Новости партнеров
Общество

Медиаобзор: Как жизнь подражает искусству

26.04.2015 23:06|ПсковКомментариев: 2

Наши прогнозы относительно внимания псковских газет к скандалу вокруг спектакля «Банщик» сбылись наполовину. То есть должное этой главной теме прошлой недели воздала как раз половина из обозреваемых печатных изданий. Достаточно, чтобы считать ее общей.

Банный лист

Осторожно, интеллигентно и художественно подошла к «Банщику» «Псковская губерния». Один из ведущих авторов этой газеты — Алексей Семенов — не устоял перед соблазном, который испытывали в «банные дни» многие псковские журналисты. Наверное, всем хотелось написать документальную пьесу про письмо псковских актеров министру культуры и последующую встречу труппы с Владимиром Мединским. А Алексей Семенов это желание осуществил, опубликовав в свежем номере «Губернии» статью под заголовком «Головомойка, или Банный лист».

Внутри статьи — та самая пьеса, которую написала в Пскове сама жизнь. Автор решил назвать ее  «Прокаженный проект» (так своего «Банщика» охарактеризовала режиссер Варвара Фаэр). Алексей Семенов создавал свое газетно-драматургическое произведение в технике «вербатим», которая, правда, в Пскове себя несколько скомпрометировала. Напомним, что главный герой якобы документального «Банщика» оказался фантазией артиста Максима Плеханова.

У самого Плеханова Алексей Семенов интервью для своей пьесы не брал. Скорее всего, не смог: артист уклоняется от общения и его можно понять. Так что в главных героях — Владимир Мединский, народный артист России Юрий Новохижин и защитница «прокаженного проекта», актриса Евгения Львова. Режиссер Варвара Фаэр присутствует незримо, драматургу приходится оперировать цитированием ее сообщений в социальных сетях. Что, кстати, подтверждает некоторые подозрения: бесстрашная госпожа Фаэр для себя предпочитает все же более комфортную среду общения, чем общественная баня.

Далеко за рамки своей зоны комфорта вышел на этой неделе псковский «АиФ». «Банщика» и рожденную им идею худсовета издание вынесло на первую полосу. Под заголовком: «Кто кого позорит?»

Текст жесткий, в чем-то бескомпромиссный. Его автор Ольга Миронович, пожалуй, точнее всех процитировала руководителя театрально-концертного объединения Псковской области Дмитрия Месхиева. Известный кинорежиссер на встрече труппы с министром прибегнул к сильно действующему средству. Он дважды произнес вслух слово, от которого произошло пока еще печатное слово «пипец». В газете родовое слово, конечно, «запикали». Но на бумаге оно все равно производит впечатление. А у читателя невольно рождается чувство солидарности с теми актерами, которые пожелали иметь защиту (в виде худсовета) от разных «банщиков».

Даже «Псковская провинция» короткой строкой отозвалась на околотеатральные события. Правда, почему-то в рубрике «Главное в сети интернет». Среди событий, показавшихся Константину Козловскому главными в сети, письмо Мединскому следует сразу после танца оренбургских «пчелок», действительно взорвавших интернет. Впрочем, в случае с псковским «тангейзером» журналист не ограничился простой констатацией фактов, а сделал вполне авторский вывод: «Может, театральной общественности стоило сначала поговорить между собой, прийти к компромиссу, и лишь потом задуматься о «тяжелой артиллерии» в лице министра культуры?» Заметим лишь, что письмо писала не общественность и даже не театралы, которые тоже присутствуют в этом коротком, но емком тексте. Письмо писали профессиональные артисты и прочие люди театра, которые в нем работают.

Платишь за этот капремонт, платишь...

А «Псковская правда-Вече» решила не множить сущности. На приезд министра в Псков она откликнулась перепечаткой на целый разворот инфографики, в которой встреча Владимира Мединского с труппой обозначена в самом конце. То есть после всего хорошего и доброго, что принес министр в Псков. А это — деньги на реконструкцию областной детской юношеской библиотеки имени Каверина, деньги на ремонт кровли собора Рождества Богородицы в Снетогорском монастыре, а также деньги на проект спасения Южной башни монастыря, под которой осыпается береговой склон. Даже странно, что при таком аккуратном подходе к культурным скандалам газета зачем-то выделила четверть полосы под комментарий псковского хореографа — на танец оренбургских «пчелок».

Что касается актуального-насущного, то в «Псковскую правду» вновь обратились читатели по поводу капитального ремонта многоквартирных домов. Точнее, одна читательница, в течение многих лет добросовестно оплачивавшая счета, которые выставляла дому управляющая компания. И в этих счетах была строка на капремонт. Каково же было удивление псковички, когда в марте ей принесли отдельную квитанцию на капитальный ремонт, но и из счетов УК эта строка не исчезла. Заголовок статьи хорошо отражает суть проблемы (причем не только прошлого, но и будущего времени): «Пятнадцать лет платила и осталась должна?» Ведь управляйка свои действия объясняет долгами жильцов — аж за 2008-й и 2009-й год. И не отвечает на вопрос — куда пошли уже собранные на капремонт средства и что такого на них отремонтировали в долг?

«Курьер» также рассматривает очередное обращение своих читателей. На этот раз тревогу бьют воспитатели детских садов, цитирую: «С зарплаты воспитателей сняли все надбавки – за стаж, за высшее образование. В итоге мы стали получать на 300 рублей больше нянечек. Но есть ежемесячный дополнительный фонд (ЕДФ), благодаря которому воспитатели якобы будут получать больше. Но это величина непостоянная и распределяется по-разному: где-то только на надбавку воспитателям, где-то – на работников допобразования, а бывает, и на иные нужды. Хотим знать: ЕДФ - это постоянная сумма, одинаковая для всех садов? Из чего складывается ЕДФ, кем распределяется и кому предназначен? Из чего складывается зарплата воспитателей?» Отметим, что вопросов о педагогических зарплатах и на сайте губернатора Псковской области сейчас очень много. Педагоги в связи с новой системой оплаты их труда обнаружили существенное снижение зарплат. Но и на сайте, и в газете ответы получают одинаковые. Хотя «Курьеру» чиновники ответили более подробно и даже популярно. Но смысл тот же: сейчас в соответствии с действующей  системой оплаты труда заработная плата работника включает должностной оклад (для воспитателя – 6256 рублей), персональные надбавки, компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты, которые устанавливаются в самом учреждении и не являются постоянными. А с 1 июня вступит в силу новая система: в оплату труда

войдет должностной оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты. С 1 июня должностной оклад воспитателя, не имеющего квалификационной категории, составит 7700 рублей, имеющего 1-ю квалификационную категорию – 8100 рублей, высшую – 8500 рублей. А выплаты за почетные и ведомственные звания и за стаж будут включены в стимулирующие выплаты, которые, опять же, устанавливает само учреждение.

Отмечу, что повышение оклада, то есть неприкасаемой части зарплаты, выглядит красиво. Но уже сейчас педагоги осознают, что за счет «непостоянных стимулирующих» их зарплата становится меньше. А в управлениях образования (и городском, и областном) отвечают, что такого не может быть! Ведь общий объем зарплатного фонда педагогов в области не изменился.

«Передовик» из Дома культуры

«Псковской провинции» на этой неделе  пришлось откликнуться на крайне острую тему. Во многом помогла география — не могла же официальная газета Псковского района пройти мимо ситуации с колхозом «Передовик». В других СМИ эту ситуацию называют просто — попытка рейдерского захвата. «Провинция» под нейтральным заголовком «Передовик. Неделю спустя» также восстанавливают хронологию событий, в результате которых у успешного сельхозпредприятия вдруг обнаружился новый руководитель. Причем этот руководитель до своего карьерного взлета занимал пост директора местного Дома культуры. Работники колхоза, кстати, к ситуации относятся очень спокойно: для них главное стабильность, продолжение работы. Вот они и продолжают спокойно работать. Да и сам тон статьи на удивление осторожный. Например, то, что в других СМИ откровенно назвали бы «маски-шоу», в «Провинции» называют «нетрадиционным методом». И не торопятся со своими выводами до оценок «компетентных органов».

Не хорошо, но нужно?

70-летие Победы все ближе, в псковских газетах его тоже приближают, как могут. И весьма любопытными материалами.

Так, «Псковская правда» рассказала о том, как на юге области казахи строят Кремлевскую стену. Не из известняка, а из красного кирпича — под стать стенам московского кремля. Читателя не томят долго в неведении, тем более, что сама тема не располагает к интриге. В преддверии 70-летия Победы под Новосокольниками возводят мемориал памяти Алии Молдагуловой и Яна Райнберга — героев Великой Отечественной войны, погибших на этом месте вместе с другими воинами. Инициаторами проекта стали казахские бизнесмены. Об их взглядах на общую историю, почтении к ней почитать очень интересно. Заметим, что к 9 мая в Псковской области партнеры из Казахстана намерены установить 7 памятников — по одному на каждое десятилетие мирной жизни.

А в «Псковской губернии» помимо других острых тем поднята и тема нового, или будет правильнее сказать неожиданного мемориала в Пскове. Точнее, это тема новой Аллеи Героев возле Вечного огня. Она разделила культурное сообщество города на два лагеря. Причем общественность разделили не высаженные там деревья, а 18 памятных знаков, на которых планируется разместить портреты героев Советского Союза.

Часть псковичей считает, что и тумбы выполнены неудачно, да и сама аллея должна располагаться в ином месте. Другие жители города с этим не согласны. А кто-то и вовсе придерживается промежуточного мнения. В общем, суть спора выражена в заголовке: «Получилось не очень хорошо, но это нужно». Но больше всего смущает кулуарность принятого решения. Ведь даже главный архитектор города Сергей Кондратьев считает, что с тумбами поспешили, цитируем: «За установку памятных знаков взялись в самый последний момент. По уму надо было проводить конкурс, подходить к вопросу более спокойно и ответственно». А искусствовед, председатель псковского отделения общества охраны памятников Ирина Голубева недоумевает, почему «из-за сноса ларьков Роспечати или других мелочей собираются заседания Градсовета, а здесь, в таком важном вопросе, решение было принято келейно и тихо».

Действительно — почему? Ведь речь идет о центре города, со сформировавшемся мемориальным и архитектурным ансамблем. И, выходит, что нам семидесяти лет не хватило, чтобы подумать — как здесь увековечить память героев. Это тем более печально, что такие решения не переделаешь. Они надолго. Скорее всего, навсегда.

Елена Ширяева

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 130 человек
Лента новостей