филиппова называет таких сотрудников «жалобщиками» – они истерически боятся ответственности и не хотят отвечать даже за то, что прописано у них в должностной инструкции. «Они перекладывают ответственность за несделанную работу на коллег, клиентов или находят личные оправдания. Мудрый руководитель со временем проследит системность подобных жалоб и начнет искать замену таким сотрудникам», – отмечает специалист.

Руководитель департамента отрасли «Розничные сети и электронная торговля» хедхантинговой компании «Агентство Контакт» Анна Сус отмечает еще один характерный признак обратного делегирования – так называемую «апелляцию к экспертности», когда руководитель ставит определенную задачу своему подчиненному, а тот пытается переложить выполнение задачи обратно на руководителя, объясняя это тем, что лучше и качественнее него с этой задачей никто не справится. Заметили такое? Пора насторожиться. «Подобный тип манипуляции сотрудники нередко используют и между собой. В данном случае нужно спокойно принять и поблагодарить за похвалу, но напомнить коллеге или подчиненному, что сегодня это именно его задача, и он сможет справиться с ней не хуже», – говорит Анна Сус.

По ее словам, не менее распространенный тип манипуляции – это так называемое взятие измором, то есть настойчивое нежелание выполнять поставленную задачу до конца. «Сотрудник несколько раз презентует руководителю заведомо недоделанную работу в надежде, что в итоге начальник устанет ждать и сделает все сам. Схожей манипуляцией можно назвать и такое поведение, когда подчиненный в ответ на поставленную задачу начинает задавать слишком много уточняющих вопросов, ответы на которые займут больше времени, чем само выполнение этой задачи. В итоге руководитель вновь решает справиться с ней самостоятельно. Противостоять таким манипуляциям непросто, особенно в условиях жестких дедлайнов. Однако необходимо понимать, что не стоит принимать недоделанную работу. Если же у вас есть ограничения по срокам, то вам как руководителю действительно придется выполнить все самостоятельно, при этом лучше всего не сообщать об этом», – рассказывает собеседница E-xecutive.ru.

Еще один вид манипуляции с элементами перекладывания ответственности, по мнению Анны Сус, выглядит так: «Это ситуация, когда человек, получивший задание, не хочет его выполнять либо уже провалил его выполнение и начинает перекладывать задачу на своих коллег, намеренно акцентируя внимание на том, что он и так загружен работой, а они плохо справляются со своими обязанностями и пусть тогда выполнят хотя бы это поручение. Таким образом манипулятор отмечает зону, где действительно добился каких-то успехов, при этом обращая внимание руководства на ту область, где его коллеги не столь совершенны и не справляются с поставленными задачами. В этом случае необходимо поблагодарить сотрудника за его внимательность и напомнить, что поручение все-таки было адресовано именно ему».

Существует ли универсальное средство от любителей перекладывать ответственность? Как отмечает исполнительный директор компании Rational Grain Ольга Степанова, для начала стоит четко разобраться в причинах, которые ведут к обратному делегированию. «Если после всех бесед с сотрудником становится ясно, что он просто не желает выполнять свой функционал, решение может быть только одно – увольнение. Однако, возможно, если в ходе беседе вы поймете, что человеку интересен совсем иной спектр обязанностей, а не то, чем он занимается сейчас, тогда имеет смысл попробовать его на другом фронте. Я знаю пример, когда человек с подачи родителей начал карьеру в бухгалтерии. Он выполнял свой функционал, но не проявлял особого старания. А затем ему предложили вакансию менеджера по персоналу, и вот тут-то этот человек и стал проявлять весь свой потенциал. Важен контакт с каждым сотрудником. И руководитель должен иметь четкое представление о том, кому он может доверить провести презентацию, кому – составить аналитическую справку, а кому – холодные звонки. Успех будет в том случае, если руководитель понимает сильные стороны своих сотрудников и делает ставку именно на них», – комментирует Ольга Степанова.

Имитация бурной деятельности

Имитация бурной деятельности – еще один интересный и часто встречающийся пример манипуляции руководством, отмечает Ольга Комардеева. «Есть сотрудники, которые умеют продавать себя и свой труд. Они устраивают каждую неделю слайд-шоу по результатам работы, ежедневно отчитываются о количестве звонков, писем, переговоров и намеченных сделок. Но через несколько месяцев становится очевидно, что ощутимых результатов нет. Здесь поможет выстроенная система оценки результатов со строгим контролем фактических успехов», – советует эксперт.

Имитация постоянной загрузки

Сотрудник допоздна задерживается на работе? Постоянно говорит о том, что у него много задач, что он ничего не успевает, только он и работает, а остальные прохлаждаются? Вами пытаются манипулировать, и создание видимости непосильной нагрузки – еще один способ заставить руководителя поставить сотруднику «пятерку» в дневник и журнал.

Ольга Комардеева предостерегает: «Главное, чтобы после этой статьи все топ-менеджеры не стали искать признаки манипуляции в обыденных просьбах и поведении подчиненных. Взять, например, манипуляцию по изображению большой загруженности, когда сотрудник допоздна сидит на работе, жалуется на большое количество дел, печально корпит над грудой бумаг, присылает готовые отчеты под утро. Проверьте, насколько велика загрузка подчиненного, возможно, он действительно выкладывается по полной, и это совсем не манипуляция. Задайте вопрос о загрузке, попросите описать объем работы за два последних дня. Это поможет перераспределить нагрузку в отделе и прекратить ночные бдения».

Подчеркивание собственной незаменимости

В случае, если сотрудник может как откровенно, так и намеками акцентировать внимание на том, какой он хороший специалист, как много он делает для компании, и без него ничего бы не вышло, то вами наверняка пытаются манипулировать, делая акцент на собственной значимости. «Да если бы не его менеджерские качества и терпение, проект бы не сдали в срок», – это и многое другое можно услышать от манипулятора, говорит Ирина Антоненко.

Виктория Филиппова приводит следующий пример такого шантажа: «Главный бухгалтер или финансовый директор приходит к генеральному директору в ответственные для компании моменты – во время подготовки годового отчета, налоговой или аудиторской проверка, сделки – с ультиматумом: «Либо я ухожу из компании, либо требую повышения зарплаты/выплаты бонуса». В том случае, если у этого сотрудника в компании нет помощника, который смог бы перехватить эстафету, руководству чаще всего приходится согласиться с требованиями манипулятора. Правда, не лишним будет упомянуть, что рабочие дни такого специалиста с этого момента практически сочтены. Сразу после происшествия руководство начнет срочный и конфиденциальный поиск замены».

Анна Сус описывает еще одну весьма распространенную ситуацию: «Явной манипуляцией для получения прибавки к зарплате является факт предоставления сотрудником своему руководству предложения о работе от других компаний, готовых удовлетворить его более высокие финансовые ожидания. Все чаще встречаются ситуации, когда кандидаты обновляют свое резюме лишь для того, чтобы узнать свою востребованность на рынке и подтолкнуть руководство к повышению заработной платы. Ведь с помощью подобных ухищрений сотрудник может добиться моментальной значительной прибавки, которая порой достигает 40-50%, тогда как общая ежегодная индексация гарантирует повышение зарплаты максимум на 10-15%. Однако это достаточно пагубная практика, потому что кандидат может испортить свою репутацию на рынке труда и подвергнуть сомнению свою лояльность. Справиться с подобной манипуляции сложно. И тут необходимо понимать, насколько ценным для компании является этот сотрудник и насколько сложно будет найти ему адекватную замену. Если он действительно представляет большой интерес, то поддаться на его условия все же придется. Но нужно понимать, что мотивация исключительно на деньги опасна для компании и стоит аккуратно начать поиски нового достойного кандидата».

Давление на жалость

Существует категория сотрудников, которые любят давить на жалость. Обычно это делается, чтобы оправдать ошибки, просчеты или невыполненную работу, говорит Ирина Антоненко: «Сотрудник, чувствуя, что с ним предстоит серьезная беседа, начинает разговор о том, что у него проблемы дома, болеет кто-то из родственников, как сложно ему добираться до работы, а также может привести массу других причин. Тем самым он рассчитывает на снижение меры «наказания».

К «жалобщикам» тоже есть подход – внимательно выслушать сотрудника, и, если данное поведение ему не свойственно, то есть смысл пойти навстречу и сделать скидку на жизненные обстоятельства. Если же подобные оправдания стали для него нормой – значит, вами просто манипулируют и терпеть этого не следует.

Создание проблем на пустом месте

Ольга Комардеева описывает еще одну манипуляцию под символическим названием «У нас проблема!». «Это происходит, когда сотрудник ждет решения от руководителя, приукрашивая случившееся. «Это кошмар, это выходит за все рамки! У нас таких случаев раньше не было!», – кричит в таких случаях сотрудник и не предлагает при этом никаких вариантов решения проблемы. Введите правило: не заходить к вам в кабинет за советом, не имея на руках, как минимум, трех вариантов решения задачи», – рекомендует эксперт.

Настрой руководителя против сотрудника

Еще один популярный вид подковерных игр, по словам Ольги Комардеевой, представляет собой настрой руководителя против сотрудника, который не нравится. «Руководителю дается искаженная или преувеличенно негативная информация о действиях определенного сотрудника: «Это он виноват в срыве сделки. Это из-за него мы завалили проект по срокам». Помните, что на любую ситуацию существует, как минимум, две точки зрения, проверяйте информацию, не поддавайтесь эмоциям, выслушивайте всех участников процесса», – советует специалист.

Использование дружбы с руководством

«Еще интересный тип манипуляции – использование дружбы с руководством, – рассказывает Виктория Филиппова. – Как бы дружен ни был коллектив, между руководителем и подчиненным должна сохраняться дистанция – это позволит поддержать авторитет начальства, а также исключить возможность использования личной информации для прямого или косвенного шантажа».

В такой ситуации генеральный директор рекрутинговой компании «ProfiStaff» Ирина Никулина также рекомендует руководителям стараться не «дружить» на работе с подчиненными, так как слишком «семейные» отношения переходят в манипуляцию, и с этим потом сложно справиться.

Как не поддаваться на манипуляции подчиненных?

Отфильтровать и распознать манипулятивное поведение подчиненных непросто. Большую роль играет опыт руководителя, уверена Виктория Филлипова. «По моему мнению, молодому начальнику часто трудно понять, что его используют. Зрелый же руководитель многие манипуляции способен вычислить с помощью своего жизненного опыта, он найдет время на анализ поступка сотрудника и попробует определить реальный мотив: денежные проблемы, семейные сложности, отсутствие желания работать или страх неудачи. В последнем случае руководитель просто должен поддержать сотрудника, и тогда жалобы и попытки манипуляций прекратятся», – говорит эксперт.

В свою очередь, Ирина Антоненко рекомендует четко определять цели и результат, а также сроки их достижения, обсуждать планы с сотрудниками и получать их одобрение. «Далее, если начинаются какие-либо отговорки, рассуждения на тему «а у меня не получилось, потому что меня не обеспечили нужной информацией», следует пресечь попытку манипулировать, поговорить с сотрудником, разобраться в причинах невыполнения задания, узнать его точку зрения. Чем четче будут поставлены задачи, оговорены сроки и определены параметры, по которым будет оцениваться результат, тем меньше рычагов для манипуляции будет в арсенале у сотрудника», – рекомендует Ирина Антоненко.

Также манипуляция может возникнуть тогда, когда сотрудник не хочет выполнять какую-либо задачу, поэтому надо разобраться в причинах, это может быть как сложность задачи, так и отсутствие должной мотивации на ее выполнение. «Одними из важных задач руководителя являются развитие своих подчиненных и постоянная мотивация. Работа в этом направлении также поможет снизить вероятность возникновения манипуляции», – напоминает эксперт.

Ирина Никулина поддерживает вышеназванные меры: «Если в компании имеются прописанные бизнес-процессы и регламенты, отговорки «мы так не договаривались» не будут действенны. Надо также стремиться к прозрачности в принятии решений, ведь в налаженной, четко работающей системе нет места для искажения очевидной информации».

Ольга Бедарева, E-xecutive.ru

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 234 человека
Лента новостей