Новости партнеров
Общество

«Вы и убили-с»

19.11.2014 14:42|ПсковКомментариев: 83

Объединение областной филармонии, театра кукол и театра драмы сейчас расценивают как угрозу, нависшую над псковской культурой. Но есть все основания полагать, что эту общую для всех угрозу во многом создала финансовая деятельность руководства драматического театра.

Как заявил в своем комментарии по поводу объединения художественный руководитель этого учреждения культуры Василий Сенин, «театр испытывал в этом году постоянный натиск недоброжелателей, для которых он так и остался лишь недвижимостью в центре города с бюджетным финансированием, которое, справедливости ради, с августа можно назвать уже «недофинансированием».

Бюджет «обновленного» театра на год составляет более 60 млн рублей. Если это «недофинансирование», то как назвать цифру в 12 млн рублей - сумму, на которую театр жил в сезон 2011-2012 года? Как рассказывала в одном знаменитом интервью бывший директор псковского академического Татьяна Комиссаровская, «из них 8 - на заработную плату, а остальное - налоги и коммуналка, да и ту надо доплачивать из собственно заработанных средств. Постановочные на год - 120 тысяч, тогда как гонорар молодого режиссера-постановщика начинается от 100 тыс. рублей. Вот и представьте, как приходилось уговаривать и убеждать режиссеров любить театр и считать за честь поставить спектакль именно в нашем театре и с нашими артистами».

И разговаривали, и убеждали: молодые режиссеры соглашались на гонорары в 30 тысяч, заслуженные в 60, которые им выплачивали по режиссерской ставке - около 5 тысяч в месяц - в течение 2 лет. Вот где было недофинансирование для театра, который стоял без ремонта с 1946 года, но выпустил 11 премьер в год.

Василий Сенин о таких условиях труда, видимо, не подозревает: «Заслуга сегодняшнего директора театра Сергея Дамберга состоит в том, что мы смогли выпустить в этих условиях четыре премьеры (три из них на большой сцене) и восстановить еще один спектакль из старого репертуара. На данный момент репертуар театра, после символичной даты в девять месяцев после открытия, состоит из семи новых и четырех восстановленных спектаклей».

Новых спектаклей, включая «Графа Нулина» и «Четыре картины любви», на самом деле, шесть. И процесс их создания вкупе с дорогостоящими гастролями, по моему мнению, во многом катализировал вопрос объединения.

Мастерские - в шаговой доступности?

Дело в том, что современное физическое состояние Псковского академического театра драмы имени Пушкина на его официальном сайте описывается так: «Театральный комплекс теперь состоит из двух зданий: отремонтированного здания народного дома и новой пристройки площадью почти 3 000 квадратных метров, где размещены мастерские, технические цеха по изготовлению костюмов и декораций, просторный медиа холл, репетиционные залы, звуковая студия, выставочный зал, балкон. В результате Псковский драмтеатр стал единственным на Северо-Западе, где все подсобные технические службы удалось вывести в отдельное здание, предоставив артистам большое творческое пространство».

Еще год назад про эти три тысячи новых квадратных метров помнили все. Едва ли не каждый официальный пресс-релиз, любое сообщение о ходе реконструкции театра заканчивалось напоминанием: в отдельном здании разместятся театральные мастерские и цеха. Кто только не осматривал будущие производственные помещения в период реконструкции! Вице-премьер Ольга Голодец, заместитель министра культуры Григорий Пирумов, сам министр культуры Владимир Мединский, президент России Владимир Путин, опять Ольга Голодец. Ольгу Юрьевну последний раз водили по театру совсем недавно - летом 2014 года: «В ходе осмотра мастерских, где организована работа столярного цеха, хранятся декорации и костюмы, Андрей Турчак подчеркнул, что Псковский драмтеатр - единственный на Северо-Западе, не считая Санкт-Петербурга, где мастерские находятся в шаговой доступности к сцене».

В очередной раз листая сайт госзакупок, задаешься вопросом: а востребованы ли они вообще, эти специально построенные для театра мастерские?

К вопросу о столярном цехе. Декорации к единственному полноценному спектаклю (правда, малой сцены) прошлого сезона «Четыре картины любви» были изготовлены в Санкт-Петербурге. Согласно договору еще от 4 декабря 2013 года на изготовление и поставку декораций было потрачено 399 тысяч 703,95 руб. Тут еще можно сослаться на неготовность мастерских к вводу, хотя к 25 декабря того же года одна «Мастерская» в театре все же заработала - это медиахолл, к работе которого, впрочем, есть масса вопросов.

Но изготовление сценической мебели для спектакля «Гедда Габлер» (его премьера состоялась в сентябре 2014 года, театр уже вроде как работал на полную мощность) вновь было заказано в Санкт-Петербурге - на 227 тысяч 976 руб. Закупка услуги была произведена у единственного поставщика, как, впрочем, и все закупки театра. Сценическую обувь и головные уборы к «Гедде Габлер» также заказывали в Санкт-Петербурге, суммы там сравнительно небольшие - чуть больше 23 тысяч рублей.

Намного дороже обошлись замечательные костюмы к «Скупому»: их заказали у воронежской организации - на 373 тысячи рублей. В той же организации заказывали костюмы к спектаклю «Ветер шумит в тополях»: 148 тысяч 900 рублей. Правда, костюмы к «Четырем картинам любви» сшили все же в Пскове - 16 предметов одежды всего за 100 тысяч рублей. То есть можем, когда захотим? Хоть какая-то копеечка в Пскове осталась - и предпринимателю, и бюджету в виде налогов.

Если начать плюсовать все расходы на создание спектакля, например, того же «Скупого» то сумма выходит за полмиллиона рублей. Дорого обошлась работа художника-постановщика и художника по костюмам. Кстати, сейчас именно с Ильей Кутянским и Фагилей Сельской псковский худрук Василий Сенин готовит в новосибирском «Красном факеле» премьеру «Декамерона». Этот тройственный союз сложился задолго до прибытия г-на Сенина в Псков, вместе они уже создали не менее пяти спектаклей. Но, если верить официальному сайту псковского драматического, собственный главный художник в театре есть. Задействован он был лишь в «Графе Нулине» и в «Старой актрисе на роль жены Достоевского».

Череда гастролей разных театров на псковской сцене тоже влетала бюджету в копеечку, как мы помним. Сколько еще продолжится этот вечный праздник, который даже самым страстным театралам уже становился не по карману, сказать трудно.

«Поезд, который идет под откос»

Однако есть серьезное опасение, что за все это Псков может серьезно поплатиться. И не театральными бухгалтериями при объединении, а самим репертуарным театром. С сентября из нашего «очага культуры» доносятся тревожные слухи: руководство заговорило о снижении зарплат сотрудникам. В том числе актерам, которые и без того являются едва ли не самыми низкооплачиваемыми работниками театра.

Как объясняют труппе, до перерыва на отпуск летом уровень зарплат поддерживали несколько искусственно, а бюджет театра не был рассчитан на такое искусственное «повышение». Надежды на кассовые сборы пока себя не оправдывают. Руководство театра пытается отстоять приемлемый (!) бюджет, но... Видимо, уже доотстаивалось. До объявления о намерении объединить два театра и филармонию под одной крышей.

К чему это приведет, видимо, придется узнавать на практике. Но есть ощущение, что могут сбыться самые худшие предположения зимы и весны 2014 года.

Да, собственный репертуар через худруковское «не хочу» сделали (детские спектакли, правда, пока в проекте, работа Сенина по Чехову отложена, хотя, по заявления пресс-службы театра, была начата еще 28 марта 2014 года, «Солдатики» вообще пущены в расход). Но театральные мастерские не работают и вряд ли уже заработают с таким подходом руководства. «Отбивать» же немалые средства, вложенные в создание спектаклей, а фактически вывезенные из города с населением чуть более 200 тысяч человек, трудно: театральная публика - ресурс исчерпываемый. «Шарашить» гастроли известных театров при хорошем бюджетном финансировании проще, но и их окупаемость под вопросом, несмотря на дороговизну билетов.

И если при объединении речь пойдет о единой бухгалтерии, кассовом центре, едином билете (выходит, все затраты на «ребрендинг» театра на федеральном уровне побоку?), то это еще цветочки. Ягодки будут, когда додумаются перевести на договора артистов. Это уже все равно, что выгнать их на мороз. На договорные средства прожить им будет невозможно (хотя наверняка общественность будут заверять, что никто не уволен, просто трудовые отношения оформлены по-другому). Вот это и будет конец репертуарного театра.

Впрочем, худрука Сенина это вряд ли тревожит: «Репертуарный театр - это поезд, который идёт под откос. Раньше меня это пугало, но в сегодняшней ситуации единственный выход - ждать, чтобы это произошло побыстрее. Я думаю, что, когда это случится, у нас в стране начнёт что-то происходить. С советских времён театр не был реформирован. Но так как у нас сегодня добрались абсолютно до всего, включая квартплату, конечно, должно что-то произойти и с театром. Кроме того, это же достаточно большая статья бюджета. Сейчас уже сформировалась аудитория, которая готова платить хорошие деньги за то, что ей интересно. Это люди примерно с двадцати до тридцати пяти-сорока лет, которым репертуарный театр в своём сегодняшнем состоянии мало что может предложить, так как билеты распространяются на аудиторию гораздо старше или младше».

Это цитата из интервью, которое пять лет назад режиссер Сенин дал одной корпоративной газете. Ее издает новосибирский театр «Красный факел», в котором режиссер пять лет назад поставил «Саранчу», а сейчас ставит «Декамерона». В Пскове, конечно, трудно сформировать аудиторию, готовую платить «хорошие деньги» за то, что ей не может предложить репертуарный театр. Поэтому в миллионном Новосибирске работать сытнее. То есть интереснее.

А ведь как в воду глядел. И театр летит под откос, и в стране «что-то происходит». Но зачем же было садиться в кабину машиниста? Зачем именно в Пскове?

Марина Давыдова

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 262 человека
Лента новостей